double arrow

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭПИЛЕПТОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «ТЕМНЫХ» ТЕКСТАХ


Еще Ц. Ломброзо полагал, что в целом «мания пи- i сательства есть не только своего рода психиатричес­кий курьез, но прямо особая форма душевной болез­ни» (Ломброзо, 1892, с. 6). По его мнению, вся художе­ственная литература создается людьми упорными, на­стойчивыми, способными на длительное и подчас мно­гократное переписывание своего текста, людьми, гото­выми к мелочной и детальной проработке каждого аб­заца, каждого своего написанного предложения (там же, с. 21). А это, в свою очередь, коррелирует с опреде­ленной мрачностью и угрюмостью характера, с некото­рыми другими характерологическими чертами лично­сти, которые часто сопутствуют эпилепсии.

Мы не можем согласиться с тем, что в основе всего литературного творчества лежит только одна личност­ная особенность. Разнообразию типов литературных направлений, жанров и школ соответствует такое же разнообразие психологических типов личностей писа­телей.

Опишем тексты, которые можно атрибутировать как вербализацию эпилептоидной акцентуации. Их мы на­звали «темными». По нашим наблюдениям, в современ­ной культуре они встречаются чаще всего, поэтому в данной работе им уделено особенно много внимания.

Эмоционально-смысловая доминанта «темных» текстов базируется на психических состояниях, схо­жих с теми, которые возникают при эпилепсии. В пси­хиатрической литературе отмечается, что при этом за­болевании возможны изменения как в церебральных процессах, так и в общесоматических. Приступообраз­но возникающие расстройства сознания сопровожда­ются зрительными, слуховыми и обонятельными гал-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах




|цииациями (Жариков и др., 1989; Портнов, Федотов, I; Практический..., 1981; Справочник..., 1985). Рассмотрим коротко сущность эпилептоидной ак-

ритуации.


Сейчас читают про: