Приведем пример типичного текста, порожденного лицом с эпилептоидной акцентуацией (начало повести Валентина Катаева «Сын полка»):
Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из черных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.
Глава 2. Отражение черт личности в текстах
Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал туман.
Лес был смешанный. То в полосе лунного света пока-аынался непроницаемый черный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берез; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окруженные радужным сиянием.
И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая и заставляет воображение рисовать ска-Яочные картины: серого волка, несущего Ивана-цареви-ча, огромные лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало еще что!
Но меньше всего в этот глухой, мертвый час думали о красоте чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.
Работа была трудная, очень опасная. Почти все время пробирались ползком. Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными желтыми листьями.
Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.
Но самое тяжелое было то, что ни разу не удалось покурить. <...>
Луна тоже сильно мешала. Идти приходилось очень медленно гуськом, метрах в тринадцати друг от друга, стараясь не попадать в полосы лунного света, и через каждые пять шагов останавливаться и прислушиваться.
Необходимо отметить следующее. При всем сход-Ciiic с «активными» текстами, где герои также должны Проявлять осторожность, эмоциональный ореол «тем-Иых» текстов оказывается значительно более «мрачным». Сопутствующая тексту 'озлобленность' является
ft Мигературоведение
Белянин В. Психологическое литературоведение
производной от иного психологического состояния^ нежели 'конфликтность' «активного» текста.
В тексте нами подчеркнуты слова следующих мантических категорий:
1) БОЛЬШОЙ (громадный, огромный, многоэтажный, боль\
мая точность, не больше двух километров)',
2) МАЛЕНЬКИЙ (мало, словечко, ножки, меньше всего\
думать о)',
3) ДЕЛО (выполнить задание, опасный);
4) ЗАМИРАНИЕ (останавливаться, замирать, мертвый лес);\
5) НИЗ (ложиться, лежать, неподвижно пролежать, полз-]
ком, пробираться, земля, леший);
6) ВОДА (сыро, болото, чай, грязь);
7) ЛУНА (лунное небо, лунный свет);
8) СУМРАК (туман, осенняя ночь, черный, уныло).
9) ЗАПАХ (вонючая грязь).
Каждый из этих элементов закономерен для «тем ных» текстов и имеет свое объяснение.
Смысл жизни для героя «темного» текста состоит в том, чтобы делать свое дело и бороться с врагами, которые умны и опасны. Жизнь тяжела и неприятна, человек в ней нередко становится игрушкой в руках враждебных сил.
Для «темного» текста характерно наличие более жесткой, чем в «активном» тексте, оппозиции добра и зла. Если в «активном» тексте враг — это бывший друг, предатель, то в «темном» тексте враг — чужой человек, умный и опасный. Враг несет зло, которое может состоять в том, что он обижает маленького, соблазняет; невинную, изобретает смертоносное оружие, проводит | опасные опыты над людьми и т.п. Добро состоит не только в том, чтобы делать свое дело, но и убить умного и опасного врага. В «темном» тексте могут быть и антигерои — существа без памяти, марионетки, зомби, подвластные чужой (как правило, злой) воле.
Время в «темных» текстах «импульсивно»; пространство обладает способностью сжиматься.
Среди «темных» текстов можно выделить несколько подвидов: «собственно темные», «простые», «жестокие», «вязкие», «щемящие», «вычурные», «разорванные».
^В Глава 2. Отражение черт личности в текстах 83
К,
^•М несколько отличаются друг от друга, однако не
^р жичительно, как от других типов текстов.
В I1 целом же описанная выше эмоционально-смыс-
• доминанта в «темном» тексте реализуется с по-
В к» следующих ключевых компонентов: 'простой',
В.', 'враг', 'дело' и др.
В -мантический комплекс ПРОСТОЙ получает ре-
В < ншю в следующих лексических единицах: обыкно-
В '/, обычный, делающий свое дело, незамысловатый,
В 1'йливый, неприметный и др.
В I' >СКА: бсмь, беспомощность, гнев, грусть, злоба, нена-
В, одиночество, страх (смерти); дождь, мрак, сумерки,
вуиио//ш.
В Н1'ЛГ: непонятный, опасный, умный (очень умный, за-
BfMMf'/J, чужой; замышляющий зло, затаившийся; ненави-
Bffib, окружить со всех сторон, погибнуть, убить.
В 1»()РЬБА: бороться (за справедливость/с опасными пла-
•Мш/ в защиту обездоленных/ сирот/ маленьких), высту-
mjiiu, против угрозы человечеству/мирному труду, стремиться
• i щмиедливости, сопротивляться злу/несправедливости.
Ш Д1ЛО: делать (свое) дело, знать, просто, уметь.
р Кроме того, для «темных» текстов характерна лек-1-И1Ш, связанная с сенсорными ощущениями (слуховыми, зрительными, осязательными) и биологическим ^ншнсм человеческого существования (физиологически! отравления, голод, боль, смех).
Героями «темных» текстов, как правило, бывают '1кщи гак называемых опасных профессий. Это пограничники и разведчики (В. Богомолов «Момент исти-ны»); солдаты (Б. Лавренев «Сорок первый») и доста-п)Чно часто моряки (Вс. Вишневский «Оптимистичес-hin трагедия»; В. Пикуль «Моонзунд»).
Действие происходят, как правило, в суровых при-(чщных условиях — на море, на корабле (Ю. Крымов I анкер "Дербент"»), в тылу у врага (В. Тельпугов «Па-I'iiiiiKvmcTbi»), в шахте, на севере, в замкнутом простран-. то одной комнаты (пьеса П. Шено «Будьте здоровы»), i мимического корабля (М. Пухов «Семя зла») или пси-»имтрической лечебницы (К. Кизи «Над кукушкиным i незлом»; W. Blatty «The Exorcist») и т.п. Тем самым
Белянин В. Психологическое литературоведение
«темные» тексты описывают действия простого челе века в трудных условиях.
«Темные» тексты достаточно часто встречаются i публицистике (например, документальная повесть Л. Як> шенко «Линия напряжения», посвященная строителям высоковольтной линии напряжения, написана снижен ным языком с обилием бранной лексики); они Moryi быть также посвящены политической тематике (Ф. Ни бел, Ч. Бейли «Семь дней в мае»; Л. Уайт «Рафферти» Н. Велтистов «Ноктюрн пустоты»), что делает их близ кими «активным» текстам.
«Темные» тексты существуют и в жанре научно художественной литературы. В центре их вниманим находится описание конкретных, приносящих польз действий. Примером могут служить книги для детеп Б. Житкова («Очерки») и А. Маркуши («А.Б.В...», «А и сам...», «Мужчинам до 16»).
Много «темных» текстов среди произведений < животных (Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» Ф. Зальтен «Бемби»; Б. Житков «Мангуста»), а такж< среди сказок для детей (Б. Брагин «В стране дремучи> трав», братья Гримм, Р. Киплинг, Я. Корчак, С. Лагерлеф, Н. Носов, Д. Свифт, К. Чуковский, С. Маршак и мн. др.).
Жанры, в которых достаточно распространены «тем- ] ные» тексты, — это детективы (А. Конан Доил «При-) ключения Шерлока Холмса», С. Жапризо «Ловушка для] Золушки»; П. Буало, Т. Нарсежак «Волчицы») и науч-j ная фантастика (Г.Дж. Уэллс «Машина времени», «Че- \ лове к-невидимка», А. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид 1 инженера Гарина»).
Опишем ситуацию, которая могла бы служить мо- | делью, базовой основой «темного» текста.
Граница между двумя государствами. С одной стороны «наши ребята», с другой — хитрый и опасный противник. Противник строит коварные планы, он в любой момент готов напасть на нас, захватить нас врасплох, а затем превратить нас в своих рабов, оболванить, одеть в одинаковую форму, заставить нас забыть свою историю, заставить выполнять только ему понятную работу. Что мы дол-
liwna 2. Отражение черт личности в текстах
делать, чтобы избежать плена, захвата, порабоще-1 Понимая, что противник может оказаться умнее 1Р1И даже в чисто физическом плане выше нас мы МШ быть готовы к неожиданному нападению. Пусть нмшачительным, мелким деталям, но мы должны раз-сю возможные шаги, наблюдая за противником, догадаться о готовящемся нападении. А уж если |ц*аение совершено, то мы должны противопоставить lv ппкчные действия и, конечно, уничтожить врага.
Именно такова «референциальная основа когнитив-|И мнюрпретации» (Дейк, 1989, с. 141) ряда ментальных нунций в «темных» текстах. В данном случае это соот-rinyei «наиболее рациональному <...> поведению <...> силовом задержании», называемому контрразвед-|Цими приемом «качание маятника» (В. Богомолов iiimchi истины»). Эта базовая ситуация может обрас-Ц. (тльшим количеством подробностей и деталей. Ифимер, противника можно угадать по различным (по шороху листвы под ногами, по шуршанию |жды, по скрипу обуви и т.д.). Противник может уда-|1ii нас по голове или даже в пах, у защитника может 1§мнеть в глазах, он может упасть, при этом против-|ь засмеется злобным смехом.
Рассмотрим более подробно характеристики геро-|, систему образности и стилистические особенности рмных» текстов.