Глава 6. Содержание работы в отношениях консультирования

Я слушаю твой рассказ о том, как чувства бушуют и мечутся в твоей душе. Мать умерла. Ребенок брошен. Ты, бывший тем ребенком, не забыл, что значит – остаться одному.

Я киваю головой, твои слова продолжают литься, наполненные злостью тех лет и чувствами, которые ты бережно извлекаешь, после стольких лет, из ненадежной памяти.

Вот ты пробуешь их горький вкус, который ты отказывался пробовать в семь лет. Я мысленно вздрагиваю, наблюдая, как ты раскрываешь свою жизнь навстречу темному потоку боли, которая с возрастом стала сильнее.

S. Т. Gladding, «Memory traces», 1977 North Carolina Personnel and Guidunce Journal, 6, p. 50.


Успешность любого усилия в консультировании зависит от продуктивности альянса между консультантом и клиентом (Kottler, Sexton & Whiston, 1994; Okun, 1997). Формирование взаимоотношений между ними – это эволюционный процесс, который включает в себя исследование ситуации, побудившей клиента обратиться за помощью. Согласно Каркхуффу и Энтони (Carkhuff & Antony, 1979), в это время процесс оказания помощи проходит фазы вовлечения и исследования. (См. главу 5, где описаны фазы инициирования и формирования взаимоотношений консультирования.) По завершении этих фаз взаимоотношения консультанта и клиента вступают в фазы понимания и действия. В начальной стадии интересы клиента, как правило, сформулированы довольно широко и обобщенно, но по мере продвижения процесса консультирования цели конкретизируются и уточняются.

Когда клиенты приступают к консультированию, какие-то элементы их жизненного опыта являются открытыми и понятными, другие – скрытыми или замалчиваемыми. Окно Джогари (Johari), показанное на рис. 6.1, является концептуальной схемой, с помощью которой можно продемонстрировать, как большинство людей вступает во взаимоотношения консультирования (Luft, 1970).

  Известное себе Неизвестное себе
Известное другим I. Область свободной деятельности III. Слепая область – невидимая себе самому, видимая другими
Неизвестное другим II. Избегаемая, или скрытая, область – скрытая от других часть «Я» IV. Область неизвестной деятельности

Рис. 6.1. Окно Джогари: клиент до консультирования

Источник: Of Human interaction» (p. 13), by J. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and «Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield Publishing Co., 1984.

Цель первых двух фаз консультирования – помочь клиентам снять напряжение настолько, чтобы те смогли рассказать свою историю и раскрыть сведения, расположенные в «слепых» областях их сознания – областях, о существовании которых они и не подозревали (рис. 6.1). Когда клиенты достигнут лучшего понимания этих областей (причем это понимание не обязательно должно быть вербализовано), опираясь на полученные знания они смогут решать, как действовать дальше. Если эта работа проходит успешно, клиенты расширяют зону свободной активности, в то время как размеры других сдерживающих областей сокращаются, как это представлено на схеме Джогари (рис. 6.2).

Взаимоотношения при знакомстве (в начале консультирования)   Близкие взаимоотношения (при завершении консультирования)
I II   I II
III IV  
 
  III IV

Рис. 6.2. Модификация окна Джогари: после взаимодействия клиента с консультантом

Источник: Of Human interaction» (p. 14), byj. Luft Palo Alto, CA: National Press Books. 1969 and «Group Processes: An Introduction to Group Dynamics» (3rd ed.) by J. Luft Mountain View, CA: Mayfield Publishing Co., 1984.

Может показаться, что процесс консультирования, описанный в этой книге и представленный в окне Джогари, является линейным, но это не так. Консультирование носит системный характер, в нем задействовано множество различных факторов, постоянно взаимодействующих Друг с другом. Следовательно, отдельные процессы могут в значительной степени накладываться один на другой (Egan, 1998), а некоторые методы, применяемые в фазах вовлечения и исследования, используются также в фазах анализа и действия. Поскольку консультирование – прогрессирующий процесс, то по мере его развития регулярно обновляется набор используемых навыков. Консультирование требует постоянного внимания к состоянию взаимоотношений и к особенностям развития клиента. Консультант должен быть готов к новым потребностям и запросам клиента по мере их развития.

В этой главе мы исследуем умения, обычно ассоциируемые с фазами понимания и действия, С этими фазами связан целый ряд умений консультанта, таких как изменение восприятия ситуации, наведение, полимодальное реагирование, точная эмпатия, самораскрытие, непосредственность реакции, конфронтация, заключение контракта и репетиция. Кроме того, клиенты и консультанты должны проработать возникающие в ходе консультирования переносы и контрпереносы, проистекающие из прошлого опыта или из существующих обстоятельств (Gelso& Carter, 1985). Необходимо постоянно раскрывать и использовать в терапевтических целях реальные аспекты взаимоотношений клиента и консультанта {то есть те, которые не перекрыты механизмами защиты, такими как отрицание или проекция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: