Структура способа деятельности. Отличие способа творческой деятельности от способа репродуктивной деятельности

Проблема журналистского мастерства лежит в основе теории, которую представляет в своих исследованиях В. М. Горохов. Основной вопрос, который рассматривается в рамках данной модели, это вопрос о специфическом характере способа журналистской деятельности. Выражается эта специфика в понятии “ творческая природа журналистики”.

Творческая природа журналистики (по сути, модератор способа деятельности –), творческое ее своеобразие состоит в том, что:

во-первых, социальная целесообразность журналистики проявляется в достижении определенных результатов и создании информационной картины мира, “обеспечивающей активную социальную жизнедеятельность общества”;

во-вторых, особость проблемной ситуации в журналистике отличается тем, что она “объективируется в процессе деятельности” и имеет “духовно-практическую природу”;

в-третьих, сущность творческого процесса журналиста в единстве общественно-исторических и индивидуально-психологических истоков творчества;

в-четвертых, особость способа деятельности журналиста в том, что он многопланов и сочетаем (в частности можно говорить о сочетаемости типических и индивидуальных черт в нем);

в-пятых, в журналистском творчестве присутствует двоякость открытия нового (что является неотъемлемой чертой творчества вообще): с одной стороны, “журналистика открывает новое в предметном знании”, а с другой стороны “открытие нового связано с изменениями в самой журналистике”;

в-шестых, “ориентация на самобытность и высокое качество продукта труда наиболее явственно обнаруживает творческую природу журналистики”.

При этом, как подчеркивает данный аспект в своих исследованиях И.М. Дзялошинский, типические черты способа творчества не исчерпывают всей совокупности присущих ему признаков ( Как вы считаете, что происходит в реальной журналистской практике?). В реальной практике типическое всегда переплетено с индивидуальным. Это обусловлено самой проблемной ситуацией, которая требует оригинального подхода к разработке темы Исходя из этого можно говорить, что в рамках журналистской деятельности протекают как бы два взаимосвязанных творческих процесса: репродуктивный, он роднит деятельность журналиста с производственным процессом и придает ей воспроизводящий характер; и эвристический (т.е. творческо-поисковый), предполагающий наличие специализированных условий и определенного уровня культуры субъекта (субъектов) творческой деятельности.

*** Г.В. Лазутина в своем учебнике приводит любопытный апокриф, подчеркивающий негативные черты репродуктивного процесса: мастер на заводе, Петрович, расстается с одним из учеников после недельной пассивной практики за то, что тот за это время не задал ни одного вопроса, не попробовал что-нибудь сделать по-своему, лишь аккуратно выполняя задания Петровича – нет «живинки», желания задумываться как бы лучше сделать…

Одним словом, необходимо помнить, что способ деятельности (в том числе -- творческой деятельности журналиста) образование устойчивое (иначе как бы сохранилась специфика деятельности?!), но вместе с тем и динамичное, склонное к развитию. Правда, в формат этапа развития (собственно творческой деятельности) журналист может вторгаться только при осознании основных особенностей профессиональной деятельности, после приобретения всех необходимых умений и приведения в соответствие с потребностями деятельности свою натуру. (Только так можно избежать изобретения «велосипеда с квадратными колесами»).

Такой подход можно обозначить как познавательно-целевой. Сейчас можно уверенно говорить о том, что практически все области знаний и деятельностей отражены в модельных характеристиках творчества журналиста, широкий спектр которых говорит о расширении границ и подходов к изучению и формированию основных представлений, знаний и позиций в журналистском творчестве.

· В плане резюме можно подчеркнуть, что первоначальное знание о способе в творчестве журналиста складывается из двух параллельных областей: теоретической, опирающейся на исследовательские материалы в этой области, и практической, опирающейся преимущественно на опыт деятельности в рамках системы СМК. Именно эти два представительских поля в познавательной структуре имеют для журналиста (особенно будущего журналиста, как личности формирующейся) наибольшее значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: