ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
ВОПРОСЫ:
1. Сущность творческой индивидуальности журналиста
2. Характеристики индивидуального стиля творчества журналиста и образа автора
3.**Типология проявления творческой индивидуальности в журналистике
4. Проблема формирования творческой индивидуальности журналиста
- Дополнительная литература:
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Сущность творческой индивидуальности журналиста
Многое в творческой деятельности журналиста зависит от того, в какой индивидуальный набор сложатся элементы его личности. Недаром известный исследователь в области социожурналистики Сергей (Григорьевич) Корконосенко подчеркивает: «Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически,психологически, социально».
(Как вы думаете, каким образом эти личностные характеристики возможно рассматривать в контексте творческой индивидуальности?)
|
|
· Исходя из компонентов, слагающих личность сущностью творческой деятельности журналиста возможно считать совокупность присущих ему знаний (итог биологического возраста, жизненного опыта ), умений (способность психологически адекватно интерпретировать знания в идеях ) и желаний ( социальных предпочтений), позволяющих эффективно трудиться в избранной сфере.
Разберем данные личностные характеристики применительно к пониманию творческой индивидуальности в журналистике.
Среди биологически запрограммированных свойств творческой индивидуальности принято выделять следующие элементы:
· возраст, т.к. известно, что взросление человека отражает его поиск самого себя, своего творческого «я»; известно, что эйфория молодости часто сменяется разочарованиями, и порой только время приносит мудрость мастерства (а бывает, наоборот, – стандартизацию полученных результатов, не предполагающую дальнейшего развития, своеобразную «непогрешимость»);
· гендерный фактор (т.е. различие между полами личности). Многие исследователи сходятся во мнении, что женщины в журналистике более адекватно, чем их коллеги-мужчины, ориентируются в эмоциональном многообразии мира, но уступают мужчинам в рационалистичности взгляда на мир. Психологи объясняют данный синдром тем, что у женщин правое полушарие мозга (отвечающее за эмоц. восприятие)в 8 раз больше, чем у мужчин. Соответственно увеличение левого полушария(отвечающего за логическое восприятие)у мужчин тоже дает о себе знать. Кстати, вот откуда пошло утверждение «Женщины любят ушами»…
|
|
Среди психологических свойств выделяют следующие факторы:
· генетически обусловленный фактор (т.е. критерии эмоциональной устойчивости; экстраверсия – ориентированность журналиста на внешний мир; альтруизм – бескорыстная забота о благе других; застенчивость; отчужденность; агрессивность; стремление к лидерству и т.д.);
· темперамент (т.е. соотношение индивидуальных свойств журналиста, связанных динамикой психической деятельности). Давайте выделим основные:
1) холерик – активный, сильный, но не уравновешенный тип личности;
2) меланхолики – ранимый, глубоко переживающий, но вяло воспринимающий окружающее тип личности;
3) флегматики – невозмутимый, уравновешенный, обладающий завидным постоянством тип личности;
4) сангвиники – обладающий хорошей реакцией, легко откликающийся на то, что происходит вокруг тип личности.
– Конечно, сангвиник, т.к. они быстрее справляются с неожиданностями, которыми изобилует напряженная журналистская профессия.
К социологическим качествам творческой индивидуальности
традиционно относят:
· характер (т.е. коммуникативный портрет личности). В масс-медиа встречаются различные типы характеров, назовем основные:
- интроверты (обращенные «в себя»)
- экстраверты (распахнутые навстречу окружающей действительности и общению)
- амбаверты - сочетающие в себе открытость и сосредоточенность (это та «золотая середина», которая наиболее оптимальна в жур.творчестве);
· социальная ориентация (степень стремления к общественному благу). Здесь в возможно применение классической типологии социальных ориентаций, выработанной Эрихом Фроммом. Различают:
1) плодотворную ориентацию – по сути деятельностную, направленную на разумность поступков;
2) неплодотворную ориентацию – рецептивную, стяжательско-рыночную, базирующуюся на «сохранении спроса на себя».
Таким образом, мы рассмотрели практически полно сущность творческой индивидуальности в журналистике. Но тем не менее возникает вопрос: в каких формах проявляется эта сущность? Это и станет предметом рассмотрения нашего второго вопроса лекции…
2. Характеристики индивидуального стиля творчества журналиста и образа автора
Индивидуальный стиль деятельности по своему содержанию является личностным, опосредованным систем ой знаний, умений и желаний (как мы помним, это и есть составляющие сущности творческой индивидуальности журналиста). При этом необходимо подчеркнуть, что инд. стиль творчества журналиста обозначает не только специфические, характерные для того или иного журналиста особенности выполнения редакционного задания, но и уникальную структуру подходов, которую характеризуют нормативность, ситемность, историчность. (Как вы думаете, в чем их суть?)
Нормативность фиксирует то положение, что индивидуальный стиль строится все же на основе методических предписаний и общих законов создания публицистического текста.
Системность предполагает взаимоувязанность данных методических предписаний и рекомендаций с инновационными приемами индивидуального стиля тв-ва жур-та.
Историчность декларирует, что степень проявленности и набор компонентов взаимоувязанной системы (совокупности теоретических требований и индивидуальных способов практической деятельности) возникают и развиваются во времени. Кроме того, согласно классификации исследователя СМИ Евгения Климова (Казань), характерными признаками индивидуального стиля творчества журналиста можно считать:
- устойчивость системы используемых приемов и способов творческой деятельности;
- обусловленность этой системы определенными личностными качествами (вспомним критерии темперамента, характера и др.);
|
|
- эффективность данной системы как средства приспособления журналиста к объективным требованиям (например, соблюдение положений «Закона о СМИ»)
Нота бене!!! При этом необходимо отметить, что существование объективных требований к журналисту еще не обозначает их универсальность. Следует помнить о том, что окончательно комплекс этих требований определяется в процессе взаимодействия конкретного журналиста с конкретной разновидностью журналистского творчества. (Например, творческий формат репортера и обозревателя-аналитика). Поэтому невозможно указать требования к «журналисту вообще», т.е. окончательное формулирование требований возможно только при условии определения стойкой индивидуальности конкретного публициста, к которой предполагается предъявить те или иные требования.
К тому же в современной науке крепнет позиция, согласно которой человек не рождается проявленным творцом или исполнителем, его задатки приобретают специфическую направленность благодаря уровню воспитания и обучения.
Если же говорить об универсальных чертах в характеристике инд. стиля творчества журналиста, то можно констатировать – творческий процесс журналиста, а стало быть и его творческий стиль, во всех его проявлениях и на всех этапах запрограммирован ориентацией на тот или иной социальный эффект.
Например исследователь СМИ Иосиф (Михайлович) Дзялошинский считает, что с помощью такого критерия возможно рассмотреть несколько стилей творчества журналиста:
- мифологический (т.е. игнорирующий противоречия бытия: нет «плохого» и «хорошего», есть фатальная предначертанность совершающихся цикличных событий);
- формально-логический (т.е. стремящийся к примирению противоречий бытия: возможное и действительное практически сливаются воедино, все возникающие проблемы объясняются «объективными» причинами);
- диалектический (т.е. ориентированный на выявление реальных противоречий как движущей силы любых явлений).
С точки зрения результата, которого посредством применения инд. стиля творчества может достигать журналист-автор публицистического текста, возможна следующая группировка:
|
|
А) тексты, рассчитанные на одновременное воздействие сразу и на социальные институты, и на массовую аудиторию;
Б) тексты, адресатом которых является только сознание массовой аудитории, принципиально не рассчитанные на немедленный отклик какого-либо социального института.
В) тексты, предполагающие оперативную реакцию социальных институтов, но не оказывающие специального воздействия на массовую аудиторию.
( Попробуйте привести свои иллюстративные примеры, характеризующие дифференциацию данных группировок…)
Другой формой существования творческой индивидуальности в журналистике, как мы уже говорили, является образ автора. (Как вы понимаете суть этого термина?)
Прежде всего, образ автора – это не вся личность журналиста, а лишь какой-либо ее аспект, уровень отражения описываемого публицистического факта через призму идеи конкретного автора. Восприятие этой идеи массовой аудитори ей осуществляется специфической логикой рассуждений, посредством использования определенных аргументов и т.п. То есть происходит своеобразное «наложение» аспектов творческой индивидуальности журналиста на сознание и образ мышления массовой аудитории.
Очень важно также помнить о том, что «образ автора» не исчерпывается эффектом воздействия той или иной идеи на потребителя информации. Эта форма выявления творческой индивидуальности журналиста играет не менее важную роль в структуре публицистического текста. Именно «образ автора» зачастую связывает «логическими мостиками» разнородные элементы публикации. Кроме того, «образ автора», даже растворенный в системе рассуждений, является мощным катализатором восприятия заложенной в тексте новостной или аналитической информации ( Как вы думаете, каким образом?). Это происходит потому что невольно создается ситуация диалога. Читатель (телезритель, радиослушатель), реконструируя способы мышления, чувства и оценки автора, как бы вступает в спор, проверяя в этом споре собственные способы мышления и критерии оценки того или иного новостного факта. Таким образом, внешнее восприятие перерастает во внутреннее, обогащая личность потребителя информации.