В последние десятилетия в отечественной и зарубежной литературе появились публикации, свидетельствующие о наличии большого количества конкретных видов диагностической деятельности. Понятие диагноза, возникшее в медицине, вышло далеко за ее пределы, наметилась тенденция к расширению границ его применения. Повышенный интерес к проблемам диагностической деятельности проявляют представители различных областей научного знания, в особенности медики, экономисты, социологи, юристы, инженеры, педагоги, психологи. Помимо медицинской различают диагностику ветеринарную, ботаническую, геологическую, техническую, социальную, педагогическую, психологическую [63, 64, 67, 118, 153].
Термин "диагноз" произошел от древнегреческого слова «diagnosis», которое имеет несколько вариантов перевода на русский язык. Первый из них - "междузнание". В данном случае приставка dia переводится как "между", а корень gnosis как "знание" [54]. Во втором случае приставка переводится как "рас", а gnosis как "познание". Соответственно получаем распознавание [180]. Третий вариант перевода исходит из такой интерпретации термина: (dia - отдельно, от; gnosis - знание. Следовательно, диагноз буквально означает "знание, отличное от другого" [177. С. 147]. Три варианта перевода - междузнание, распознавание, знание, отличное от другого, придают понятию - "диагноз" различные оттенки, которые необходимо учитывать, приступая к его анализу.
|
|
В медицине употребляются два понятия - "диагноз" и "диагностика". Последнее означает процесс распознавания болезни, первое - название болезни, нозологической формы, т. е. продукт этого процесса[1]*. Понятие "диагностика" также имеет два значения: 1) распознавание болезни и 2) медицинская дисциплина, являющаяся частью медицинской науки и изучающая способы, пути, этапы распознавания болезней [180. С. З]. Характеристика
диагностики как медицинской и общенаучной дисциплины будет рассмотрена в последующих разделах. Здесь же попытаемся раскрыть понятие диагностики как специфического вида познавательной деятельности.