double arrow

Нормативная основа экономического моделирования деятельности предприятия

3

Понятие экономической (хозяйственной) деятельности вводит ст.34 Конституции (см. эпиграф). С точки зрения многих авторов (В.С. Мартемьянов [9.3.], И.В.Дойников [9.4.]) экономическую деятельность с точки зрения экономического оборота делится на стадии

а) доэксплуатационная стадия (регистрация, лицензирование, создание планов предприятия);

б) эксплуатационная стадия - совпадает с понятием производство

в) послеэксплуатационная (возникновение обязательств перед налоговыми службами, статистическая отчетность. Обмен и распределение)

Однако подобный подход для классификации ограничений, регламентирующих деятельность предприятия, кажется слишком скупым. Например, деятельность подразделений предприятия, прогнозирующих и планирующих производственную деятельность в будущие моменты времени в соответствии с потребностями рынка, стратегическими целями, поведением конкурентов, поставщиков и потребителей, финансовым состоянием предприятия, не укладывается ни в одну из стадий. Эта деятельность определяет экономическое поведение субъекта на всех трех стадиях и её отсутствие в классификационной схеме, указывающей нормативные ограничения чревато нарушением основных принципов адекватного прогнозирования (планирования). (Можно предположить, что модели, используемые в работе по построению планов, не будут соответствовать всему комплексу нормативных актов, которые должны регламентировать деятельность предприятия и которые определяют ответственность руководителей за соответствующие нарушения. Это соответствует действительности.) Примером того, как предварительный анализ в правовой сфере может повлиять на принятие делового решения, служит определение цены новой компьютерной клавиатуры, производимое в Microsoft Corporation. Юристы- аналитики компании включили в цену затраты на потенциальные судебные разбирательства в связи с так называемым "туннельным синдромом" – травмой запястья, поражающей людей, много работающих за клавиатурой. В результате цена одной клавиатуры выросла на 2 доллара 82 цента. Только грамотные специалисты юристы могли проанализировать большую информацию о судебных разбирательствах, оценить перспективы успешного или неуспешного завершения дел и указать величину возможных потерь. [9.8.]

Не подходит ни в одну из указанных стадий деятельность производственных структур, направленная на уменьшение риска понести дополнительные затраты при нарушении положений экологического права (Гражданский, Земельный, Лесной, Градостроительный Кодексы и многочисленные Федеральные Законы (см. далее) содержат основные принципы этой отрасли права, относящиеся к регламентированию хозяйственной деятельности.) Если нарушения этих актов производятся в результате производственной деятельности, то есть можно отнести функционирование этой производственной подсистемы ко второй стадии, то большое количество мероприятий, предотвращающих такое нарушение необходимо производить на первой и третьей стадии.

Эти примеры ещё раз указывают на необходимость построения классификации нормативных актов, которые регламентируют функциональные подсистемы предприятия.

В качестве исследовательской работы была построена Основная классификационная таблица (Приложение). В построенной таблице всего 13 столбцов, в каждом из которых собраны нормативные акты, регламентирующие деятельность следующих функциональных подсистем:

1. Маркетинговая;

2. Коммуникационная;

3. Финансовая;

4. Юридическая;

5. Планирования;

6. Экологическая;

7. Техническая, технологическая;

8. Информационная;

9. Организационная;

10. Управления;

11. Социальная;

12. Транспортная;

13. Энергетическая.

В каждом столбце, во-первых, указываются статьи Кодексов Российской Федерации, во-вторых, статьи и параграфы иных Федеральных Законов, в которых указаны явно или неявно суть ограничений накладываемых на функционирование каждой подсистемы (или группы подсистем).

Рассмотрим набор правовых ограничений, определяющих функционирование одной из подсистем, например, маркетинговой. Нетрудно заметить, что многие нормативные акты являются определяющими как для маркетинговой, так и коммуникационной подсистем. Действительно, элементы обязательственного права (то есть совокупности правовых норм и правовых институтов, регламентирующих гражданские, в том числе и хозяйственные правоотношения, возникающие из договоренности сторон, принимающих на себя определенные обязанности и приобретающие в связи с этим определенные права) определяют действия, как маркетинговой подсистемы, так и коммуникационной. Действительно, согласно п. 2 Ст308 ГК “ Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать ” и поэтому правовые акты, регламентирующие нормы обязательственного права относятся к деятельности обеих подсистем.

