Полимодальное реагирование

Люди предпочитают различные способы получения информации, поступающей через органы чувств. Консультанты могут повысить свою эффективность, учитывая разнообразие способов получения информации из окружающего мира и тот факт, что предпочтение того или иного способа влияет на восприятие и поведение. Некоторые клиенты воспринимают мир визуально: они «видят» происходящее, употребляют для описания ситуаций слова, связанные со зрением. Другие ориентируются главным образом на слух: они «слышат» мир вокруг себя. Есть люди, которые ориентируются кинестетически: они «телесно ощущают» ситуации, как будто находятся в физическом контакте с ними. (Двое из моих троих детей описывают окружение в значительной степени с помощью характеристик, связанных с обонянием.) Независимо друг от друга Иви (Ivey, 1994) и Лазарус (Lazarus, 1995) высказали мнение, что приспосабливание к основным способам восприятия и познания, свойственным клиенту, является решающим в достижении желательного изменения. Поскольку многие клиенты владеют многообразными способами познания мира, консультанты должны менять свои реакции и включать в свой репертуар слова, которые отражают понимание мира клиента. Например, консультант может сказать человеку с выраженным полимодальным восприятием: «Я вижу ваш взгляд на ситуацию и слышу ваше волнение. Я чувствую, что вы потеряли почву под ногами».

Не менее мощным средством может оказаться умение отвечать клиенту на его языке. Консультантам необходимо проводить различие между преимущественно аффективным, поведенческим и когнитивным типами речевых реакций. Аффективные реакции сосредоточены на эмоциях клиента; поведенческие реакции сфокусированы на действиях; когнитивные (познавательные) реакции сосредоточены на идеях. Таким образом, при работе с субъектами, ориентированными на эмоциональное реагирование, консультанты должны подбирать соответствующие слова. В табл. 6.1 приведены некоторые из наиболее часто употребляемых в данных случаях слов (для англоязычных клиентов) (Carkhuff & Anthony, 1979).


Таблица 6.1

Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний

(перевод англоязычной статистики)

Уровень интенсивность Категории чувств
Счастье Печаль Страх Неуверенность Раздражение, гнев Сила, потенциал Слабость, неадекватность
Сильиый Возбужденный Отчаявшийся Паникующий Смущенный Оскорбленный Могучий Испытывающий стыд
  Взволнованный Безнадежный Охваченный Дезориентированный Враждебный Властный Бессильный
  Восхищенный Угнетенный ужасом Недоверчивый Разъяренный Полный сил Ранимый
  Восторженный Подавленный Боязливый Сконфуженный Взбешенный Могущественный Малодушный
  Исступленный Сокрушенный Напуганный   Злой   Трусливый
  Окрыленный Жалкий Трусящий   Грубый   Несостоятельный
  Ликующий Покинутый Ошеломлённый   Полный ненависти    
    Разбитый     Недоброжелательный    
    Всеми оставленный     Мстительный    
Умеренный В приподнятом настроении Удрученный Волнующийся Сомневающийся Раздраженный Выносливый Смущенный
  Благополучный Приведенный в смятение Беспокойный Растерянный Раздраженный Важный Бесполезный
  Счастливый Разочарованный Шаткий Опасающийся Рассерженный Уверенный Деморализованный
    Одинокий Ненадежный Ненадежный Обиженный Бесстрашный Беспомощный
  Оптимистичный Неблагополучный     Безумный Энергичный Изнуренный
  Веселый Несчастный Напряженный Озадаченный Расстроенный Храбрый Глупый
  Бодрый Пессимистичный Озабоченный     Отважнцй Неспособный
  Полный энтузиазма Грустный     Разбитый Смелый Некомпетентный
  Радостный Ущемленный Ощущающий угрозу   Обиженный Самоуверенный Несведущий
  Заинтересованный Сломленный     Чувствительный Адекватный Неадекватный
    Подавленный Взволнованный   Нетерпеливый Самонадеянный Взбудораженный
          Упрямый Уверенный в себе  
            Компетентный  
            Умелый  
Слабый Понравившийся Потерянный Пугливый Ненадежный Обеспокоенный Решительный Хилый
  Приятный   Нервный Удивленный Раздосадованный Определенный Болезненный
  Довольный Обескураженный Возбужденный Неуверенный Брюзга Стойкий Кроткий
  Умиротворенный Разочарованный Стесненный Колеблющийся Неудачник Способный Смиренный
  Удовлетворенный Унылый Напряженный Нерешительный Озабоченный Сильный Неспособный
  Спокойный Подавленный Тревожный Обеспокоенный     Слабый
    Одинокий Насторожённый Встревоженный     Аутсайдер
      Раздражительный        
      Хмурый        
      Неприветливый        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: