double arrow

Изменение восприятия ситуации

Клиенты зачастую прибегают к консультированию как к последнему средству – когда они осознают, что ситуация не только серьезна, но и безнадежна (Watziawick, 1983). Люди уверены в точности своих восприятий и интерпретаций. Когда они сообщают другим свой взгляд на действительность, они обычно не сомневаются в правильном изложении действительности (Cavanagh, 1990). Это явление, описанное как функциональная фиксированность, представляет собой «рассмотрение вещей только одним способом или с одной точки зрения либо фиксацию на идее, что данная конкретная ситуация или признак и есть истина» (Cormier & Cormier, 1998).

Например, человек средних лет обеспокоен необходимостью заботиться о своей пожилой матери. Он понимает, что его личное участие в решении этой задачи удалит его от собственной семьи и создаст напряженность между ним и его домашними. Кроме того, он сознает, что его силы будут отвлекаться из сферы профессиональной деятельности и, вероятно, он не достигнет того продвижения, на которое рассчитывает. Он разрывается между заботой о двух семьях и о себе самом и расценивает свою ситуацию как проблему «или-или». В данном случае адекватные и реальные цели консультирования могут заключаться в отыскании ресурсов общества и семьи, которыми мог бы воспользоваться человек, чтобы получить помощь в уходе за своей матерью, в заботе о своей семье и о себе самом. В процессе работы человек узнает, что ему необходимо сделать, чтобы освободиться от единоличной ответственности в этом случае, и открывает конкретные способы повышения эффективности своей работы, не ведущие к стрессу. Сосредоточение на заботе о себе и других, наряду с использованием возможностей семьи и общества, позволяет человеку изменить взгляд на собственную жизненную ситуацию и помогает действовать в этой ситуации наилучшим образом.

Консультанты могут помочь клиентам изменить ложные или нереалистичные цели, предлагая возможность исследовать свои мысли и желания в безопасной, доброжелательной и не осуждающей обстановке. Уточнение или изменение целей происходит с использованием когнитивных, бихевиоральных или когнитивно-бихевиоральных стратегий, таких как переопределение проблемы, изменение поведения в определенных ситуациях; еще одной стратегией является изменение восприятия проблемы, отношение к ней как к требующей решения задаче и изменение образа действий в соответствии с этим новым восприятием (Okun, 1997).

Изменение восприятия обычно происходит в результате процесса рефрейминга – техники, позволяющей клиенту по-другому, позитивно взглянуть на ситуацию или на причину того или иного события. Изменение точки зрения дает возможность клиенту по-другому реагировать на ситуацию (Young, 1998). хорошие консультанты часто применяют этот прием, переструктурируя жизненный опыт, как свой, так и своих клиентов. Например, грубое поведение человека можно рассматривать как результат негативного воздействия стресса, обусловленного стремлением быстро выполнить задачу, а не тем, что он испытывает неприязнь к задетому его грубостью человеку.

Рефрейминг используется почти во всех формах консультирования, например, в семейном консультировании рефрейминг применяют для того, чтобы помочь семье изменить свою точку зрения и не рассматривать одного из членов семьи как источник всех проблем (поиски «козла отпущения»), а перенести внимание на всю семью. В консультировании по вопросам занятости Амундсон (Amundson, разработал 12 стратегий рефрейминга, направленных на изменение восприятия прошлого, настоящего и будущего, с тем чтобы помочь клиентам расширить своё понимание собственных возможностей и рынка труда, В случаях, касающихся отдельных индивидов, отмечают Кормьер и Кормьер (Cormier & Cormier, 1998), рефрейминг может уменьшить сопротивление и мобилизовать силы клиента, чтобы тот мог действовать по-другому вследствие изменения своего видения проблемы. Кроме того, рефрейминг позволяет клиенту лучше разобраться в ситуационных факторах сказанных с поведением. Процесс рефрейминга помогает клиентам объяснить причину возникновения беспокойства. Он смещает центр внимания от упрощенного приписывания черт типа «я – бездельник» к более сложному и точному представлению, например «У меня бывают дни, когда дела идут не очень хорошо, и тогда я ощущаю собственную никчемность» (Эллис, 1971). Благодаря рефреймингу клиенты видят себя и свое окружение с большей точностью и пониманием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: