Правовое регулирование противодействия монополистической деятельности и поддержки конкуренции

Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее. Понятие монополистической деятельности. Правомерные монополии. Виды монополистической деятельности. Способы государственного антимонопольного регулирования. Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Конкурентный рынок выступает универсальным регулятором общественного производства.

Сформировали 3 основных подхода и определению конкуренции:

1. Конкуренция как состязательность на рынке.

2. Конкуренция как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

3. Конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Законодательство определяет конкуренцию следующим образом:

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которых их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Существующие конкуренции и вид зависят от:

1. Количества субъектов хозяйствования на товарном рынке.

2. Дифференциации товара

3. Свободы вхождения на рынок и выхода из него.

4. Доступности информации.

5. Контроля над рыночной ценой.

6. Неценовой конкуренции.

7. Сектора экономики.

По методам конкуренцию подразделяют на:

· Ценовую

· Неценовую

Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на гомогенную и гетерогенную.

Также выделяют:

· Открытую

· Закрытую

· Полузакрытую конкуренцию, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.

В зависимости от степени цивилизованности субъектов конкуренция может быть:

· Строгая

· По прецедентам

· Без правил (недобросовестная) – деяние хозяйствующих субъектов направленные на ограничения или устранение конкуренции путем субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающую права и законные интересы потребителей.

· Среди таких деяний закон называет:

1. распространение ложных или точных сведений о конкуренте.

2. Введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара, его качества.

3. Незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировке.

4. Реклама товара, не отвечающего требованиям качества.

5. Искажение в рекламной информации сведений об истинных средствах товара.

6. Некорректное сравнение товаров.

Поддержание конкуренции на товарном тынке довольно сложно без вмешательства государства.

Важнейшим средством государственного регулирования экономики является разработка и принятие актов антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство – комплекс нормативно-правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Кроме того, уполномоченные государственные органы следят за соблюдением антимонопольного законодательства, обеспечивают равноправное положение предприятий на рынке.

Предотвращают дискриминацию производителей и потребителей, а также налагают санкции за нарушение положений законодательства.

Основными нормативно-правовыми актами, направленными на развитие и содействие конкуренции является:

1. Закон РБ о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.

2. Закон РБ об естественных монополиях.

Кроме того ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в нормах кодекса об административных правонарушениях и уголовного кодекса.

Монополистическая деятельность, противоречащая антимонопольному законодательству действия, бездействия, хозяйствующих субъетов государственных органов направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Монополистическую деятельность можно подразделить на:

· Монополистическую деятельность субъектов хозяйствования

· Монополистическую деятельность органов управления.

Признаки монополистической деятельности:

1. Противоправность

2. Монополистическая деятельность может быть как активной, так и пассивной

3. Специфический субъектный состав

4. Антиконкурентный характер

5. Монополистическая деятельность наносит вред как другим субъектам хозяйствования, так и потребителю потребности, которые являются осью предпринимательской деятельности.

Монополистическая деятельность субъектов хозяйствования может осуществляться как индивидуально, так и коллективно.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом формирующим положением на товарном рынке – это противоправное использующееся субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или положение хозяйствующих субъектов на республиканском или местных рынках, дающее ему, им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Все способы злоупотребления доминирующим положением можно разделить на 4 группы:

1 группа: действия против конкурентной среды

2 группа: ценовые манипуляции

Монопольная цена – цена, которая устойчиво отклоняется от её возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим или вступившим в соглашение хозяйствующими субъектами реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью необоснованного и преднамеренного повышения, снижения цен, а также принятие иных мер искусственно вызывающих их рост или падение.

3 группа: навязывание потенциальным контрагентам условий сделок

4 группа: дискриминация потенциальных контрагентов

Субъекты хозяйствования могут осуществлять в различных формах согласованную монополистическую деятельность, создавая для этого объединения или заключая соглашения.

Соглашения возможны как между конкурентами, тогда они называются горизонтальными соглашениями, так и неконкурирующими объектами один из которых занимает доминирующее соглашение на своем товарном рынке (вертикальное соглашение).

Соглашения между покупателями заключаются по фиксированию либо искусственному назначению цен.

Вступление в соглашение может иметь своей целью раздел рынка по различным критериям, исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов, необоснованные изменения цен и так далее.

Монополистическая деятельность органов управления осуществляется с использованием государственных властных полномочий.

Формы такой деятельности:

1. Соглашение с другими субъектами хозяйственной деятельности

2. Незаконное ограничение деятельность субъектов предпринимательства

3. Дискриминация субъектов предпринимательства

4. Нарушение принципа свободы договора

5. Создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды

6. Другие действия признанные монополистической деятельностью антимонопольным органом.

3)

Для осуществления деятельности по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства РБ в системе органов государственной власти созданы специальные ведомства – департамент по антимонопольной и ценовой политике министерства экономики.

Основными направлениями его деятельности являются:

1. Контроль за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности.

2. Общая и специальная превенция.

3. Ограничение и пересечение монополистической деятельности.

4. Привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства.

5. Обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков.

6. Содействие и развитие добросовестной конкуренции.

7. Защита прав субъектов предпринимательства и потребителей.

Кроме того данное ведомство формирует и ведет государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующие положение на рынках.

Реализуя свои функции данное ведомство осуществляет текущий и специальный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих формирующее положение на рынках. Принимает в установленном порядке меры по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующие положение на рынке.

Осуществляет государственный контроль за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов сделками – санкциями, имущественными паевыми взносами, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов оказывает содействие, осуществляющие общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства регулирует цены на товар, произведенные в условиях естественных монополий и /или устанавливает минимальный уровень их обеспечение товарами, произведенными или реализуемыми в условиях естественных монополий в случае невозможности удовлетворения в полном объёме потребностей в этих товарах.

Перечисленная деятельность антимонопольного органа называется мерами антимонопольного регулирования.

За нарушение антимонопольного законодательства установлены различные виды юридической ответственности, которые могут применяться к одновременно. Правонарушитель может быть привлечен одновременно к экономической и гражданско-правовой ответственности, а его должностные лица в зависимости от тяжести правонарушения и административной и уголовной ответственности.

Экономическая ответственность наступает в следующих случаях:

1. За превышение государственных регулируемых цен и тарифов дикларируемых размеров повышение свободных цен (тарифов).

2. В случае установления факта запрещенных ценовых соглашений как формы ограничительной деловой практики.

3. Установление монопольно высокой цены.

4. Необоснованное уклонение поставщика-монополиста от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.

Гражданско-правовая ответственность существует в форме признания сделки недействительной или установление факта ничтожности сделки.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена кодексом РБ об административных правонарушениях.

Уголовный кодекс РБ определяет меры уголовной ответственности, за общественно опасные деяния, наущающие антимонопольные законодательства в статье 244-249.

3.17. Правовое регулирование обеспечения качества продукции (работ, услуг)

Понятие и источники правового регулирования качества продукции. Понятие и цели технического нормирования и стандартизации. Виды технических нормативных правовых актов. Понятие и цели оценки соответствия. Аккредитация и подтверждение соответствия. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Удостоверение положительных результатов оценки соответствия. Государственная гигиеническая регламентация и регистрация. Правовые основы обеспечения единства измерений. Метрологическая служба. Государственный метрологический надзор и контроль за средствами измерений. Государственный контроль и надзор в сфере технического нормирования и стандартизации. Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере обеспечения качества товаров (работ, услуг).

Источники правового регулирования качества продукции

Об оценке соответствия требованиям технических нормативных
правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 269-З

О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., №262-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г.

Об обеспечении единства измерений: Закон Респ. Беларусь, 5 сент. 1995 г., № 3848-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г.

Качество товара (работы, услуги) – совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные, эстетические требования и др.)

В условиях рыночной экономики вопрос качества товаров (работ, услуг) – это вопрос выживаемости производителей в конкурентной борьбе на всех уровнях – от производства средств производства до товаров потребления.

В РБ сложилась единая государственная система обеспечения качества, которая включает в себя: систему технического нормирования и стандартизации, систему оценки соответствия, обеспечение единства измерений. Кроме этого установлены единые санитарные и гигиенические правила и требования.

Т ехническое нормирование – это деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, использования. Стандартизация – это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач. Закон устанавливает цели, способы и компетенцию органов государственного регулирования в области технического нормирования и стандартизации.

К техническим нормативным правовым актам (ТНПА) относятся:

-технические регламенты,

-технические кодексы установившейся практики,

-стандарты, в т.ч. государственные, стандарты организаций,

-технические условия.

Технические регламенты разрабатываются в процессе технического нормирования и устанавливают обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью. Требования по безопасности могут устанавливаться либо непосредственно, либо путем ссылки на технические кодексы или стандарты. Целью разработки технических регламентов является защита жизни, здоровья, наследственности человека, имущества физических и юридических лиц, охрана окружающей среды.

Разрабатывают технические регламенты республиканские органы государственного управления. Технические регламенты применяются одинаковым образом независимо от страны происхождения товара и обязательны для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. Технические регламенты должны также содержать методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в Технических регламентах.

Технические кодексы установившейся практики разрабатываются в процессе стандартизации и содержат основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, использования, реализации и др. Разрабатываются с целью реализации требований Технических регламентов и повышения качества процессов разработки, производства, использования, реализации и т.д.

Разрабатываются республиканскими органами государственного управления. Вводятся в действие после государственной регистрации и официального опубликования информации о гос. регистрации (не ранее 60 дней). По содержанию технические кодексы не должны противоречить техническим регламентам.

Стандарты разрабатываются в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов и содержат технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации, хранения и т.д.

Государственные стандарты разрабатываются,как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты применяются добровольно. Применение госуд. стандарта обязательно, если: 1) в техническом регламенте содержится ссылка на государственный стандарт; 2) если субъекты добровольно применили гос. стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции, либо продукция сертифицирована на соответствие требованиям госуд. стандарта.

Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются юридическими лицами и индивид. предпринимателями самостоятельно. Технические требования этих стандартов распространяются только на тех, кто их утвердил. Стандарты организаций не должны противоречить техническим регламентам. Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию и услуги, подлежащие реализации иным лицам.

Технические условия разрабатываются в процессе стандартизации. Разрабатываются ТУ юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, утверждаются ими и содержат технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции (услуге), включая правила приемки и методы контроля. Разрабатываются и утверждаются на продукцию (услуги), предназначенные для реализации. ТУ не должна противоречить техническим регламентам.

Таким образом, система стандартизации в последние годы претерпевает существенные изменения, которые касаются прежде всего подходов к данному виду деятельности. Если прежде государство полностью контролировало процессы разработки, утверждения, применения стандартов, то в настоящее время за государством остаются вопросы обеспечения безопасности продукции, процессов ее разработки и др., все прочая деятельность по разработке технических требований передается заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации. Технические нормативные правовые акты разрабатываются публично на основе широкого обсуждения, что позволяет заинтересовать производителей в применении требований ТНПА и повысить ответственность за соблюдение требований, содержащихся в данных документах.

Оценка соответствия – деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требования ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.

Проводится с целями: защиты жизни, здоровья, наследственности человека, имущества, окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг); создания условий для свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Объектами оценки являются: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации …; оказание услуг; система управления качеством; система управления окружающей средой; компетентность юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия; профессиональная компетентность персонала и иные объекты в соответствии с законодательством.

К субъектам оценки соответствия относятся: аккредитованные органы по сертификации; аккредитованные испытательные лаборатории (центры); заявители нам аккредитацию; заявители на подтверждение соответствия.

Закон выделяет два вида оценки соответствия: аккредитацию и подтверждение соответствия.

Аккредитация – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении испытаний продукции.

Проводится с целью обеспечения доверия изготовителей, продавцов, потребителей к деятельности органов подтверждения соответствия и создания условий для взаимного признания результатов деятельности этих юридических лиц на международном уровне.

Аккредитация проводится на принципах добровольности, открытости и доступности правил и процедур аккредитации; обеспечения равных условий на аккредитацию; недопустимости ограничения конкуренции при аккредитации.

Подтверждение соответствия – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки требованиям ТНПА. Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются:

сертификатом соответствия;

сертификатом компетенции;

зарегистрированной декларацией о соответствии.

Подтверждение соответствия может быть обязательным и добровольным. Формы обязательного подтверждения соответствия: обязательная сертификация и декларирование соответствия. Перечень объектов обязательного подтверждения соответствия установлен законодательством. Обязательную сертификацию осуществляют аккредитованные органы на основе возмездных договоров. Если необходимо проводить сертификационные испытания, то договор заключается также с аккредитованной лабораторией. Схемы обязательной сертификации устанавливаются техническими регламентами. Положительные результаты удостоверяются сертификатом соответствия. Декларирование соответствия осуществляет заявитель и только в отношении продукции. Декларация о соответствии может быть принята на основании собственных доказательств, либо также на основании доказательств, полученных с участием органа сертификации. Схемы декларирования соответствия устанавливаются техническими регламентами. Декларация должна быть зарегистрирована в органе сертификации на основе договора с заявителем.

Формой добровольного подтверждения соответствия является добровольная сертификация. Проводится по инициативе заявителя на основе договора с органом сертификации. Заявитель самостоятельно выбирает вид нормативного технического правового акта, на соответствие которому будет проводиться сертификация, а также самостоятельно определяет номенклатуру показателей, которые будут контролироваться, Показатели по безопасности должны быть включены обязательно. Положительные результаты удостоверяются сертификатом соответствия.

Обеспечение единства измерений осуществляется с целью защиты юридических и физических лиц от последствий неправильных и неточных измерений. Закон устанавливает императивные нормы, регулирующие отношения по использованию, ремонту, продаже средств измерений. Обязательной проверке подлежат средства измерений, которые используются при проведении торгово-коммерческих, таможенных, почтовых и налоговых операций; при диагностике и лечении заболеваний; контроле за медикаментами; контроле за состоянием окружающей среды; за всеми видами сырья и продовольствия и др.

Государство осуществляет надзор и контроль за средствами измерений. К методам метрологического надзора относятся: государственные испытания средств измерений; утверждение типа средств измерений; метрологическая аттестация средств измерений; проверка средств измерений; проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений. Государственный контроль осуществляется в следующих видах: испытание средств измерений; метрологическая аттестация средств измерений; поверка средств измерений; калибровка средств измерений; проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.

За нарушение законодательства о качестве товаров (работ, услуг) предусмотрены различные виды юридической ответственности. Гражданско-правовая ответственность наступает, в частности, за причинение некачественным товаром (работой, услуг) вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя. В этом случае потребитель вправе взыскать не только причиненный материальный ущерб, но и моральный вред. За нарушение условий хозяйственных договоров по качеству товаров, работ, услуг (договор поставки, строительного подряда и др.) покупатель, заказчик вправе потребовать замены товара на качественный, взыскать предусмотренную законодательством или договором неустойку, потребовать возмещения убытков. В случае существенного нарушения условий договоров по качеству ГК предусматривает право на односторонний отказ от исполнения договора.

Экономическая ответственность предусмотрена законодательством. Предусмотрены также административная и уголовная ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: