double arrow

Коренные американцы


К коренным американцам, по ошибке названным первыми европейскими поселенцами в Америке индейцами, принадлежат «478 племен, признанных Бюро по делам индейцев США, и дополнительно еще 52 племени без официального статуса» (Heinrich, Corbin & Thomas, 1990, p. 128). Несмотря на существенные различия среди коренных американских индейцев (например, они разговаривают на 149 разных языках), они имеют общую идентичность, выражающуюся в таких ценностях, как гармония с природой, установка на сотрудничество, холизм (целостное восприятие мира), направленность на настоящее и опора на широкие семейные связи (Heinrich et al., 1990). Вообще коренные американские индейцы характеризуются сильными переживаниями потери наследственных земель, желанием самоопределения, конфликтами с ценностями господствующей американской культуры и неоднозначным имиджем, сложившимся на основе стереотипов прошлого (Axelson, 1993). Гнев по поводу притеснений представителями других культур представляет собой проблему, которой необходимо уделить особое внимание (Hammerschlag, 1988). В среде коренных жителей Америки высок уровень самоубийств, безработицы и хронического алкоголизма; в то же время этой группе присущи скромные жизненные притязания. «Американские индейцы по-прежнему имеют самые высокие показатели по отчислению на уровне средней школы по сравнению с любой другой этнической группой, независимо от региона или племенной принадлежности» (Sanders, 1987, р. 81). Коротко говоря, как группа «коренные жители Америки стоят перед огромными проблемами» (Heinrich et al., 1990, p. 128).

При работе с коренными американскими индейцами был опробован ряд подходов консультирования, от экзистенциального до директивного. Оказалось, что эффективность консультирования в значительной мере зависит от того, живут ли индейцы в резервациях, способствуют ли другие коренные американцы процессу консультирования, и какой образ жизни им свойствен: традиционный, бикультурный или ассимилированный (Avasthi, 1990; Valle, 1986). В любом случае необходимо, чтобы консультант разбирался в культуре коренных американских индейцев и избегал применять в работе с ними культурно несоответствующие теории (Herring, 1996, 1997; Ivey, 1990).

Согласно Ричардсону (Richardson, 1981), существует четыре ценности, которых следует придерживаться при консультировании коренных американцев: молчание, внимательное слушание, повторение и общая инициатива. В качестве модели, в которой реализуются эти ценности, Ричардсон использовал метод скетчей – коротких рассказов, изображающих определенную сценку или событие (vignettes). В некоторых случаях для взрослых людей рекомендуется использование обряда посвящения и религиозного обновления «vision quest»[4](Heinrich et al., 1990). Применение арт-терапии – это еще один подход, имеющий несомненные достоинства, поскольку эмоциональное, религиозное и артистическое самовыражение является «неотъемлемым аспектом жизни коренной культуры Америки» (Herring, 1997, р. 105). Арт-терапия не требует вербального самораскрытия. Кроме того, она может быть сосредоточена на ритуалах и ценностях коренной американской культуры. Рекомендуется также синергичное применение разных подходов в консультировании, таких как сетевая терапия, терапия на дому и традиционные обряды, такие как «говорящий круг», «говорящая палка» и рассказывание историй (Herring, 1996).

Еще более важным фактором, чем применение специфических приемов, является решающий характер чувства «реальности» в консультационных отношениях с коренными американцами. Выражение готовности быть учителем и признание права совершать ошибки может помочь работе консультанта с представителем коренных американцев.


Сейчас читают про: