double arrow

Ко-лидеры

Наличие ко-лидера (ассистента, второго лидера) не является обязательным, но может оказаться полезным для лидера и для группы в целом, особенно если группа большая (более 10 человек). При наличии ассистента лидер может работать с группой, в то время как ко-лидер наблюдает за групповым процессом. Преимущество ко-лидерства становится очевидным, когда вместе работают начинающий и опытный консультант, что создает возможность обучения для ко-лидера. Многие специалисты по групповой работе настаивают на том, что работа в качестве ко-лидера является необходимым этапом подготовки перед началом самостоятельной лидерской работы (Ritter, 1982).

Динкмайер и Муро (Dinkmeyer & Muro, 1979) считают, что успешные, опытные ко-лидеры, во-первых, придерживаются сходных философских и практических взглядов; во-вторых, имеют похожий опыт и компетентность; в-третьих, налаживают идеальные отношения для эффективного взаимодействия между людьми; в-четвертых, знают структуру взаимоотношений внутри группы и отношение к лидеру и помогают группе формировать эту структуру; в-пятых, согласны с целями консультирования и с процессами их достижения, с тем чтобы избежать борьбы за власть.

Пиетрофеса, Хоффман и Сплит (Pietrofesa, Hoffman & Splete, 1984) рекомендуют, чтобы ко-лидеры сидели в группе напротив друг друга, так чтобы иметь возможность максимально выполнять свои обязанности и наблюдать за группой. Они указывают, что совсем не обязательно, чтобы ко-лидеры были противоположного пола, – в данном случае навыки, а не пол имеют значение.

Самораскрытие

Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1981) определяют самораскрытие как «актуальное (здесь и теперь) выражение чувств, установок и убеждений» (р. 206). Самораскрытие непосредственно связано с доверием, которое испытывают друг к Другу участники группы (Bunch, Lund & Wiggins, 1983). Чем выше уровень доверия между участниками, тем успешнее будет самораскрытие. Интересный аспект этого явления состоит в том, что самораскрытие происходит по типу цепной реакции. На начальных стадиях работы группы его, по-видимому, нужно стимулировать. Морран (Моггап, 1982) предлагает, чтобы лидеры в начале групповых сессий чаще использовали самораскрытие в качестве модели для других и для продвижения процесса. Как утверждают Стоктон, Барри Клейн (Stockton, Вагг& Klein, 1981), более вероятно, что участники группы, которые редко прибегают к вербальному самоотчету, выйдут из ее состава (по сравнению с другими).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: