Традиционные доказательства существования Бога, которые были выработаны философами-христианами (и некоторыми нехристиапами) в различные периоды истории, по сути являются попытками тщательно и логически точно проанализироватьдействитсльность, особенно свидетельства природы, призванные показать людям, что отрицать существование Бога — нерационально. Если верно, что грех заставляет мыслить людей иррационально, то эти доказательства являются попытками помочь людям мыслить рационально, т. е. правильно рассуждать о свидетельствах Божьего существования, преодолевая иррациональность греха.
Чисть II. Учение о Боге
Большая часть традиционных доказательств существования Бога может быть отнесена к одному из четырех типов рассужден ия:
1. Космологический аргумент основывается на том факте, что все извест
ные объекты мира имеют свою причину. Поэтомусам мир также должен иметь
причину, и причиной столь великого мира может быть только Бог.
2. Телеологический аргумент в действительности является одной из кате
горий космологического аргумента. Здесь подчеркивается гармония и поря
док мира и утверждается, что подобный план может служить доказательством
разумной цели (греческое слово теАодозначает «конец» или «цель»), которая
лежит в основе этого. Поскольку мир свидетельствует о том, что он сотворен
по определенному плану, то должен существовать разумный и целеполагаю-
щий Бог, который сотворил мир именно таким образом.
|
|
3. Онтологический аргумент передает идею о Боге. Который определяется
как Существо, «более великое, чем все, что можно вообразить». Далее утверж
дается, что подобному существу должен быть свойствен признак существо-
вания:.
4. Моральный аргумент исходит из человеческого чувства добра и зла и из
стремления к справедливости. Далее утверждается, что должен существовать
Бог, Который является источником добра и зла и Который однажды воздаст
ло справедливости всем людям.
Поскольку все эти аргументы основаны на таких фактах творения, которые являются истинными, мы можем сказать, что все эти доказательства (при тщательном рассмотрении) являются, в объективном смысле, истинными. Они истинны, поскольку верно оценивают действительность и в процессе рассуждения подводят к правильному выводу — Бог действительно является причиной мира, мир действительно обнаруживает целеполагающий план, Бог действительно существует как Тот, Кто более велик, чем все, что можно вообразить, и Бог действительно даровал нам возможность различать добро и зло и знать, что однажды придет суд. Таким образом, действительные факты, к которым апеллируют эти доказательства, истинны, и в этом смысле доказательства также истинны, несмотря на то что не все люди убеждены в этом.
|
|
Однако в другом смысле, если слово «действительный» понимать как
«способный убедить даже тех, кто исходит из ложн ых предпосылок», тогда,
конечно, эти доказательства не являются истинными, поскольку ни одно из
них не способно убедить всех, кто рассматривает их. Это обусловлено тем,
что многие неверующие либо исходят из ложных предпосылок, либо неверно
рассуждают, анализируя действительность. Причина не в том, что эти дока
зательства неистинны сами по себе. ^ -._ _._ _._,
),.1ц>ы-ш^ Uif\v-\, t-1' |
Онтология от греч. onlos — сущее и logos—- учение, слово.
Глава 8. Существование Бога
Таким образом, ценность этих доказательств заключается, главным образом, в том, что они отвечают на некоторые «логические» возражения, выдвигаемые неверующими людьми. Они не могут привести неверующих к спасительной вере, поскольку это может произойти только через веру в свидетельство Писания. Однако они способны дать ответ на возражения неверующих, а для верующих они могут логически подкрепить то, в чем они [верующие] уже
были убеждены через внутреннее ощущение Бога и свидетельство Писания. ■".■- >. ■"■)-
■|,'Ч. ■I-Ti'li-