double arrow

Социально-когнитивная теория


Социально-когнитивная теория является одной из разновидностей бихевиоризма и ставит во главу угла научение через моделирование и имитацию (Bandura, 1977). Иногда ее называют теорией социального научения. Согласно этой теории, научение определенным действиям происходит через наблюдение за другими, и партнеры по браку либо испытывают дефицит, либо избыток необходимых стереотипов поведения. Дефицит может быть следствием того, что один или оба партнера никогда не были свидетелями демонстрации определенного навыка, например умения честно соревноваться. Избыток может явиться результатом убеждения одного или обоих партнеров, что всего лишь незначительного действия будет достаточно, чтобы решить проблему. Например, один партнер сообщает другому все, что ему нравится и не нравится в браке, в надежде, что открытый обмен мнениями будет полезным. Хотя такой честностью можно только восхищаться, исследования! показывают, что отношения между партнерами быстрее улучшаются с помощью» конструктивного взаимодействия, чем с помощью отрицательной обратной связи (Gottman, 1994). Как оказалось, лучше всего работает селективная коммуникация] и взаимодействие с супругом.




Основной акцент в супружеском консультировании с позиций теории социальна ного научения делается на выработке умения жить настоящим. События прошлой го, которые привели к разрушению брака, могут быть признаны, но им не должно уделяться много внимания. Чтобы помочь супругам добиться позитивного перелома в процессе консультирования, консультанты могут использовать разнообразные поведенческие стратегии, такие как самоотчет, наблюдение, упражнения для обучения коммуникативным навыкам, заключение контракта и выполнение домашних заданий (Stuart, 1980). В социально-когнитивной теории многое основа4 но на линейном способе мышления.







Сейчас читают про: