Как известно, одиночество рождает немало проблем. Пытаясь защитить свою индивидуальность от унификации и стандартизации и одновременно найти «родственную душу», некоторые дают объявление о знакомстве в газету или Интернет. Такие объявления впервые появились в конце XIX века в Англии. Но сегодня объявления о знакомстве развились в достаточно стандартный жанр опосредованного общения. Рассмотрим тактики самопрезентации при поиске партнера противоположного пола.
Например, среди американских объявлений типа lonely heart advertisement, которые дают женщины в газеты, преобладают запросы о материальном благополучии и сообщения о внешней привлекательности. Мужские объявления соответствуют их запросу, самоописа-
19 Литературоведение
Белянин В. Психологическое литературоведение
ние дается через материальное благополучие и поиск привлекательности.
Тексты публикующихся в России (например, в газетах «Из рук в руки» и «Все для Вас») объявлений в настоящее время достаточно разнообразны. Они обладают следующей структурой.
|
|
Как правило, автор упоминает о своей социальной позиции, указывает на свои физические параметры, пишет о своих морально-этических характеристиках.
Авторы выдвигают определенные требования к личности партнера. Для большинства важны: социальная позиция; физические и морально-этические характеристики.
Анализ свыше 300 объявлений показал, что многие из них дают возможность определить тип личности автора по следующим параметрам:
— преобладающей модальности (зрительная модаль
ность — яркая блондинка, жгучая брюнетка; слухо
вая — люблю музыку;- кинестетическая — с мягким
характером);
— по стилевым характеристикам: лаконичные (праг
матически направленные); стандартные (безэмоци
ональные); эмоциональные тексты.
— Встречаются тексты эпатажные и даже агрессив
ные, сложные, демонстративные.
Коротко рассмотрим основные типы текстов. Есть лаконичные тексты:
Симпатичный москвич, бывший военнослужащий, 68/171, создаст семью с одинокой симпатичной женщиной без жилищных проблем.
Читательское внимание, как правило, привлекают тексты, вьщеляющиеся из общего ряда. Объявления часто таких особенностей не имеют, они «нормальные», «стандартные».
Мне 47/172/87, свободная, приятная, верная, для дружеских встреч на моей территории познакомлюсь с мужчиной без в/пр. и проблем.
Глава 4. Психологическое воздействие текста...
Встречаются тексты эмоциональные:
Найди меня, ты — единственная, кто нужен мне. Я — 20/178/73. Напиши, я так сильно этого жду. Не спонсор.
Наступили зимние холода, так хочется согреть душевным теплом, милую, интеллигентную, с ч/ю, желательно высокую девушку, москвич 33/73/182 в/о, подробности по телефону.
|
|
Полной противоположностью им являются «сложные» тексты:
Предлагаю обмениваться всеобщими вопросами и ответами, для взаимной критики своих представлений, с целью познания понятий. 142100 г. Подольск...
Вот пример текста с отрицаниями:
Я не урод, не дурак, не бродяга. У меня пока нет в Москве жены, детей, квартиры и работы, но есть серьезные намерения. Если вам нужен в мужья нормальный русский мужичина, то напишите мне. 34/175/77, разведен, юрист, не курю.
Иван, 32/180/66, тихий, скромный, верный, с заметным чувством юмора, проблемами не интересуюсь, зла не держу, со скукой не знаком, живу в творческом одиночестве, по наитию. Ищу девушку не из общества, тем более не из высшего, в общем, не от мира сего!
Эпатажный («красивый») текст:
Милые дамы! Внимательно посмотрите направо. Это все Ваше и никуда от Вас не денется. Ну а теперь посмотри налево: высокий, крепкий, 24 г. Скорпион, без... и с... Давайте подойдем поближе и рассмотрим. Давайте?!
Наличие разных по психологической реализации текстов с одним и тем же коммуникативным замыс-
19*
Белянин В. Психологическое литературоведение
лом делает возможным реконструкцию личности автора по тексту. В соответствии с типом автора может быть создан психологический портрет реципиента, на которого рассчитан определенный тип текста (по принципу «Рыбак рыбака видит издалека»).
На основании этого подхода были выработаны рекомендации для бюро знакомств, в частности, о том, что можно вычитать из объявлений и что вкладывать в них. Агентства могли оказывать помощь клиентам в написании объявления и подборе кандидатов.