Обязательства возникают из договора (см. ссылки в ячейках {(О сделках Ст. 153-187 ГК)}, {Договор:Ст.420-453 ГК}, {Купля –продажа: Ст.454-505 ГК, обязанности продавца}, {Неустойка и залог: Ст. 330-358 ГК, обеспечение исполнения обязательств}, {Поставка, государственная поставка Ст. 506-538 ГК, ответственность за поставку некачественного товара, обязанности продавца}, { Ст. 223-224 ГК (О передачи вещи), Ст. 211 ГК. Риск случайной гибели имущества}.

В указанных ссылках указывается и на то, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Для моделирования деятельности маркетинговой подсистемы определяющими положениями, несомненно, являются установление таких параметров поведения как понятие и формы сделок, их недействительность, недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства, порядок исполнения обязательства, валюта и размеры денежных обязательств, способы обеспечения исполнения обязательств статья, понятие неустойки и залога, понятие и условия договора, порядок его заключения. Для рассмотрения эффектов случайного воздействия на процесс передачи товара, материалов необходимо учитывать положения норм, определенных в статьях Гражданского Кодекса 221(Риск случайной гибели имущества), 223-224, главы 30 “Купля – продажа”, ст506-538 (о поставке продукции и услуг, о государственной поставке).

Нарушение требований охраны труда (см. также Социальную подсистему) могут повлечь существенные затраты- штрафы и другие санкции, а также закрытие производственных объектов (см. Организационную подсистему, тексты статей 25 “Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда” и 26 “Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда ” Федерального закона “Об основах охраны труда”.) Маркетинговая и коммуникационная подсистемы ответственны за поставку и приобретение материалов, сырья и продукции, которая может не соответствовать нормативным актам по охране труда (См ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Постановление Правительства РФ N 399).

Как показывает практика, преступления в сфере экономической деятельности в настоящее время являются достаточно распространенным явлением. Общественная опасность экономических преступлений заключается в том, что в результате таких посягательств экономическим интересам государства и иным субъектам, связанным с предпринимательской деятельностью, наносится значительный ущерб.

Специалисты коммуникационной и маркетинговой подсистем (см. Главу о маркетинговой подсистеме), а также специалисты, прогнозирующие деятельность этих функциональных подсистем должны иметь четкое представление о классификации деятельности, которая может попасть под действия статей Уголовного Кодекса РФ. Действительно, мотивация деятельности сотрудников, которая определяет принятие решений по функционированию каждой из подсистем, зависит и от классификации этих действий Уголовным Кодексом. В частности статьями:

171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции;

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем;

Статья 180. Незаконное использование товарного знака;

Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм;

Статья 182. Заведомо ложная реклама;

Статья 188. Контрабанда;

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;

Статья 200. Обман потребителей.

Например, за нарушение законодательства о рекламе установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Начнем с последней. В ст.31 Федерального закона "О рекламе" от 18 июля 1995 г. записано: " Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации ".

Закон запрещает лживую рекламу под страхом уголовной ответственности. В ст.182 УК дано определение "заведомо ложной рекламой": использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Уголовной ответственности подвергаются должностные лица, допустившие нарушение рекламного законодательства.

Согласно комментариям, даваемым статье 200 УК [9.5., 9.6.], законодательство предусматривает уголовную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере. Обязательным условием наступления ответственности является совершение предусмотренных названной статьей деяний в значительном размере.

Указывается, что недостатком товара (работы, услуги) является несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Существенным недостатком товара (работы, услуги) является такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Субъектом данного преступления могут выступать как служащие организаций, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению (независимо от форм организаций и видов собственности), так и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли или услуг.

Многие правонарушения в сфере торговли (в частности осуществлении деятельности, реализующей договор розничной купли-продажи) предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Например, в статье 14.1 Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), указывается на то, что предпринимательская деятельность, в том числе и продажа товаров, производимая без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если это обязательно, является административным правонарушением. Порядок государственной регистрации или получение специального разрешения (лицензии) регламентируется нормами ГК (ст.2, 51, 52), Федеральными Законами “О государственной регистрации юридических лиц”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Порядок лицензирования торговой деятельности определяется и в Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" (с изменениями от 23 июня 1992 г., 8 ноября 1993 г., 16 мая 1997 г.). В частности в Указе указывается, что необходимо: “ Предоставить предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.”

Несомненно, торговая деятельность регламентируется статьями

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Статья 14.7. Обман потребителей (то есть: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг))

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей (То есть: 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; 2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, 3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -

Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака (То есть: незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.)

