Форма государственного устройства и ее разновидности

Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей, форма государственного устройства предполагает, из каких именно конкретных частей или элементов состоит внутренняя структура государства; какова система взаимоотношений этих частей и как распределяются между ними управленческие или иные функции; как строятся отношения между центральными и местными органами власти, образования с учетом их национально-этнического и социокультурного своеобразия.

Унитарное государство – единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Органы административно-территориальных единиц подчиняются центру. Единая система государственной власти, единая территория, гражданство, бюджет. Административно-территориальные единицы суверенитетом не обладают.

Признаки унитарного государства:

· имеют единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;

· на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

· не имеет в своем составе других государств или государственных образований;

· состоит из различных административно-территориальных единиц (область, район, провинция, округ и др.);

· имеет вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

· однопалатный парламент

· допускает национальную и законодательную автономию, для проживающих на его территории национальностей;

· все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

Унитарными государствами являются Англия, Франция, Венгрия, Монголия, СССР и др.

Федеративное государство (лат. – "объединение", "союз") – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала (Индия, Бельгия, РФ, Канада).

Субъектами федерации являются государства или государственные образования (штаты, земли, кантоны). Законодательный орган федерации состоит из 2-х палат, в одной из которых представлены ее субъекты (двухпалатные общественные парламенты (бикамеризм), где высшая палата по установленной квоте представляет интересы субъекта федерации). В федерации законы и конституции имеют и субъекты федерации, но они не обладают верховенством на своей территории.

Федерация может быть договорной (в основе – договор, подписываемый субъектами федерациями) и конституционной (закрепляется положениями единой конституции).

Признаки федеративных государств:

-составляющие федеративное государство государственные образования являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление;

-существование двух систем высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы членов федерации

-члены федерации имеют свою конституцию (конституционный устав), законодательную компетенцию, систему права, определенный суверенитет и т.п.

-наличие гражданства и гражданства членов федерации;

-отсутствие права выхода из федерации;

-Федеративными государствами являются США, Германия, Бразилия и др.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных договоров и создаваемый для обеспечения общих целей и интересов.

Признаки конфедерации:

ü закрепление создания конфедерации договором;

ü суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на всё объединение в целом;

ü конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения её целей и задач;

ü субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации (отмены действия актов органов конфедерации на своей территории);

ü конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства

(Прошли по этому пути Швейцария, признаки конфедерации имеются в СНГ.)

Признаки российского федерализма:

ü это территориальная форма демократии: демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами.

ü это строгое разграничение функции и собственности и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.

ü это залог целостности государства, т.к. регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.

ü это способ построения единого государства, а не конфедерации, потому что именно в едином государстве предусмотрены специальные меры защиты против обособления федерации в некий союз самостоятельных государств.

ü это гибкое сочетание трех уровней власти: федерального, регионального и местного, где особая роль отведена МСУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: