Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей, форма государственного устройства предполагает, из каких именно конкретных частей или элементов состоит внутренняя структура государства; какова система взаимоотношений этих частей и как распределяются между ними управленческие или иные функции; как строятся отношения между центральными и местными органами власти, образования с учетом их национально-этнического и социокультурного своеобразия.
Унитарное государство – единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Органы административно-территориальных единиц подчиняются центру. Единая система государственной власти, единая территория, гражданство, бюджет. Административно-территориальные единицы суверенитетом не обладают.
Признаки унитарного государства:
· имеют единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;
|
|
· на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
· не имеет в своем составе других государств или государственных образований;
· состоит из различных административно-территориальных единиц (область, район, провинция, округ и др.);
· имеет вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
· однопалатный парламент
· допускает национальную и законодательную автономию, для проживающих на его территории национальностей;
· все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
Унитарными государствами являются Англия, Франция, Венгрия, Монголия, СССР и др.
Федеративное государство (лат. – "объединение", "союз") – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала (Индия, Бельгия, РФ, Канада).
Субъектами федерации являются государства или государственные образования (штаты, земли, кантоны). Законодательный орган федерации состоит из 2-х палат, в одной из которых представлены ее субъекты (двухпалатные общественные парламенты (бикамеризм), где высшая палата по установленной квоте представляет интересы субъекта федерации). В федерации законы и конституции имеют и субъекты федерации, но они не обладают верховенством на своей территории.
|
|
Федерация может быть договорной (в основе – договор, подписываемый субъектами федерациями) и конституционной (закрепляется положениями единой конституции).
Признаки федеративных государств:
-составляющие федеративное государство государственные образования являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление;
-существование двух систем высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы членов федерации
-члены федерации имеют свою конституцию (конституционный устав), законодательную компетенцию, систему права, определенный суверенитет и т.п.
-наличие гражданства и гражданства членов федерации;
-отсутствие права выхода из федерации;
-Федеративными государствами являются США, Германия, Бразилия и др.
Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных договоров и создаваемый для обеспечения общих целей и интересов.
Признаки конфедерации:
ü закрепление создания конфедерации договором;
ü суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на всё объединение в целом;
ü конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения её целей и задач;
ü субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации (отмены действия актов органов конфедерации на своей территории);
ü конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства
(Прошли по этому пути Швейцария, признаки конфедерации имеются в СНГ.)
Признаки российского федерализма:
ü это территориальная форма демократии: демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами.
ü это строгое разграничение функции и собственности и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.
ü это залог целостности государства, т.к. регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.
ü это способ построения единого государства, а не конфедерации, потому что именно в едином государстве предусмотрены специальные меры защиты против обособления федерации в некий союз самостоятельных государств.
ü это гибкое сочетание трех уровней власти: федерального, регионального и местного, где особая роль отведена МСУ.