Предисловие научного редактора

Оглавление

Предисловие научного редактора. 12

Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов. 12

Предисловие. 16

Благодарности. 18

ЧАСТЬ I. Исторические и профессиональные основы консультирования. 19

Глава 1. История и тенденции развития консультирования. 20

Определение консультирования. 21

Персональное руководство. 22

Психотерапия. 22

Консультирование. 23

История консультирования. 24

До 1900 года. 24

1900-1909 годы.. 25

1910-е годы.. 26

1920-е годы.. 26

1930-е годы.. 27

1940-е годы.. 28

1950-е годы.. 28

1960-е годы.. 30

1970-е годы.. 31

1980-е годы.. 32

1990-е годы.. 34

Тенденции нового тысячелетия. 36

Проблемы профилактического здравоохранения. 37

Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании. 37

Рост движения лидерства. 38

Резюме. 38

Сводная таблица. Вехи в истории консультирования. 39

1900-е годы.. 39

1910-е годы.. 39

1920-е годы.. 39

1930-е годы.. 39

1940-е годы.. 39

1950-е годы.. 39

1960-е годы.. 40

1970-е годы.. 40

1980-е годы.. 40

1990-е годы.. 41

Задания для самостоятельной работы.. 41

Литература. 41

Глава 2. Качества эффективного консультанта. 45

Личностные качества и квалификация консультанта. 46

Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта. 46

Личностные качества эффективного консультанта. 47

Поддержание профессионального уровня консультанта. 49

Образование консультантов. 50

Уровни помощи. 50

Специальности, связанные с оказанием профессиональной помощи. 51

Обучение профессиональных консультантов. 52

Теоретическая и системная подготовка консультанта. 53

Теоретические подходы.. 53

Системы консультирования. 56

Участие консультантов в смежных видах деятельности. 58

Продолжение образования. 58

Супервизирование. 58

Пропаганда консультирования. 59

Резюме. 60

Задания для самостоятельной работы.. 61

Литература. 61

Глава 3. Этические и правовые аспекты консультирования. 65

Определения: этика, мораль, право. 66

Этика и консультирование. 67

Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы.. 68

Разработка этических кодексов для консультантов. 68

Ограниченность этических кодексов. 69

Противоречия в этических кодексах и между этическими кодексами. 70

Принятие этически верных решений. 70

Другие этические принципы.. 71

Обучение консультантов принятию решений в ситуации этического выбора. 72

Этические вопросы в особых консультационных ситуациях. 73

Этические проблемы школьного консультирования. 74

Компьютеры, консультирование и вопросы этики. 74

Этические вопросы брачного/семейного консультирования. 74

Этические вопросы в других ситуациях. 74

Двойственные отношения. 75

Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях. 75

Закон и консультирование. 76

Правовое признание консультирования. 77

Профессиональные полномочия. 77

Правовые аспекты отношений консультирования. 80

Гражданская и уголовная ответственность. 82

Права клиентов и информация о клиентах. 83

Консультант в суде. 84

Резюме. 84

Задания для самостоятельной работы.. 85

Литература. 85

Глава 4. Консультирование в мультикультуральном и плюралистическом обществе. 90

Консультирование в культурно и этнически разнообразном мире. 91

Определение культуры и мультикультурального консультирования. 92

История мультикультурального консультирования. 93

Трудности мультикультурального консультирования. 94

Спорные вопросы мультикультурального консультирования. 95

Особенности консультирования при работе с отдельными культурными группами. 98

Евроамериканцы.. 98

Афроамериканцы.. 99

Испаноамериканцы.. 99

Американцы азиатского происхождения и выходцы с островов Тихого океана. 100

Коренные американцы.. 100

Международное консультирование. 101

Консультирование пожилых людей. 102

Пожилой возраст. 103

Потребности пожилых людей. 103

Консультирование пожилых людей. 104

Консультирование и вопросы пола. 105

Консультирование женщин. 106

Консультирование мужчин. 108

Консультирование и сексуальная ориентация. 111

Консультирование и духовность. 111

Резюме. 113

Занятия для самостоятельной работы.. 114

Литература. 114

ЧАСТЬ II. Стадии консультирования и основные теоретические подходы.. 122

Глава 5. Построение отношений консультирования. 123

Факторы, влияющие на процесс консультирования. 124

Структура. 124

Инициатива. 127

Физические условия. 129

Особенности клиента. 130

Качества консультанта. 131

Типы первичных интервью.. 132

Два типа ознакомительных интервью.. 132

Информационно-ориентированное первичное интервью.. 133

Первичное интервью, ориентированное на установление отношений. 134

Начало первичного интервью.. 136

Эмпатия. 136

Вербальное и невербальное поведение. 137

Неверное поведение при проведении интервью.. 138

Исследование и идентификация целей. 140

Резюме. 141

Задания для самостоятельной работы.. 142

Литература. 142

Глава 6. Содержание работы в отношениях консультирования. 146

Навыки, применяемые консультантом в фазах понимания и действия. 148

Изменение восприятия ситуации. 148

Наведение. 149

Полимодальное реагирование. 150

Точная эмпатия. 153

Самораскрытие. 153

Непосредственность реакции. 153

Юмор. 153

Конфронтация. 153

Заключение контракта. 153

Репетиция. 153

Перенос и контрперенос. 153

Реальность взаимоотношений. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 7. Завершение отношений консультирования. 153

Функция завершения. 153

Выбор времени завершения. 153

Проблемы, связанные с завершением.. 153

Завершение отдельных сессий. 153

Завершение отношений консультирования. 153

Сопротивление завершению.. 153

Сопротивление клиента. 153

Сопротивление консультанта. 153

Преждевременное завершение. 153

Завершение, инициированное консультантом.. 153

Позитивное завершение консультирования. 153

Проблемы, связанные с завершением.. 153

Постконсультационное сопровождение. 153

Направление к другому специалисту и рециркуляция. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 8. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании. 153

Теория – в практику. 153

Психоаналитические теории. 153

Классическая психоаналитическая теория. 153

Зигмунд Фрейд. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Адлерианское консультирование. 153

Альфред Адлер. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 9. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании. 153

Личностно-центрированное консультирование. 153

Карл Роджерс. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Экзистенциальное консультирование. 153

Ролло Мэй. 153

Виктор Фраккл. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Гештальт-терапия. 153

Фриц Перлз. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 10. Рационально-эмотивная терапия и транзактный анализ. 153

Общие аспекты когнитивного консультирования. 153

Когнитивная терапия А. Бека. 153

Рационально-эмотивная терапия поведения. 153

Альберт Эллис. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Транзактный анализ. 153

Эрик Берн. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Техники. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 11. Бихевиоральный, когнитивно-бихевиоральный подходы и терапия реальностью.. 153

Краткий обзор бихевиоральных подходов. 153

Бихевиоральные теории. 153

Б. Ф. Скиннер. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Модель «стимул – реакция». 153

Прикладной бихевиоральный анализ. 153

Социально-когнитивная теория. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Когнитивно-бихевиоральная теория и методы.. 153

Когнитивное реструктурирование. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Терапия реальностью.. 153

Уильям Глассер. 153

Понимание человеческой природы.. 153

Роль консультанта. 153

Цели. 153

Методы.. 153

Оценка теории: уникальность и ограничения. 153

Развитие и интеграция теорий консультирования. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

ЧАСТЬ III................................................... Навыки и направления в практике консультирования. 153

Глава 12. Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория. 153

Зарождение консультирования по вопросам брака и семьи. 153

Развитие в русле психоанализа. 153

Общая теория систем.. 153

Проблема шизофрении в контексте семьи. 153

Возникновение супружеского консультирования. 153

Развитие консультационной работы с трудными детьми. 153

Возникновение группового консультирования. 153

Изменения после Второй мировой войны.. 153

Мультикультуральное консультирование. 153

Ассоциации, образование и исследования. 153

Жизнь семьи и жизненный цикл семьи. 153

Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового. 153

Консультирование по проблемам брака. 153

Психоаналитическая теория. 153

Социально-когнитивная теория. 153

Системная теория семьи Боуэна. 153

Структурно-стратегическая теория. 153

Рационально-эмотивная теория поведения (РЭТП) 153

Оценка супружеского консультирования и консультирование пар. 153

Семейное консультирование. 153

Психодинамическое консультирование семьи. 153

Эмпирическое консультирование семьи. 153

Бихевиоральное семейное консультирование. 153

Структурное семейное консультирование. 153

Стратегическое (краткосрочное) семейное консультирование. 153

Семейное консультирование, сосредоточенное на решениях. 153

Нарративное семейное консультирование. 153

Резюме. 153

Сводная таблица. 153

Некоторые теоретические подходы в брачном и семейном консультировании. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 13. Групповое консультирование. 153

Место групповой работы в общей системе консультирования. 153

Типы групп. 153

Ориентационные/психолого-образовательные группы.. 153

Группы консультирования/группы решения межличностных проблем.. 153

Группы психотерапии и личностной реконструкции. 153

Целевые группы.. 153

Традиционные типы групп. 153

Т- группы.. 153

Группы встреч. 153

Групповой марафон. 153

Психодрама. 153

Группы самопомощи/поддержки. 153

Теоретические подходы к групповой работе. 153

Стадии групповой работы.. 153

Проблемы групповой работы.. 153

Отбор и подготовка членов группы.. 153

Размер группы и продолжительность групповой работы.. 153

Открытые и закрытые группы.. 153

Конфиденциальность. 153

Обстановка для проведения групповой работы.. 153

Ко-лидеры.. 153

Самораскрытие. 153

Обратная связь. 153

Проспективное наблюдение. 153

Качества эффективных групповых лидеров. 153

Будущее групповой работы.. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 14. Консультирование по вопросам карьеры и психологическое сопровождение деятельности 153

Значение консультирования по вопросам карьеры.. 153

Организации консультирования по вопросам карьеры.. 153

Карьерное консультирование и характеристика карьер. 153

Информация о карьере. 153

Теории развития карьеры и консультирование. 153

Трейт-факторная теория. 153

Психодинамическая теория. 153

Теории развития. 153

Социально-когнитивные теории. 153

Комплексное карьерное консультирование. 153

Карьерное консультирование различных групп населения. 153

Карьерное консультирование детей. 153

Карьерное консультирование подростков. 153

Карьерное консультирование студентов колледжа. 153

Карьерное консультирование взрослых. 153

Карьерное консультирование женщин и представителей культурных меньшинств. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 15. Консультирование в начальной, средней и старшей школе. 153

Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе. 153

Основные задачи и обязанности консультантов. 153

Характер деятельности. 153

Консультирование и психологическая работа в средних классах школы.. 153

Основные задачи и обязанности консультантов. 153

Характер деятельности. 153

Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы.. 153

Основные задачи и обязанности консультантов. 153

Характер деятельности. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 16. Консультирование в университетах и студенческие службы.. 153

Зарождение студенческих служб и университетского консультирования. 153

Теоретические основы и профессиональная подготовка для работы со студентами университетов. 153

Теоретические основы.. 153

Профессиональная подготовка. 153

Университетское консультирование. 153

Основные задачи и обязанности консультантов. 153

Характер деятельности. 153

Профессиональные студенческие службы (Student Life Professionals) 153

Основные задачи и обязанности консультантов. 153

Характер деятельности. 153

Консультирование и работа с нетрадиционными группами студентов. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 17. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ и реабилитационное консультирование. 153

Консультирование по вопросам психического здоровья. 153

Теории и функции. 153

Консультирование по вопросам зависимости от психоактивных веществ. 153

Природа зависимости от психоактивных веществ. 153

Профилактика зависимости от психоактивных веществ. 153

Лечение лиц, употребляющих психоактивные вещества. 153

Лечение алкогольной зависимости. 153

Лечение других видов наркомании. 153

Семья и лечение зависимости от психоактивных веществ. 153

Работа с эмоциональными зависимостями. 153

Тендерные и культурные аспекты работы с зависимостями. 153

Реабилитационное консультирование. 153

Образование, сертификация и профессиональные организации реабилитационных консультантов. 153

Теории и методы.. 153

Основные задачи и обязанности консультантов. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 18. Экспертное консультирование. 153

Экспертное консультирование: определение многоаспектной деятельности. 153

Особенности экспертного консультирования. 153

Четыре концептуальные модели. 153

Уровни экспертного консультирования. 153

Индивидуальное экспертное консультирование. 153

Групповое экспертное консультирование. 153

Экспертное консультирование организаций/сообществ. 153

Стадии экспертного консультирования и установки. 153

Специфические области экспертного консультирования. 153

Экспертное консультирование в школе. 153

Экспертное консультирование учреждений. 153

Обучение навыкам эксоертно-консультационной работы.. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 19. Оценивание и исследование. 153

Природа оценивания и исследования. 153

Оценивание. 153

Некорректные методы оценивания. 153

Этапы оценивания. 153

Выбор модели оценивания. 153

Исследований в консультировании. 153

Исследование. 153

Этапы процесса исследования. 153

Релевантность исследования. 153

Выбор метода исследования. 153

Типология исследований. 153

Основные методы исследования. 153

Рекомендации по применению результатов исследований. 153

Статистика. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Глава 20. Психологическое измерение и применение психологических тестов. 153

Тесты и тестовые показатели. 153

История применения тестов в консультировании. 153

Проблемы и потенциальные возможности применения тестов. 153

Качества хороших тестов. 153

Классификация тестов. 153

Проведение тестирования и интерпретация результатов. 153

Оценка. 153

Диагноз. 153

Резюме. 153

Задания для самостоятельной работы.. 153

Литература. 153

Приложение А. Этические стандарты Американской ассоциации консультирования. 153

Преамбула. 153

Этический кодекс. 153

Раздел А: Отношения консультирования. 153

Раздел Б: Конфиденциальность. 153

Раздел В: Профессиональная ответственность. 153

Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 153

Раздел Д: Оценка, психологическое измерение и интерпретация. 153

Раздел Е: Преподавание, профессиональная подготовка и супервизирование. 153

Раздел Ж: Исследования и публикации. 153

Раздел 3: Разрешение этических вопросов. 153

Стандарты общепринятой практики. 153

Раздел А: Отношения консультирования. 153

Раздел Б: Конфиденциальность. 153

Раздел В: Профессиональная ответственность. 153

Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 153

Раздел Е: Оценка, измерение и интерпретация. 153

Раздел Ж: Обучение, тренинг и стажировка. 153

Раздел 3: Исследования и публикация. 153

Раздел И: Разрешение этических споров. 153

Ссылки. 153

Приложение Б. Этические стандарты Американской психологической ассоциации. 153

Введение. 153

Преамбула. 153

Общие принципы.. 153

Принцип А: Компетентность. 153

Принцип Б: Честность. 153

Принцип В: Профессиональная и научная ответственность. 153

Принцип Г: Уважение прав и достоинства людей. 153

Принцип Д: Забота о благополучии других людей. 153

Принцип Е: Социальная ответственность. 153

Этические стандарты.. 153

1. Общие стандарты.. 153

2. Оценка, анализ или вмешательство. 153

3. Рекламирование и другие публичные заявления. 153

4. Терапия. 153

5. Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. 153

6. Обучение, контроль за обучением, исследование и публикации. 153

7. Судебные действия. 153

8. Решение этических спорных вопросов. 153

Приложение В Диагностическое и статистическое руководство. 153

Четвертое издание {DSM-IV) 153

Классификации. 153

Нарушения, обычно возникающие в младенчестве, детстве или подростковом возрасте (37) 153

Делирий, деменция, амнестические и другие когнитивные расстройства (123) 153

Психические расстройства, вызванные общесоматическими состояниями, ранее нигде не классифицированные (16) 153

Нарушения, развивающиеся в результате применения психоактивных веществ (175) 153

Заболевания, связанные с употреблением кофеина. 153

Шизофрения и другие психотические расстройства (273) 153

Расстройства настроения (317) 153

Тревожные расстройства (393) 153

Соматоформные расстройства(445) 153

Искусственные расстройства (471) 153

Диссоциативные расстройства (477) 153

Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации (493) 153

Парафилии (522) 153

Нарушения половой идентификации (532) 153

Расстройства приема пищи (539) 153

Расстройство сна (551) 153

Расстройства контроля над влечениями, ранее нигде не классифицированные (609) 153

Расстройства адаптации (623) 153

Расстройства личности (629) 153

Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания (675) 153

Дополнительные коды.. 153

Многоосевая система. 153

Предисловие научного редактора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: