Понятие правового режима информации и его разновидности

Глава 5. Правовые режимы информации

5.1. Понятие правового режима информации и его разновидности

5.2. Режим свободного доступа

5.3. Режим ограниченного доступа

5.4. Режим документированной информации


10.08.2013


5.1. Понятие правового режима информации и его разновидности


Стр. 1 из 3


Понятие правового режима информации и его разновидности

Правовой режим информации наряду с предметом и методами регулирования информационных отношений выступает в качестве одного из системообразующих факторов, полагаемых нами в качестве основы выделения информационного права в отдельную комплексную отрасль.

Термином правовой режим довольно часто оперируют в юридической литературе. Достаточно назвать работы таких авторов, как С.С. Алексеев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.Б. Исаков, Б.В. Ерофеев, В.Ф. Попондопуло, Д.Н. Бахрах, чтобы обозначить масштабы применения и отраслевую географию данного понятия.

Наиболее обстоятельный анализ правового режима дается в работах С.С. Алексеева, который понимает под ним порядок регулирования, выраженный в «комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

Очевидно, что любая направленность, а направленность регулирования отношений, возникающих в обществе по поводу информации, не будет являться в этом смысле исключением, должна характеризоваться мерой возрастания либо убывания регулирующих воздействий на данный комплекс общественных отношений.

Такими регулирующими воздействиями будут дозволения и фактические управомочия, с одной стороны, и обязывания и запреты — с другой Ч

На практике термин «фактическое управомочие» может быть применен в отношении сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну и обладатель которых не наделяется какими-либо исключительными правами на данный объект гражданских прав, но располагает фактической монополией на него.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений либо фактических управомочий, что равнозначно мере убывания запретов и обязываний, мы можем говорить о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений либо фактических управомочий, что равнозначно мере возрастания запретов и обязываний, мы можем говорить об ограничительном информационном режиме.

Льготный и ограничительный режимы, если прибегнуть к терминологии С.С. Алексеева, являются генеральными юридическими режимами и выступают в качестве заглавных, например, для гражданского и административного права соответственно. Эти режимы будут служить наиболее общими и при дифференциации правового режима информации на режим свободного и режим ограниченного

10.08.2013


5.1. Понятие правового режима информации и его разновидности


Стр. 2 из 3


доступа.

Вместе с тем в силу широты диапазона проявлений информации общие ее режимы модифицированы в частные, которые характеризуют специфику правовой регламентации отдельных сфер ее циркуляции. Однако ни в теории, ни на практике не выработано единого подхода к частным правовым режимам информации, хотя отдельные сферы общественных отношений по ее поводу уже давно подверглись правовому опосредованию. Имеются в виду сферы правовой охраны интеллектуальной продукции, документированной информации и сфера регулирования режима сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую, государственную и некоторые другие виды тайн.

Отмеченное выше позволяет осуществить классификацию частных правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа будут образовывать режим
исключительных прав, режим информации, отнесенной

к общественному достоянию, и режим массовой информации.

Режим ограниченного доступа будут составлять режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Критериями подобной классификации выступают мера важности и мера доступности тех либо иных сведений. При этом следует иметь в виду, что абсолютно доступных сведений, в отношении которых установлен тот либо иной режим, не существует. Всегда будут иметь место фактические либо юридические препятствия, затрудняющие доступ к определенным блокам сведений.

Законодатель в ряде федеральных законов формулирует перечни отдельных категорий сведений, доступ к которым не подлежит какому-либо ограничению. Так, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ:

• к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы

и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

. информации о состоянии окружающей среды;

• информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

• информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой

10.08.2013


5.1. Понятие правового режима информации и его разновидности


С

'l Л

тр. 3 из 3


информацией;

• иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Аналогичный перечень содержит и Закон РФ «О государственной
тайне». В соответствии со ст. 7 указанного Закона не подлежат
отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих
безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также
о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и их последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,
образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии
преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах,

предоставляемых государством гражданам, должностным лицам предприятий, учреждениям, организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах России; о состоянии здоровья высших должностных лиц России; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Специальной оговорки требует правовой режим документированной информации. Этот режим не подпадает под классификационное основание, сконструированное как мера доступности сведений, поскольку отражает форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Однако режим документированной информации не отвергает возможности отнесения ее к разряду свободно или ограниченно доступных. По отношению к режиму документированной информации режимы свободного и ограниченного доступа будут являться юридически первичными4.

Покажем подробнее особенности охарактеризованных выше правовых режимов.

10.08.2013


5.2. Режим свободного доступа


Стр. 1 из 4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: