И наконец, нужно помнить, что 8 этом грешном мире Бог должен дать нам способность убедиться в Его существовании, в противном случае мы никогда не уверуем в Него. Мы читаем о том, что «бог века сего ослепил умы» у неверующих, «чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор. 4:4). Более того, Павел говорит, что, «когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21). В этом грешном мире человеческий разум не в состоянии прийти к знанию о Боге. Поэтому проповедь Павла была«вявлениидухаисилы, чтобы вера... утверждалась не на мудрости человеческой, но но силе Божией» (1 Кор. 2:4,5). Только Бог может помочь нам преодолеть слепоту и иррациональность, которые явились следствием греха, а также получить способность верно оценивать действительность, верить в Писание и обрести спасительную веру в Христа.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Как, по вашему мнению, видят землю серафимы, восклицающие у пре
стола Божьего: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
(Ис. 6:3), — так же, как мы, или в несколько в иной перспективе? В чем разница?
Как мы можем приблизиться в своем видении к такой перспективе?
2. Когда вы ощущаете Бога сильнее всего? Почему? В какой ситуации вы на
ходитесь в состоянии, приближающем вас к небесам? В каких из этих ситуаций
ваши суждения наиболее верны?
3. Взгляните на нашу руку. Как вы считаете, она сложнее устроена, чем на
ручные часы? Логично ли полагать, что рука или часы появились в результате слу
чайной комбинации элементов?
4. Верят ли в существование Бога большинство людей в наши дни? Такое по
ложение вещей существовало во все периоды истории? Если люди верили, что
Бог существует, почему они не поклонялись Ему должным образом?
Часть П. Учение о Боге
n, USKO.ifcll N
Библиография
li?"4' Соответствующие разделы
1— " в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton, 42-58 --ЧЛ'^ч^
1930 Tliomas, 3-14 ^W
2. Арминианские (уэслианские или методистские) ,,,t-
1875-1876 Pope, 1:233-248
1892-1894 Miley, 1:57-136
1940 Wiley, 1:217-240
1960 Purkiser, 39-59
1983 Carter, 1:107-111
1983 Cottrcll, 1:419-442
1987-1990 Oderu 1:131-180
3. Баптистские
1767 Gill, 1:1-15 ~~~'
JK87 Boycc, 8-46
1907 Strong, 52-110 T'',
1917 Mullins, 35-48
1983-1985 Erickson, 156-174
4. Диспенсационалистские
1947 Chafer, 1:129-178
1949 Thiessen, 21-42
19Я6 Ryrie. 25-34
5. Лютеранские
1917-1924 Pieper, 1:371-374
.:;r. 1934 Mueller, 143-147
Глава 8. Существование Бога
6. Реформатские (или пресвитерианские)
1559 Calvin, 1:43-69 (1.3-5)
1861 Нерре, 47-56
1871-1873 Hodge, 1:191-334
1878 Dabney, 5-26
1887-1921 Warfield. SSW, 1:34-40
1889 Shedd, 1:195-248
1909 Bavinck, DC, 41-80
1938 Berkhof, 19-28)да«,
1962 Buswell, 1:72-161,.,.,.
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия т:-пчч fi'-rf^s, м>;о vf:-,■(&! Он >,-"*.-ti. ■
1955 ОН, 13-17 у, П*ва:гж ■»:,, ■. ■
2. Написанные после II Ватиканского собора '"■'"* ■*'"-i''^'- l> '!''1- ■ ■ ■
1980 McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)