double arrow

Ствуется какое-то свинство и обоим каналам так и хочет-


", ся сказать: "Поцелуйтесь со своею свиньею!" (сарказм).

(«Демократический союз»)

Вам в казармы! Это налево.

Послушайте! И не говорите, что Вас не было дома!

Вы дома (метаф.), Вы в России, и этот дом рухнет

Вам на голову, если на крыше будут сидеть коммунисты!

Не ведите себя подобно ребенку (сравн.),

тянущему в рот без разбора любую гадость.

Не голосуйте за левых всех мастей (неодобр.).

(«Союз правых сил»)

С точки зрения синтаксиса данные тексты харак­теризуются большим количеством абзацев, вставных конструкций, вводных слов и словосочетаний, проти­вопоставлений, наличием большого количества знаков препинания: тире, двоеточие, восклицательный и воп­росительный знаки. Нередко встречаются в них нарра­тивные вопросы. Предложения, как правило, распрост­раненные, сложносочиненные или сложноподчинен­ные с одним или часто с несколькими придаточными предложениями.

В эпатажных текстах нередко встречается лекси­ка, связанная с едой: объедаться русскими кушаньями, здоровая русская кухня, холуйская пайка, с остатками пищи в углах небритого рта, звон бокалов, бесконечные фуршеты, за чечевичную похлебку, свиная похлебка из корыта, «студент, который только пьет пиво», гости-






Белянин В. Психологическое литературоведение



нец, даровой стол (и хороший стол!), а также послови­цы, поговорки, эпиграммы, в которых упоминается еда: «хрен редьки не слаще», «Отпусти меня к деточкам, Ванечка! Я за то подарю тебе пряничка» и т.п. Как правило, употребление такой лексики имеет негатив­ный оттенок. Едят, «объедаются», — плохие, голода­ют — хорошие.

И насчет жены не верю. Какой у бедняжки бизнес? Я своими ушами слышала, что у Лужковых есть корова и они внукам Ельцина молоко продают. И пасека еще есть! Я вот мед у мэра хотела купить. Может, он лавочку в мэ­рии откроет? Мне и творог нужен, и сметана. Разве ж это бизнес?

Однако семантическая категория «голод» представ­лена не ярко (голодные и чванливые, голодать, на хлеб зарабатывать и др.).

Часто в данных текстах можно обнаружить проти­вопоставление добра и зла (как в сказках), истины (прав­ды) и лжи.

Бог не в силе, а в правде, не в деньгах, а в совести.

Не голосуйте за левых всех мастей... Не отдавайте Ваше право налево! Голосуйте за Союз правых сил!

Робкое, приличное Добро в кисейном платьице с во­ланчиками испытывает, подобно девочке-отличнице, не­победимое влечение ко Злу — расхристанному чумазо­му мальчишке, тайком затягивающемуся отцовской си­гаретой. Неравный и несчастливый брак.

В эпатажных текстах часто встречаются упомина­ние тех или иных животных, пословицы и поговорки, где упоминаются различные животные, а также срав­нения с животными: «Собаке— собачья смерть»; со зве­рями в темном общественном лесу; культивировать зве­ринцы; бассейн с золотыми рыбками; живая божья ко­ровка. Это также придает некоторую «сказочность» дан­ным текстам.




Глава 4. Психологическое воздействие текста...



В эпатажных текстах много отвлечений, примеров, которые иллюстрируют простые мысли:

Есть такая современная пародия на знаменитую сказ­ку о Золушке. В этой сказке умная мачеха, которая хоте­ла повредить своей падчерице, не стала держать ее в чер­ном теле, не стала перед нею раскладывать мешок проса и мешок золы, которые она должна была отделить друг от друга. Она сделала все наоборот.

Она свою дочку, родную дочку, заставила работать, научила домашнему хозяйству, сделала ее спортивной, тренированной, подготовила, словом, к жизни, к жизнен­ным трудностям. А падчерицу она уложила в постель, накрыла шелковым одеялом, кормила ее восемь раз в день, не давала пылинке на нее упасть. В конце концов, когда пришел принц, он обнаружил спортивную, в джин­сах, в кедах родную дочку, молодую, стройную, краси­вую, которая все умела, у которой все в руках горело, и эту так называемую Золушку, раскормленную, как до­машняя индюшка, которая уже рукой пошевелить не мог­ла, которая лежала в постели, у которой глаза заплыли. Тщетно было бы спрашивать, на ком женился принц. По-моему, это и так ясно. Потому что ноги у Золушки рас­пухли, и никакая хрустальная туфелька уже на нее не на-* лезала. Спортом надо было заниматься.



То же самое происходит с Россией. Казалось, при­рода нас одарила щедро....

: (Валерия Новодворская

«Мой Карфаген обязан быть разрушен»)

В целом эпатажные тексты интересно читать, даже не вдумываясь в смысл, так как внешняя эстетика, ху­дожественность отвлекают читателя, и тем самым эпа­тажные тексты вносят в процесс потребления массо­вой информации некоторый игровой момент.







Сейчас читают про: