Оглавление
Предисловие научного редактора. 12
Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов. 12
Предисловие. 16
Благодарности. 18
ЧАСТЬ I. Исторические и профессиональные основы консультирования. 19
Глава 1. История и тенденции развития консультирования. 20
Определение консультирования. 21
Персональное руководство. 22
Психотерапия. 22
Консультирование. 23
История консультирования. 24
До 1900 года. 24
1900-1909 годы.. 25
1910-е годы.. 26
1920-е годы.. 26
1930-е годы.. 27
1940-е годы.. 28
1950-е годы.. 28
1960-е годы.. 30
1970-е годы.. 31
1980-е годы.. 32
1990-е годы.. 34
Тенденции нового тысячелетия. 36
Проблемы профилактического здравоохранения. 37
Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании. 37
Рост движения лидерства. 38
Резюме. 38
Сводная таблица. Вехи в истории консультирования. 39
1900-е годы.. 39
1910-е годы.. 39
1920-е годы.. 39
1930-е годы.. 39
1940-е годы.. 39
1950-е годы.. 39
1960-е годы.. 40
1970-е годы.. 40
1980-е годы.. 40
1990-е годы.. 41
Задания для самостоятельной работы.. 41
Литература. 41
Глава 2. Качества эффективного консультанта. 45
Личностные качества и квалификация консультанта. 46
Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта. 46
Личностные качества эффективного консультанта. 47
Поддержание профессионального уровня консультанта. 49
Образование консультантов. 50
Уровни помощи. 50
Специальности, связанные с оказанием профессиональной помощи. 51
Обучение профессиональных консультантов. 52
Теоретическая и системная подготовка консультанта. 53
Теоретические подходы.. 53
Системы консультирования. 56
Участие консультантов в смежных видах деятельности. 58
Продолжение образования. 58
Супервизирование. 58
Пропаганда консультирования. 59
Резюме. 60
Задания для самостоятельной работы.. 61
Литература. 61
Глава 3. Этические и правовые аспекты консультирования. 65
Определения: этика, мораль, право. 66
Этика и консультирование. 67
Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы.. 68
Разработка этических кодексов для консультантов. 68
Ограниченность этических кодексов. 69
Противоречия в этических кодексах и между этическими кодексами. 70
Принятие этически верных решений. 70
Другие этические принципы.. 71
Обучение консультантов принятию решений в ситуации этического выбора. 72
Этические вопросы в особых консультационных ситуациях. 73
Этические проблемы школьного консультирования. 74
Компьютеры, консультирование и вопросы этики. 74
Этические вопросы брачного/семейного консультирования. 74
Этические вопросы в других ситуациях. 74
Двойственные отношения. 75
Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях. 75
Закон и консультирование. 76
Правовое признание консультирования. 77
Профессиональные полномочия. 77
Правовые аспекты отношений консультирования. 80
Гражданская и уголовная ответственность. 82
Права клиентов и информация о клиентах. 83
Консультант в суде. 84
Резюме. 84
Задания для самостоятельной работы.. 85
Литература. 85
Глава 4. Консультирование в мультикультуральном и плюралистическом обществе. 90
Консультирование в культурно и этнически разнообразном мире. 91
Определение культуры и мультикультурального консультирования. 92
История мультикультурального консультирования. 93
Трудности мультикультурального консультирования. 94
Спорные вопросы мультикультурального консультирования. 95
Особенности консультирования при работе с отдельными культурными группами. 98
Евроамериканцы.. 98
Афроамериканцы.. 99
Испаноамериканцы.. 99
Американцы азиатского происхождения и выходцы с островов Тихого океана. 100
Коренные американцы.. 100
Международное консультирование. 101
Консультирование пожилых людей. 102
Пожилой возраст. 103
Потребности пожилых людей. 103
Консультирование пожилых людей. 104
Консультирование и вопросы пола. 105
Консультирование женщин. 106
Консультирование мужчин. 108
Консультирование и сексуальная ориентация. 111
Консультирование и духовность. 111
Резюме. 113
Занятия для самостоятельной работы.. 114
Литература. 114
ЧАСТЬ II. Стадии консультирования и основные теоретические подходы.. 122
Глава 5. Построение отношений консультирования. 123
Факторы, влияющие на процесс консультирования. 124
Структура. 124
Инициатива. 127
Физические условия. 129
Особенности клиента. 130
Качества консультанта. 131
Типы первичных интервью.. 132
Два типа ознакомительных интервью.. 132
Информационно-ориентированное первичное интервью.. 133
Первичное интервью, ориентированное на установление отношений. 134
Начало первичного интервью.. 136
Эмпатия. 136
Вербальное и невербальное поведение. 137
Неверное поведение при проведении интервью.. 138
Исследование и идентификация целей. 140
Резюме. 141
Задания для самостоятельной работы.. 142
Литература. 142
Глава 6. Содержание работы в отношениях консультирования. 146
Навыки, применяемые консультантом в фазах понимания и действия. 148
Изменение восприятия ситуации. 148
Наведение. 149
Полимодальное реагирование. 150
Точная эмпатия. 153
Самораскрытие. 153
Непосредственность реакции. 153
Юмор. 153
Конфронтация. 153
Заключение контракта. 153
Репетиция. 153
Перенос и контрперенос. 153
Реальность взаимоотношений. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 7. Завершение отношений консультирования. 153
Функция завершения. 153
Выбор времени завершения. 153
Проблемы, связанные с завершением.. 153
Завершение отдельных сессий. 153
Завершение отношений консультирования. 153
Сопротивление завершению.. 153
Сопротивление клиента. 153
Сопротивление консультанта. 153
Преждевременное завершение. 153
Завершение, инициированное консультантом.. 153
Позитивное завершение консультирования. 153
Проблемы, связанные с завершением.. 153
Постконсультационное сопровождение. 153
Направление к другому специалисту и рециркуляция. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 8. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании. 153
Теория – в практику. 153
Психоаналитические теории. 153
Классическая психоаналитическая теория. 153
Зигмунд Фрейд. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Адлерианское консультирование. 153
Альфред Адлер. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 9. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании. 153
Личностно-центрированное консультирование. 153
Карл Роджерс. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Экзистенциальное консультирование. 153
Ролло Мэй. 153
Виктор Фраккл. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Гештальт-терапия. 153
Фриц Перлз. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 10. Рационально-эмотивная терапия и транзактный анализ. 153
Общие аспекты когнитивного консультирования. 153
Когнитивная терапия А. Бека. 153
Рационально-эмотивная терапия поведения. 153
Альберт Эллис. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Транзактный анализ. 153
Эрик Берн. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Техники. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 11. Бихевиоральный, когнитивно-бихевиоральный подходы и терапия реальностью.. 153
Краткий обзор бихевиоральных подходов. 153
Бихевиоральные теории. 153
Б. Ф. Скиннер. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Модель «стимул – реакция». 153
Прикладной бихевиоральный анализ. 153
Социально-когнитивная теория. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Когнитивно-бихевиоральная теория и методы.. 153
Когнитивное реструктурирование. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Терапия реальностью.. 153
Уильям Глассер. 153
Понимание человеческой природы.. 153
Роль консультанта. 153
Цели. 153
Методы.. 153
Оценка теории: уникальность и ограничения. 153
Развитие и интеграция теорий консультирования. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
ЧАСТЬ III................................................... Навыки и направления в практике консультирования. 153
Глава 12. Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория. 153
Зарождение консультирования по вопросам брака и семьи. 153
Развитие в русле психоанализа. 153
Общая теория систем.. 153
Проблема шизофрении в контексте семьи. 153
Возникновение супружеского консультирования. 153
Развитие консультационной работы с трудными детьми. 153
Возникновение группового консультирования. 153
Изменения после Второй мировой войны.. 153
Мультикультуральное консультирование. 153
Ассоциации, образование и исследования. 153
Жизнь семьи и жизненный цикл семьи. 153
Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового. 153
Консультирование по проблемам брака. 153
Психоаналитическая теория. 153
Социально-когнитивная теория. 153
Системная теория семьи Боуэна. 153
Структурно-стратегическая теория. 153
Рационально-эмотивная теория поведения (РЭТП) 153
Оценка супружеского консультирования и консультирование пар. 153
Семейное консультирование. 153
Психодинамическое консультирование семьи. 153
Эмпирическое консультирование семьи. 153
Бихевиоральное семейное консультирование. 153
Структурное семейное консультирование. 153
Стратегическое (краткосрочное) семейное консультирование. 153
Семейное консультирование, сосредоточенное на решениях. 153
Нарративное семейное консультирование. 153
Резюме. 153
Сводная таблица. 153
Некоторые теоретические подходы в брачном и семейном консультировании. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 13. Групповое консультирование. 153
Место групповой работы в общей системе консультирования. 153
Типы групп. 153
Ориентационные/психолого-образовательные группы.. 153
Группы консультирования/группы решения межличностных проблем.. 153
Группы психотерапии и личностной реконструкции. 153
Целевые группы.. 153
Традиционные типы групп. 153
Т- группы.. 153
Группы встреч. 153
Групповой марафон. 153
Психодрама. 153
Группы самопомощи/поддержки. 153
Теоретические подходы к групповой работе. 153
Стадии групповой работы.. 153
Проблемы групповой работы.. 153
Отбор и подготовка членов группы.. 153
Размер группы и продолжительность групповой работы.. 153
Открытые и закрытые группы.. 153
Конфиденциальность. 153
Обстановка для проведения групповой работы.. 153
Ко-лидеры.. 153
Самораскрытие. 153
Обратная связь. 153
Проспективное наблюдение. 153
Качества эффективных групповых лидеров. 153
Будущее групповой работы.. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 14. Консультирование по вопросам карьеры и психологическое сопровождение деятельности 153
Значение консультирования по вопросам карьеры.. 153
Организации консультирования по вопросам карьеры.. 153
Карьерное консультирование и характеристика карьер. 153
Информация о карьере. 153
Теории развития карьеры и консультирование. 153
Трейт-факторная теория. 153
Психодинамическая теория. 153
Теории развития. 153
Социально-когнитивные теории. 153
Комплексное карьерное консультирование. 153
Карьерное консультирование различных групп населения. 153
Карьерное консультирование детей. 153
Карьерное консультирование подростков. 153
Карьерное консультирование студентов колледжа. 153
Карьерное консультирование взрослых. 153
Карьерное консультирование женщин и представителей культурных меньшинств. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 15. Консультирование в начальной, средней и старшей школе. 153
Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе. 153
Основные задачи и обязанности консультантов. 153
Характер деятельности. 153
Консультирование и психологическая работа в средних классах школы.. 153
Основные задачи и обязанности консультантов. 153
Характер деятельности. 153
Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы.. 153
Основные задачи и обязанности консультантов. 153
Характер деятельности. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 16. Консультирование в университетах и студенческие службы.. 153
Зарождение студенческих служб и университетского консультирования. 153
Теоретические основы и профессиональная подготовка для работы со студентами университетов. 153
Теоретические основы.. 153
Профессиональная подготовка. 153
Университетское консультирование. 153
Основные задачи и обязанности консультантов. 153
Характер деятельности. 153
Профессиональные студенческие службы (Student Life Professionals) 153
Основные задачи и обязанности консультантов. 153
Характер деятельности. 153
Консультирование и работа с нетрадиционными группами студентов. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 17. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ и реабилитационное консультирование. 153
Консультирование по вопросам психического здоровья. 153
Теории и функции. 153
Консультирование по вопросам зависимости от психоактивных веществ. 153
Природа зависимости от психоактивных веществ. 153
Профилактика зависимости от психоактивных веществ. 153
Лечение лиц, употребляющих психоактивные вещества. 153
Лечение алкогольной зависимости. 153
Лечение других видов наркомании. 153
Семья и лечение зависимости от психоактивных веществ. 153
Работа с эмоциональными зависимостями. 153
Тендерные и культурные аспекты работы с зависимостями. 153
Реабилитационное консультирование. 153
Образование, сертификация и профессиональные организации реабилитационных консультантов. 153
Теории и методы.. 153
Основные задачи и обязанности консультантов. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 18. Экспертное консультирование. 153
Экспертное консультирование: определение многоаспектной деятельности. 153
Особенности экспертного консультирования. 153
Четыре концептуальные модели. 153
Уровни экспертного консультирования. 153
Индивидуальное экспертное консультирование. 153
Групповое экспертное консультирование. 153
Экспертное консультирование организаций/сообществ. 153
Стадии экспертного консультирования и установки. 153
Специфические области экспертного консультирования. 153
Экспертное консультирование в школе. 153
Экспертное консультирование учреждений. 153
Обучение навыкам эксоертно-консультационной работы.. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 19. Оценивание и исследование. 153
Природа оценивания и исследования. 153
Оценивание. 153
Некорректные методы оценивания. 153
Этапы оценивания. 153
Выбор модели оценивания. 153
Исследований в консультировании. 153
Исследование. 153
Этапы процесса исследования. 153
Релевантность исследования. 153
Выбор метода исследования. 153
Типология исследований. 153
Основные методы исследования. 153
Рекомендации по применению результатов исследований. 153
Статистика. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Глава 20. Психологическое измерение и применение психологических тестов. 153
Тесты и тестовые показатели. 153
История применения тестов в консультировании. 153
Проблемы и потенциальные возможности применения тестов. 153
Качества хороших тестов. 153
Классификация тестов. 153
Проведение тестирования и интерпретация результатов. 153
Оценка. 153
Диагноз. 153
Резюме. 153
Задания для самостоятельной работы.. 153
Литература. 153
Приложение А. Этические стандарты Американской ассоциации консультирования. 153
Преамбула. 153
Этический кодекс. 153
Раздел А: Отношения консультирования. 153
Раздел Б: Конфиденциальность. 153
Раздел В: Профессиональная ответственность. 153
Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 153
Раздел Д: Оценка, психологическое измерение и интерпретация. 153
Раздел Е: Преподавание, профессиональная подготовка и супервизирование. 153
Раздел Ж: Исследования и публикации. 153
Раздел 3: Разрешение этических вопросов. 153
Стандарты общепринятой практики. 153
Раздел А: Отношения консультирования. 153
Раздел Б: Конфиденциальность. 153
Раздел В: Профессиональная ответственность. 153
Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 153
Раздел Е: Оценка, измерение и интерпретация. 153
Раздел Ж: Обучение, тренинг и стажировка. 153
Раздел 3: Исследования и публикация. 153
Раздел И: Разрешение этических споров. 153
Ссылки. 153
Приложение Б. Этические стандарты Американской психологической ассоциации. 153
Введение. 153
Преамбула. 153
Общие принципы.. 153
Принцип А: Компетентность. 153
Принцип Б: Честность. 153
Принцип В: Профессиональная и научная ответственность. 153
Принцип Г: Уважение прав и достоинства людей. 153
Принцип Д: Забота о благополучии других людей. 153
Принцип Е: Социальная ответственность. 153
Этические стандарты.. 153
1. Общие стандарты.. 153
2. Оценка, анализ или вмешательство. 153
3. Рекламирование и другие публичные заявления. 153
4. Терапия. 153
5. Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. 153
6. Обучение, контроль за обучением, исследование и публикации. 153
7. Судебные действия. 153
8. Решение этических спорных вопросов. 153
Приложение В Диагностическое и статистическое руководство. 153
Четвертое издание {DSM-IV) 153
Классификации. 153
Нарушения, обычно возникающие в младенчестве, детстве или подростковом возрасте (37) 153
Делирий, деменция, амнестические и другие когнитивные расстройства (123) 153
Психические расстройства, вызванные общесоматическими состояниями, ранее нигде не классифицированные (16) 153
Нарушения, развивающиеся в результате применения психоактивных веществ (175) 153
Заболевания, связанные с употреблением кофеина. 153
Шизофрения и другие психотические расстройства (273) 153
Расстройства настроения (317) 153
Тревожные расстройства (393) 153
Соматоформные расстройства(445) 153
Искусственные расстройства (471) 153
Диссоциативные расстройства (477) 153
Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации (493) 153
Парафилии (522) 153
Нарушения половой идентификации (532) 153
Расстройства приема пищи (539) 153
Расстройство сна (551) 153
Расстройства контроля над влечениями, ранее нигде не классифицированные (609) 153
Расстройства адаптации (623) 153
Расстройства личности (629) 153
Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания (675) 153
Дополнительные коды.. 153
Многоосевая система. 153
Предисловие научного редактора