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта (В частности п2: Поставка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, п3. Закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, п4. Промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией)

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

Таможенный Кодекс Российской Федерации определяет порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств, что регламентирует деятельность маркетинговой подсистемы при проведении внешнеэкономической деятельности. Регламент такой деятельности определен в следующих статьях Таможенного Кодекса:

Статья 19. Право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств

Статья 20. Запрещение ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств

Статья 21. Ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств

Статья 22. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Статья 23. Виды таможенных режимов товаров и транспортных средств

Статья 24. Особенности правового регулирования таможенных режимов

Статья 25. Выбор и изменение таможенного режима

Статья 26. Таможенное оформление и таможенный контроль

Статья 27. Место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации

Статья 28. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации

Статья 29. Пользование и распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам

Деятельность маркетинговой и коммуникационной подсистем, производимая при реализации таможенных режимов, определяется в статьях 30-106, виды таможенных правил указаны в статьях 249-288.

Иные аспекты маркетинговой деятельности, определения рисков, возникающих при различных мероприятиях этой подсистемы обнаруживаются в Федеральных Законах:

1. “О защите прав потребителей

2. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”

3. “О рекламе

4. “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”

5. “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”

6. “О несостоятельности (банкротстве)”

Основные определения, торговые стандарты приведены в Государственном Стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения” (Принят и введен в действие постановлением ГосСтандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

Очевидно использование при проведении маркетинговых мероприятий такого документа, как “Правила продажи отдельных видов товаров” (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55) (с изменениями от 20 октября 1998 г., 2 октября 1999 г., 6 февраля 2002 г.).

Пример использования элементов подобной классификации реализован при исследованиях проводимых по изучению, разработке и выбору маркетинговых стратегий освоения российского автомобильного рынка зарубежными компаниями (см Главу 8). Однако специфика проблема такова, что данных подобной классификации оказывается недостаточно.

Напомним, что в исследовании шла речь о модели выбора стратегий освоения российского автомобильного рынка зарубежными компаниями. Анализ их поведения, указывал на шесть вариантов действия:

1. Экспорт автомобилей на российский рынок;

2. Поглощение российской автомобильной компании;

3. Слияние с российской автомобильной компанией;

4. Создание совместного предприятий;

5. Производственная кооперация с местной компанией.

6. Создание на территории России собственного производства (как вариант на первом этапе - сборочных подразделений)

При оценке коэффициентов, отражающих существенность экономии инвестиций и снижения риска финансовых потерь на экспертов должны были оказывать влияние нормативные акты, определяющие порядок применения иностранных инвестиций (см. Приложение 2 “Документационная основа анализа иностранных инвестиций при проведении исследования маркетинговых стратегий проникновения зарубежных компаний на автомобильный российский рынок”), столбцы квалификационной таблицы “Маркетинговая и Коммуникационная подсистемы”, строка таблицы “Организационно-правовые форма” {предприятия с иностранными инвестициями}.

В результате исследования было указано на то, что маркетинговая стратегия не является жестко определенным правилом, которое установлено раз и навсегда. Возможные мероприятия, которые предпринимают менеджеры компаний для достижения целей, могут сместить акценты маркетинговой стратегии, модифицировав её. Одной из причин этого, является и то, что правовые нормативы, являясь почти стационарными во времени ограничениями, воздействуют на экономические подсистемы, которые в свою очередь не являются постоянными во времени: меняются их параметры, взаимосвязи и другие характеристики, изменяется внешняя среда. В связи с этим результаты влияния таких ограничений будут различными. Возможно, различия будут не столь кардинальными, однако построение общих принципов применения таких ограничений для глубокого экономического анализа и исследования сложившейся производственной ситуации для дальнейшего развития будет являться неправомочным.

Использование приведенной информационной классификации нормативных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность может стать одним из условий для более адекватного моделирования мероприятий, повышающих надежность функциональных подсистем предприятия.


ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 9.

9.1. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: 1999.
9.2. Полный сборник Кодексов Российской Федерации. – М.: 2002.
9.3. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т.1,2 Курс лекций. –М.:Издательство БЕК, 1994
9.4. Дойников И.В. Предпринимательское право. –М: “Издательство Приор”, 1999
9.5. Под ред. Наумова А.В Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. – М. 1998
9.6. Под. ред. Лебедева В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий. –М.: 2001
9.7. Львов Ю.А., Русинов В.М., Саулин А.Д., Страхова О.А. Управление акционерным обществом в России. –М.: 2000.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: