Многие исследователи в области психологии творчества в рабочих определениях самого способа творчества акцентируют внимание на том, что творчество – всегда процесс производства знания личностью, при котором личность (творческая индивидуальность) безусловно подвергается кардинальным изменениям, выраженным в индивидуальных формах уровневого развития (– т.е. каждая личность в творчестве реализует свои потенциальные возможности на разных в качественном плане уровнях). Какие же аспекты оказывают влияние на данные процессы (?):
· совокупность информационно-коммуникационных источников (т.е. наблюдение, документы, слухи, консультационные беседы со специалистами различных социальных сфер и т.д.)
· деятельностная творческая позиция самого субъекта (Кто выступает в роли субъекта? -- творческая индивидуальность, т.е. конкретный автор публицистического текста)
(Как вы считаете, носят ли вышеприведенные аспекты характер специфичности, непохожести подхода к способу журналистской деятельности?)
|
|
Безусловно, они специфичны. Журналистский способ деятельности имеет достаточную специфику за счет того (за счет чего?), что здесь довлеющим фактором становится информация социального звучания, базирующаяся на опыте и понимании (Как вы понимаете содержательное наполнение данных терминов?), а также системе познания, которая в свою очередь рождает оценку, опирающуюся на опыт.
Теперь нам необходимо вспомнить дифференциацию в характеристиках МЕТОДА и СПОСОБА.
Способ, как известно, это комбинация реальных составляющих деятельности (т.е. методов), благодаря которой и достигается задуманный результат.
*** Как вы думаете,что является ключевым компонентом в понимании «способа»? – конечно, комбинация методов!
Метод -- (в журналистском плане) система основных принципов отбора, отображения и оценки фактов, связанная с мировоззрением авторов, с их концепцией жизненных приоритетов, с их общественной позицией.
При этом необходимо учитывать возможность привнесения инд. приемов, служащих основой любого метода.
С учетом вышесказанного можно констатировать: типические черты способа деятельности НЕ исчерпывают всей совокупности присущих ему пизнаков. Т. е. в реальной практике типическое всегда переплетено с индивидуальным. Естественно, оригинальность автора, привносимая в создание текста, сужает доступность элементов способа деятельности журналиста для освоения среднестатичным публицистом.
Тем не менее существует целый ряд специфических структурообразующих элементов, доступных освоению среднестатистическим журналистом.
Рассмотрим их крупным планом.
|
|
Способ творчества журналиста прежде всего характеризуется:
1. единством познавательных действий и социальной интерпретацией полученных знаний (что здесь подразумевается?)
2. неразрывностью эмпирического и теоретического уровней познания действительности (что здесь подразумевается?)
3. конкретно-хронологическим, ситуативным подходом к действительности (что здесь подразумевается?)
4. общностью мыслительных и организационно-практических действий журналиста (что здесь подразумевается?)
5. единством методов познания и методов изложения, ориентированных на восприятие массовой аудитори ей (что здесь подразумевается?)
· С другой стороны индивидуальную характерность способу творчества журналиста придают его личностные качества (что здесь подразумевается?) ---- т.е. интеллектуальные, эмоциональные, волевые свойства, интересы, навыки и умения.
(Как вы считаете, в каком качестве они здесь выступают?)
Они выступают в роли конкретных составляющих (т.е. по сути – чего? – методов,), доступных в своей основе освоению среднестатистичным журналистом.
В творческой деятельности журналиста выделяют пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания и вследствие чего доступных освоению:
А) философский уровень (диалектико-материалистическая методология, декларирующая необходимость конфликта, как движущей силы развития)
Б) общенаучные методы познания, используемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями (какими? – наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.)
В) специальные научные методы, применяемые в журналистике – соцопросы, контент-анализ ситуации, психологическое наблюдение и т.д.
Г) междисциплинарные методы (напр., синтез приемов художественного отображения действительности)
6. Д) система приемов, адекватных конкретным особенностям проблемной ситуации, замыслу публицистического произведения и специфике данной аудитории (что здесь подразумевается?)
· Задача для решения
Определите слагаемые познавательной системы журналиста, опираясь на деятельностное поле конкретного журналиста-практика. Проведите серию интервью и небольшое исследование, позволяющее определить структуру познавательной системы данного объекта исследования.