Признаки

1) Нормативность - оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность - нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность - нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно выражаются в строго установленной форме – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность - отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Это устанавливаемые и охраняемые от нарушений государством общеобязательные правила поведения, указывающие на права и обязанности участников регулируемых отношений.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА- норма, отрасль, подотрасль, институт, субинститут

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. В настоящее время происходит формирование новых отраслей права, которые создаются на основе синтеза норм и институтов нескольких прежних отраслей, либо обособления. Подотрасль в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Все отрасли взаимосвязаны, но не равнозначны по своему значению, объему, поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли (в земельном законодательстве – горное, водное, лесное).

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений; система норм, регулирующих какое-либо однородное общественное отношение в пределах данной отрасли права (гражданского, трудового, уголовного и др.).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В каждой отрасли их много. Все институты функционируют в тесной связи друг с другом.

Пример: государственное право – институт гражданства;трудовое право – институт трудового договора.

Виды правовых институтов:

1.материальные и процессуальные;

2.отраслевые (состоит из норм одной отрасли права) и межотраслевые /смешанные/ (из норм 2-х и более отраслей);

3.простые (небольшие и не содержат в себе никаких других подразделений) и сложные /или комплексные/ (крупные, имеют в своем составе более или менее самостоятельные образования, называемые субинститутами);

4.регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений;

5.охранительные институты – на охрану вышеназванных, защиту (типичны для уголовного права)

6.учредительные /закрепительные/ институты закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

В правовой науке все юридические нормы делятся на:

1) процессуальные (определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируются процедурные или организационные вопросы, имеющие принципиальное важное значение).

Виды процессов - гражданский;уголовный;административный;арбитражный;конституционный.

2) материальные (регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, государственным управлением).

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой норм, институтов и отраслей. Характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

3. Форма правления и ее разновидност ь.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемая по наследству. (Источником государственной власти является монарх).

Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для нее характерно бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Конституционная дуалистическая монархия является переходной формой правления средневековья, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Марокко, Иордания, Кувейт). При этой форме правления делит между собой государственную власть монарх, представляющий исполнительную власть, и парламент, осуществляющий законодательную власть.

Конституционная парламентская монархия. Парламент, которому Конституция страны формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право "вето", право назначения в нижнюю палату и право роспуска парламента (Австралия, Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Канада).

Теократическая монархия наделяет функциями высшего должностного лица государства, монарха, ее высшего духовного лидера (Ватикан).

Республика – форма правления, при которой: 1)государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию), который выполняет свое функциональное назначение в режиме "сдержек и противовесов" с др. ветвями власти; 2)представительная власть сменяема, избирается на определенный срок; 3)законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая, юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и системность представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой их них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности;

4) избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени народа.

Республиканская форма правления:

ü в аристократической республике основная масса населения даже формально отстранилась от участия в выборах высших органов государственной власти (Спарта и Римская империя в V-II вв. до н.э.). В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом;

ü в демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. В Афинах V-IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот). Эти органы решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции;

ü в парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум неверия (Италия, Германия, Индия, Греция, Чехия, Венгрия). Президент такой республики избирается парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства;

ü в президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент и парламент избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). В то же время он может распустить парламент. Отношение между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Египет, Аргентина).

ü Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумов или учредительных (конституционных) собраниях. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, исторические условия, а часто и субъективные факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: