Консультирование – это динамичная, развивающаяся, увлекательная профессия, имеющая дело с трагедией человека и его возможностями и призванная эффективно и благотворно воздействовать на личность. В задачи этой профессии входит профилактическая работа, развитие личности, исследовательская работа, увеличение возможностей человека, изменение и коррекция личности в непрерывно усложняющемся и хаотичном мире. Раньше консультирование сводилось к персональному руководству, в виде оказания помощи людям в принятии разумных решений. В настоящее время руководство представляет собой лишь одну часть этой многогранной профессии.
Настоящая книга представляет консультирование с разных сторон, охватывая его историю, теории, приемы работы, проблемы, направления и течения. Кроме этого, в книге уделено внимание значению личности консультанта, а также межкультурных, этических, правовых условий, в которых работают консультанты. Сосредоточиваясь на содержании и процессе консультирования, эта книга дает вам возможность лучше понять, чем занимаются консультанты и как они это делают.
|
|
Материалы в книге «Консультирование. Комплексная профессия» (4-е издание) разделены на три основные части. Часть I содержит четыре главы, посвященные истории и основам консультирования. Отдельные главы сориентируют вас в профессии консультирования:
· определение и история консультирования;
· качества эффективного консультанта;
· этические и юридические аспекты консультирования;
· консультирование в мультикультуральном, плюралистическом обществе.
Часть II освещает процесс, стадии и теории консультирования. Этот раздел обращается к универсальным аспектам распространенных подходов в консультировании и заостряет внимание на отдельных теориях и способах работы с проблемами клиентов. В эту часть входят следующие семь глав:
· создание отношений консультирования;
· работа в системе отношений консультирования;
· прекращение отношений консультирования;
· психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании;
· личностно-центрированный, экзистенциалистский и гештальт-терапевтический подходы к консультированию;
· рационально-эмотивная терапия поведения и транзактный анализ;
· бихевиоральные, когнитивно-бихевиоральные подходы и терапия реальностью.
В части III делается акцент на знаниях и навыках, необходимых в консультировании. Консультанты могут выступать либо в качестве универсальных экспертов, практикующих в различных областях, либо концентрироваться в одной-двух областях. Б частности, в данной части перечисляются следующие области деятельности консультантов.
|
|
· Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория.
· Групповое консультирование.
· Консультирование по вопросам карьеры на протяжении жизни.
· Консультирование в начальном, среднем и старшем звене школы.
· Консультирование в колледжах и студенческие службы.
· Консультирование в области психического здоровья и реабилитационное консультирование.
· Консультация.
· Оценка и исследование.
· Применение психологических тестов, измерение и диагностика в консультировании.
Общей темой, проходящей через всю книгу, является положение, что консультирование предполагает как генерализованный, так и специализированный способы оказания помощи. Несмотря на то что эта профессия находится в зрелом возрасте, она все еще продолжает развиваться. Это хорошо видно на примере профессиональных организаций, таких как Американская ассоциация консультирования и 17-е отделение (Консультационной психологии) Американской психологической ассоциации. Существуют также немало других профессиональных групп – социальных работников, психиатрических сестер, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, пасторальных консультантов, использующих процедуры и теории консультирования в повседневной работе. В сущности, немало профессий содержат элементы оказания помощи.
В этой книге вы отыщете результаты моих усилий, предпринимавшихся на протяжении жизни, направленных на то, чтобы понять, чем была, есть и будет профессия консультирования. Мой экскурс вобрал в себя разнообразный опыт клинической работы с клиентами всех возрастов и жизненных этапов, а также общения со студентами, заинтересованными в углублении понимания сущности консультационной работы. Исследования, наблюдения, обсуждения, ассимиляция чужого опыта и его анализ внесли вклад в содержание страниц этой книги.