Тема предыдущей главы естественно подводит нас к вопросу о сатане и бесах, поскольку они тоже ангелы, только злые. Некогда они были благими, но, согрешив, утратили привилегию служить Богу. Они также сотворенные, духовные существа, обладающие моральным суждением и высоким интеллектом, но не обладающие физическими телами. Бесов мы можем определить следующим образом: бесы — это злые ангелы, согрешившие против Бога, которые постоянно совершают в мире зло.
А. Происхождение бесов
Когда Бог сотворил мир, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Это означает, что даже в ангельском мире, сотворенном Богом, тогда еще не было злых ангелов, или бесов. Однако ко времени событий, описанных в Быт. 3, мы видим, что сатана, в облике змея, искушает Еву (Быт. 3:1—5). Таким образом, где-то в период между событиями, описанными в Быт. 1:31 и Быт. 3:1, в ангельском мире произошли изменения —многие ангелы отпали от Бога и стали злыми.
В Новом Завете об этом упоминается дважды. Петр говорит нам: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4)!. Иуда также говорит, что Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает
1 Это не означает, что грешные ангелы сейчас не оказывают на мир никакого влияния, так как в ст. 9 Петр говорит, что Господь также знает, как «беззаконииков соблюдать ко дню суда», имея в виду людей, которые яино имели влияние на мири даже беспокоили читателей послания Петра. Написанное во 2 Пет. 2:4 просто означает, что падшие ангелы были удалены из присутствия Божьего и содержатся под определенным ограничительным контролем до судного дня, однако это не исключает их нынешней постоянной активности в мире.
Глава 19. Сатана и бесы
в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Вновь подчеркивается тот факт, что они удалены от славы присутствия Божьего и что их деятельность ограничена (в метафорическом смысле, они пребывают «в вечных узах»), однако в тексте не говорится ни о том, что влияние бесов устранено из мира, ни о том, что часть бесов содержится в месте наказания, отделенном от мира, тогда как прочие способны оказывать на него воздействие'. Как Второе послание Петра, так и Послание Иуды говорят нам, что часть ангелов отпала от Бога и эти ангелы стали противниками Его Слова. Судя по всему, их грехом была гордыня, отказ занять предписанное им место, ибо они не сохранили своего достоинства и оставили свое жилище (Иуд. 6).
Возможно также, что упоминание о падении сатаны, князя бесов, содержится в гл. 14 Книги Пророка Исайи. Исайя говорит об осуждении Богом (земного) вавилонского царя и использует выражения, слишком сильные для применения к любому человеческому существу:
Как упал ты с неба, денница3, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему», Ноты низ-вержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15).
Из описания попытки взойти на небо и установить там свой престол со словами: «Буду подобен Всевышнему» ясно, что речь идет об ангельском существе великой силы и достоинства. Для еврейской пророческой речи нет ничего необычного в переходе от описания событий из жизни человека к параллельным небесным событиям, которые в некотором роде находят отражение в земных событиях4. Если это действительно так, то грех сатаны — гордыня и попытка сравниться с Богом.
При этом едвали в Быт. 6:2-4 говорится о падении бесов. В этих стихах нам сказано, что «сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они Красины, и брали их себе в жены, какую кто избрал. <...> В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им». Многие полагают, что «сыны
' Во 2 Пет. 2:4 не говорится: «Бог не удалил ангелов после того, как они согрешили», или: «Бог бросил согрешивших ангелов вал», здесь содержится просто общее упоминание об «ангелах», которые согрешили. Также в Иуд. 6 говорится об ангелах, пне сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», где речь идет обо всех согрешивших ангелах. Их нынешнее жилище —«ад» и аадский мрак», хотя они и могут выбираться оттуда и оказывать влияние на людей в мире.
3KJV переводит слово «денница» как-Люцифер», что означает «светоносный». Слово ■Люцифер» не фигурирует ни в одном другом тексте KJV и ни в одном другом современном переводе Библии.
* См., напр.: Пс. 44, где описание земного царя переходит в описание Мессии.
Часть П. Учение о Боге
Божий» в этом отрывке — это ангелы, согрешившие браком сдочерямилю-дей, но это маловероятно, и вот по каким причинам5.
Ангелы — это нематериальные существа, которые, по словам Иисуса, не вступают в брак (Мф. 22:30). Кроме того, ничто в контексте гл. 6 Книги Бытие не указывает на то, что выражение «сыны Божий» следует истолковывать как указание на ангелов (в этом смысле данный текст отличается, напр., от Иов. 1, 2, где контекст, в котором речь идет о совете на небесах, ясно дает читателю понять, что здесь говорится об ангелах). Гораздо более вероятно, что выражение «сыны Божий» здесь (как во Втор. 14:1) означает людей, принадлежащих Богу, которые, подобно Богу, ходят я праведности (отметим Быт, 4:26 как введение к Быт. 5, где основание линии потомков Сифа относится ко времени, когдалюди «начали призывать имя Господа»). В Быт. 5:3 подчеркивается, что сыновство заключается также и в схожести с отцом. Кроме того, в тексте всей гл. 5 через Адама и Сифа многие люди причисляются к Богу в качестве «сыновей». Похоже, общий замысел этого повествования — продемонстрировать параллельное развитие благочестивого (и впоследствии — мессианского) рода Сифа и всего остального — неблагочестивого — человеческого рода. Таким образом, «сыны Божий» в Быт. 6:2 — это праведные люди, которые стремятся подражать своему небесному Отцу, а «дочери человеческие» — это их жены, принадлежавшие к неблагочестивой части человечества.
Б. Сатана как глава бесов
«Сатана» — это собственное имя главы бесов. Это имя упоминается в Иов. 1:6, когда «пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (см. также: Иов. 1:7 — 2:4). Здесь он представлен как противник Господа, искушающий Иова. Точно также, в конце жизни Давида, «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (I Пар. 21:1). Кроме того, Захария видит «Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» {Зах. 3:1). «Сатана» — это еврейское слово QE3E?), оно означает «противник»6. В Новом Завете также используется слово «сатана», заимствованное из Ветхого Завета. Так, Иисус, во время своего искушения в пустыне, говорит: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 4:10), или: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» {Лк. 10:18).
5 Более подробно этот вопрос рассмотрен а работе, которая кратко излагается в данной главе: W. Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 211—213. Одни из поздних иудейских толкователей полагают, что «сыны Божий» — это ангелы, другие — что речь здесь идет о человеческих существах.
Глава 19, Сатана и бесы
В Библии для обозначения сатаны используются и другие слова. Он назван «диаволом» (только в Новом Завете: Мф.4:1; 13:39; 25:41; Отк. 12:9; 20:2 и др.), «змием* (Быт. 3:1,14; 2 Кор. 11:3; Отк. 12:9; 20:3), «веельзеву-лом»(Мф. 10:25; 12:24.27;Лк. 11:15), «князем мира сего» (Ин. 12:31; 14:30; 16:11)7, «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2:2), и «лукавым» (Мф. 13:19;
1 И н, 2:13). Когда Иисус говорит Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне со
блазн, потому что думаешь не отом, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23),
он показывает тем самым, что попытка Петра удержать Его от страдания и
смерти на кресте — это попытка помешать исполнению воли Отца. Иисус по
нимает, что противодействие в конечном счете исходит не от Петра, а от само
го сатаны.
В. Деятельность сатаны и бесов
1. Сатана был основоположником греха. Сагана согрешил раньше, чем люди.
Это очевидно из того факта, что он (в обличье змея) искусил Еву (Быт. 3:1-6;
2 Кор. 11:3). В Новом Завете говорится также, что сатана был «человекоубий
цей от начала» и «лжецом и отцом лжи» (Ин. 8:44). Сказано также о том, что
«сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). В этих двух текстах выражение «сна
чала» (или «от начала») не означает, что сатана был зол с того времени, когда
Бог начал творить мир («от начала мира»), или с начала своего существова
ния («с начала своей жизни»). Он был зол с «начального» периода истории
мира (Быт. 3 и даже ранее). Свойствами дьявола было порождение греха и ис
кушение к греху.
2. Бесы противодействуют каждому деянию Божьему. Как сатана иску
сил Еву, чтобы она согрешила против Бога (Быт. 3:1 -6), так пытался он иску
сить и Иисуса, чтобы Тот согрешил и не смог исполнить Своего мессианско
го предназначения <Мф. 4:1-11). Сатана и бесы используют ложь (Ин. 8:44),
обольщение (Отк. 12:9),убийство(Пс. 105:37; Ип. 8:44) и все прочие деструк
тивные действия, которые способствуют тому, чтобы люди отвратились от Бога
и погубили себя*. Бесы делают все, чтобы люди оставались глухи к Еванге
лию (2 Кор. 4:4) и привязывают людей ко всему, что мешает им прийти к Богу
(Гал. 4:8). Они пользуются также искушением, сомнением, чувством вины,
7 Иоанн часто использует слова «мир» или «мир сей» для обозначения современного мирового порядка, в котором господствует зло, противодействующее Богу: Ин. 7:7; 8:23; 12:31; 14:17,30; 15:18,19; 16:11; 17:14. Это не значит, что сатана правит всем миром. Он властвуетнадсистемой греховного противодействия Богу. Ср. выражение Павла «бог века сего» (2 Кор. 4:4).
sCp.: Ин. 10:10: «Вор приходит только jyiay9.rp,j..4joЈbi укрыть,
страхом, смущением, болезнью, завистью, гордыней, клеветой и всеми иными средствами, затрудняющими христианское свидетельство и служение.