double arrow

В. Традиционные «доказательства» существования Бога


Традиционные доказательства существования Бога, которые были выра­ботаны философами-христианами (и некоторыми нехристиапами) в различ­ные периоды истории, по сути являются попытками тщательно и логически точно проанализироватьдействитсльность, особенно свидетельства природы, призванные показать людям, что отрицать существование Бога — нерацио­нально. Если верно, что грех заставляет мыслить людей иррационально, то эти доказательства являются попытками помочь людям мыслить рационально, т. е. правильно рассуждать о свидетельствах Божьего существования, преодоле­вая иррациональность греха.



Чисть II. Учение о Боге



Большая часть традиционных доказательств существования Бога может быть отнесена к одному из четырех типов рассужден ия:

1. Космологический аргумент основывается на том факте, что все извест­
ные объекты мира имеют свою причину. Поэтомусам мир также должен иметь
причину, и причиной столь великого мира может быть только Бог.

2. Телеологический аргумент в действительности является одной из кате­
горий космологического аргумента. Здесь подчеркивается гармония и поря­
док мира и утверждается, что подобный план может служить доказательством
разумной цели (греческое слово теАодозначает «конец» или «цель»), которая
лежит в основе этого. Поскольку мир свидетельствует о том, что он сотворен
по определенному плану, то должен существовать разумный и целеполагаю-
щий Бог, который сотворил мир именно таким образом.




3. Онтологический аргумент передает идею о Боге. Который определяется
как Существо, «более великое, чем все, что можно вообразить». Далее утверж­
дается, что подобному существу должен быть свойствен признак существо-
вания:.

4. Моральный аргумент исходит из человеческого чувства добра и зла и из
стремления к справедливости. Далее утверждается, что должен существовать
Бог, Который является источником добра и зла и Который однажды воздаст
ло справедливости всем людям.

Поскольку все эти аргументы основаны на таких фактах творения, ко­торые являются истинными, мы можем сказать, что все эти доказательства (при тщательном рассмотрении) являются, в объективном смысле, истин­ными. Они истинны, поскольку верно оценивают действительность и в про­цессе рассуждения подводят к правильному выводу — Бог действительно является причиной мира, мир действительно обнаруживает целеполагающий план, Бог действительно существует как Тот, Кто более велик, чем все, что можно вообразить, и Бог действительно даровал нам возможность различать добро и зло и знать, что однажды придет суд. Таким образом, действитель­ные факты, к которым апеллируют эти доказательства, истинны, и в этом смысле доказательства также истинны, несмотря на то что не все люди убеж­дены в этом.



Однако в другом смысле, если слово «действительный» понимать как
«способный убедить даже тех, кто исходит из ложн ых предпосылок», тогда,
конечно, эти доказательства не являются истинными, поскольку ни одно из
них не способно убедить всех, кто рассматривает их. Это обусловлено тем,
что многие неверующие либо исходят из ложных предпосылок, либо неверно
рассуждают, анализируя действительность. Причина не в том, что эти дока­
зательства неистинны сами по себе. ^ -._ _._ _._ ,

),.1ц>ы-ш^ Uif\v-\, t-1'

Онтология от греч. onlos — сущее и logos—- учение, слово.



Глава 8. Существование Бога



Таким образом, ценность этих доказательств заключается, главным обра­зом, в том, что они отвечают на некоторые «логические» возражения, вы­двигаемые неверующими людьми. Они не могут привести неверующих к спа­сительной вере, поскольку это может произойти только через веру в свидетель­ство Писания. Однако они способны дать ответ на возражения неверующих, а для верующих они могут логически подкрепить то, в чем они [верующие] уже

были убеждены через внутреннее ощущение Бога и свидетельство Писания. ■" .■- >. ■"■)-

■|,'Ч. ■I-Ti'li-







Сейчас читают про: