Мобильные радиостанции ГПС

Мобильные УКВ радиостанции ПОпредназначены для организации симплексной бесподстроечнной двухсторонней радиосвязи пожарных подразделений и оперативных служб, имеющих одинаковую частоту и тон вызова в любое время суток.

Радиостанции обеспечивают радиосвязь:

- с однотипными радиостанциями («Маяк» - «Маяк»);

- с радиостанциями других типов, имеющими одинаковые частоты связи и вызова.

Мобильные радиостанции классифицируются:

1. По месту расположения - на пожарных автомобилях.

2. По способу питания - от АКБ.

3. Конструкцией антенны и длиной антенного кабеля.

Мобильные радиостанции устанавливаются на автомобилях в различных местах [2]. Так, на автомобиле УАЗ-469 (рис. 3.11, а) пульт управления 3 устанавливается в кабине на нижнем обрезе приборного щитка с помощью кронштейна 2; держатель с микротелефонной трубкой и громкоговоритель 4 размещаются на приборном щитке в удобном для оператора месте; приемопередатчик с блоком питания 7 - в заднем отсеке кузова на амортизационной раме; антенна - в центре крыши кузова автомобиля; аккумулятор 1 - в моторном отсеке; соединительные кабели прокладываются в углах кабины. Закрепление кабелей должно исключать их чрезмерную вибрацию и перегибы, приводящие к обрывам проводников или нарушению электрических контактов в местах их соединения.

Рис. 3.11. Схема размещения радиостанций на автомобилях: а - УАЗ-469: 1 - аккумулятор;

2 - кронштейн; 3 - пульт управления; 4 - громкоговоритель и держатель с микротелефоном;

5 - противовесы антенны; 6 - антенна; 7 - приемопередатчик с блоком питания;

б - АЦ-40 (130)-63Б: 1 - кронштейн; 2 - пульт управления; 3 - держатель с микротелефоном; 4 - антенна; 5 - кронштейн приемопередатчика; 6 - блбк питания; 7- рама;

8 - приемопередатчик; 9 - громкоговоритель; 10- пульт управления дистанционный;

11- разъем; 12 - распределитель

На пожарных автомобилях АЦ-40(130)-63Б (рис. 3.11, б) или АНР-4(130)-64 радиостанции размещаются следующим образом: пульт управления 2 с держателем микротелефонной трубки 3 и громкоговорителем 9 - на общем кронштейне и крепится перед рычагом коробки передач в кабине водителя. Распределитель 12 устанавливается в левом заднем отсеке (первый вариант). Приемопередатчик вместе с блоком питания устанавливается на амортизационной раме, которая с помощью кронштейнов 5 подвески крепится к крыше кузова внутри левого переднего отсека. В этом же отсеке устанавливается распределитель 12 (второй вариант). Прогиб крыши устраняется с помощью планок, входящих в монтажный комплект. Второй пульт управления 10 с держателем микротелефонной трубки крепится на специальном кронштейне в заднем (насосном) отсеке и левой вертикальной стенке. Громкоговоритель 9 закрепляется выше пульта управления. Антенное устройство 4 устанавливается на кронштейне над передним ветровым стеклом по центру кабины водителя. Соединительные кабели прокладываются под внутренней обшивкой кузова.

Антенны радиостанций предназначены для преобразования энергии электрических колебаний в энергию электромагнитного поля на передаче и обратного преобразования на приеме.

Для установки на подвижные объекты широкое применение находят штыревые антенны, обладающие такими ценными качествами, как простота конструкции и достаточная механическая прочность. Штыревая антенна представляет собой несимметричный четвертьволновой вибратор. Его входное сопротивление примерно в два раза меньше, чем у антенны типа «Стакан».

Конструктивно антенна выполняется в виде металлического штыря, пружины и проходного изолятора. Для согласования антенны с коаксиальным кабелем используется четвертьволновый трансформатор. Экранирующая оплетка кабеля должна быть заземлена. Подвижные объекты не заземляются, поэтому используются противовесы.

В радиостанциях, устанавливаемых на автомобилях, в качестве противовеса чаще всего используется крыша или другая металлическая деталь автомобиля. В автомобиле с брезентовым тентом противовесом должно служить кольцо с приваренными к нему четвертьволновыми штырями, расположенными друг к другу под углом 120°. Кольцо со штырями размещается в горизонтальной плоскости у основания антенны, и к нему припаивается экранирующая оплетка кабеля. От качества соединения экранирующей оплетки кабеля с массой автомобиля или противовесом в большой степени зависит величина мощности, излучаемой антенной.

Антенны характеризуются диаграммой направленности [1]. Диаграмма направленности - это график, показывающий зависимость напряженности поля радиоволны от направления излучения. По этому признаку антенны делятся на антенны направленного (телевизионные приемные антенны, параболические антенны) и ненаправленного действия (телескопические антенны, штыревые антенны). Наиболее широкое распространение при организации радиосвязи в диспетчерских службах нашли антенны, обеспечивающие круговую диаграмму направленности излучения, т.е. удовлетворяющие требованию равномерного излучения энергии во все стороны в горизонтальной плоскости (вертикальная поляризация). Диаграмма направленности антенн в этой плоскости зависит от многих факторов: тип антенны, высота размещения над землей или токопроводящей поверхностью крыши, наличие близко расположенных металлических конструкций и т.д.

Применение направленных антенн (рис. 3.12) может дать дополнительное увеличение дальности связи за счет эффективности излучения. Однако применение таких антенн для решения ряда задач (например, связь с транспортными средствами) требует их установки на поворотных устройствах, что, конечно, повышает стоимость радиостанции и делает ее управление более сложным, поэтому применение антенн направленного действия эффективно на стационарных пунктах связи при достаточно больших потоках информации, т.к. характеристики направленных антенн позволяют организовывать передачу данных с большей эффективностью, чем при использовании ненаправленных антенн, что в перспективе является немаловажным фактором.

а) б) в) г)

Рис. 3.12. Антенны направленного действия:

а) рефлекторная; б) типа «волновой канал»; в) параболическая;

г) типовая диаграмма направленности антенн направленного действия

Основными параметрами антенн являются: коэффициент полезного действия, коэффициент направленного действия, коэффициент усиления, полоса пропускания, волновое сопротивление и др.

В портативных и носимых радиостанциях иногда используются спиралевидные или проволочные гибкие антенны. Противовесом в таких антеннах служит масса приемопередатчика, но фактически тело оператора также является одним из противовесов, электрические характеристики которого отличны от необходимых. Вследствие этого диаграмма направленности меняется в зависимости от взаимного расположения тела оператора и радиостанции, площади контакта рук оператора и корпуса радиостанции, а также некоторых других факторов.

В итоге, от качества антенно-фидерного тракта зависит уровень сигнала на приеме (следовательно, дальность связи), уровень помех, попадающих на вход приемника (следовательно, качество связи). Совершенствование этой функциональной части радиостанции выгодно вдвойне: т.к. антенна является взаимным устройством (приемопередающей), то насколько есть выигрыш (проигрыш) на передаче, настолько будет выигрыш или проигрыш на приеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: