double arrow

Г. Наше отношение к бесам

1. Действуют ли бесы в современном маре? Некоторые люди под воз­действием натуралистического мировосприятия, которое допускает реаль-

13 Другое толкование заключается в предположении, что падение сатаны Иисусуви-
дел в миссии семидесяти.

14 Вопрос о миллениуме рассматривается в гл. 54.




 

Глава 19. Сатана и бесы

ность лишь того, к чему можно прикоснуться, что можно увидеть или услы­шать, отрицают, что бесы существуют и в наши дни, и считают, что вера в реальность бесов — это устаревшее мировосприятие, отраженное в Библии и других древних культурах. Например, немецкий исследователь Нового Заве­та Рудольф Бультманн эмоционально отрицал существование сверхъесте­ственного мира ангелов и бесов. Он утверждал, что все это —древние «мифы» и что Новый Завет необходимо «демифологизировать», изъяв из него все эти мифологические элементы, чтобы Евангелие смогли принять современные люди с научным мышлением. Другие люди считают, что современный экви­валент деятельности бесов, о которой говорится в Писании, — это властное и иногда несущее зло воздействие различных организационных структур совре­менного общества: правительства и корпорации. Отрицательное влияние, ко­торое они оказывают на людей, иногда называют «бесовскими», и это в осо­бенности характерно для либеральных богословов.

Однако если Писание дает нам подлинное описание мира, то нам следует воспринимать всерьез представляемую им картину властного бесовского вме­шательства в процессы, происходящие в человеческом обществе. Наша не­способность обнаружить это вмешательство с помощью присущих нам пяти чувств просто говорит о том, что наше восприятие мира несовершенно, а во­все не о том, что бесов не существует. У нас нет никаких оснований полагать, что в современном мире активность бесов слабее, чем она была но времена Нового Завета. Мы находимся в том же самом временном отрезке Божьего плана истории (мы живем в эпоху церкви, или эпоху Нового Завета), и милле-ниум, когда влияние сатаны на человеческое общество будет устранено, еще не настал. Большая часть нашего запад) гого общества не желает признать факт существования бесов — за исключением, пожалуй, «примитивных» сооб­ществ — и относит разговоры о деятельности бесов к категории суеверий. Однако нежелание современного общества признать наличие бесовского вли­яния на людей в наши дни, с библейской точки зрения, обусловлено просто слепотой общества по отношению к природе истинной реальности.

Итак, что же делают бесы? Есть ли какие-то отличительные характерис­тики, которые позволяют нам определить деятельность бесов, если она в дейст­вительности имеет место?

2. Не все зло исходит от сатаны и бесов, но все же они порождают часть

зла. Анализируя ключевые моменты новозаветных посланий, мы понимаем, что здесь уделяется очень мало внимания деятельности бесов в жизни верую­щих или методам борьбы с ними. В основном здесь говорится отом, чтобы веру­ющие не грешили, а вели праведную жизнь. Например, в Первом послании к Коринфянам, там, где речь идет о «разделениях*, Павел не повелевает церкви изгнать духа разделения, он просто призывает верующих «говорить одно», что­бы они «соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Когда



 

Часть II, Учение о Боге

возникает проблема инцеста, Павел не повелевает коринфянам изгонять духа инцеста, а говорит им, что верующие должны устыдиться и применить к согре­шающему человеку дисциплинарные меры, чтобы тот раскаялся (1 Кор. 5:1-5). Когда возникает вопрос о том, что верующие идут в суд с жалобами на других верующих, Павел не повелевает им изгнать духа тяжбы (или эгоизма, или раз­дора), он просто повелевает им решать возникающие вопросы внутри церкви и быть готовыми отступить от своих эгоистических интересов (I Кор. 6:1—8). Когда на Вечере Господней возникает беспорядок, он не повелевает верую­щим изгнать духа беспорядка, обжорства или эгоизма, он просто говорит: «Друг друга ждите», «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:33,28). Подобные примеры можно найти и в других новозаветных посланиях.

В отношении проповеди Евангелия неверующим, новозаветный при­мер всюду одинаков: наибольшее внимание всегда уделяется проповеди Евангелия (Мф. 9:35; Рим. 1:18,19; 1 Кор. 1:17-2:5). И хотя иногда Иисус или Павел изгоняют бесовского духа, который мешает проповеди Еванге­лия в какой-либо местности (см.: Мк. 5:1-20— гадаринский одержимый; Деян. 16:16—18 — прорицательница в Филиппах), все же эти случаи не яв­ляются образцом служения, которому следует подражать. Даже в приведен­ных выше примерах противодействие проявило себя во время благовество-вания. В противовес современной практике («стратегии равной духовной брани») никто в Новом Завете 1) не вызывает «местного духа» при вступле­нии на какую-либо территорию для проповеди Евангелия (в обоих приве­денных выше примерах бес находился в человеке и противодействие оказы­вал одержимый бесом), 2) не требует у бесов информации о местной иерархии бесов, 3) не утверждает, что нам следует верить информации, полученной от бесов или распространять ее, 4) ни словом, ни примером не учит нас, что пе­ред проповедью Евангелия в том или ином городе необходимо разрушить не­кие «бесовскиеузы» этого города. Христиане просто проповедуют Евангелие, и оно властно изменяет жизни людей! (Конечно, бесовское противодействие может возникнуть, и Сам Бог может открыть нам бесовскую природу того или иного затруднения, против которого в этом случае христианам следует бороться и о чем им следует молиться, как об этом сказано в I Кор. 12:10; 2 Кор. 10:3-6; Еф.6:12.)

Таким образом, хотя Новый Завет явно признает влияние, которое бесы оказывают на мир и даже, как мы увидим, на жизнь верующих, основное вни­мание сосредоточено на проповеди и христианском росте самих людей (см. также: Гал. 5:16-26; Еф. 4:1 —6:9; Кол. 3:1 —4:6 и др.). На том же самом следу­ет сосредоточиться и нам, если мы стремимся возрасти в святости и вере, пре­одолеть греховные желания и поступки, которые все еще присутствуют в на­шей жизни (ср.: Рим. 6:1—23), и те искушения, которые исходят из мира леве-




Глава 19. Сатана и бесы



       
 
   
 


рующих людей (1 Кор. 10:13)15. Мы должны осознавать свою собственную ответственность в послушании Господу, и нам не следует возлагать вину за наши проступки на некие бесовские силы.

Тем не менее целый ряд текстов Нового Завета показывает, что его авторы явно осознавали присутствие в мире и в жизни христиан влияния бесов. В послании, обращенном к церкви в Коринфе, который был полон храмов, пред­назначенных для поклонения идолам, Павел говорил, что «язычники, прино­ся жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20), и это касалось не только Коринфа, но и большей части прочих древних средиземноморских городов. Павел предостерегал также, что в последние дни «отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1) и что возник­нут призывы избегать брака и определенных видов пищи {ст. 3), однако же следует помнить, что всякое творение Бога «хорошо» (ст. 4). Итак, Павел ви­дел, что некоторые учения по своему происхождению были бесовскими. Во Втором послании кТимофею Павел подразумевает, что люли, противящиеся здравому учению, уловлены дьяволом на исполнение его воли: «Рабу же Гос­пода не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незло­бивым, с кротостью наставлять противников, не даст л и им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил ихвсвою волю» (2 Тим. 2:24—26).

Иисус также говорил отом, что евреи, упорно противившиеся Ему, следог вали за отцом их дьяволом: «Вашотецдиавол,и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ив. 8:44).

Мысль отом, что враждебные действия неверующих часто происходят под влиянием бесов, особенно явно прослеживается в Первом послании Иоанна. После общего утверждения «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8), он продолжает: «Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10). Здесь Иоанн говорит о том, что все те, кто не родился от Бога, —это дети дьявола, подверженные его влиянию. Так Каин, когда убил Авеля, «был отлукавого и убил брата своего» {1 Ин. 3:12), хотя в тексте Книги Бытие (Быт. 4:1-16) мы не находим упоминания о влиянии сатаны на Каина. Иоанн говорит также: «Мы знаем, что мы от Бога и что весъмир лежит во зле» (1 Ин.5:19). В Открове­нии о сатане сказано: «Обольщающий всю вселенную» (Отк. 12:9). Как мы от­мечали выше, сатана назван также «князем мира сего» (Ин. 14:30). «богом века сего» (2 Кор. 4:4) и «духом, действующим ныне всынах противления» (Еф. 2:2).

15 Три источника зла в нашей жизни — это «мир, плоть и дьявол» (где «плоть» озна­чает наши собственные греховные стремления).



Часть П. Учение о Боге



Объединив все эти утверждения, в которых сатана воспринимается как причина лжи, убийства, соблазна, лжеучения и греха в целом, представляется закономерным сделать вывод, что, как учит нас Новый Завет, практически в любом происходящем ныне злодеянии и грехе в определенной степени при­сутствует бесовское влияние. Не все зло обусловлено действиями сатаны и бесов, и бесовская активность не является основной или главной причиной греха, однако, как один из факторов, она присутствует в любом грехе и в лю­бом разрушительном воздействии, противопоставленном делу Божьему в со­временном мире.

Что касается христиан, как мы уже отметили выше, основной акцент в Новом Завете делается не на влиянии бесов, а на том грехе, который остается в жизни верующего. Мы должны признать, что грех (даже совершенный хри­стианином) дает бесовскому влиянию некую точку опоры в нашей жизни. Павел говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; •и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26,27, выделено мной. — У. Г.). Судя по всему, неправедный гнев может дать возможность дьяволу (или бесам) ока­зать на нашу жизнь некое негативное воздействие — может быть, в эмоцио­нальной сфере, усиливая неправедный гнев, который мы уже ощущаем про­тив других людей. Павел говориттакжео «броне праведности» {Еф. 6:14), не­обходимой в борьбе с «кознями диавольскими», в брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11,12). Если в нашей жизни есть сферы, в которых грех продолжает свое воздействие, значит в нашей «броне праведности» есть брешь — это та сфера, которая не защищена от нападений бесов. Иисус же, Который был полностью свободен от греха, мог сказать о сатане: «Во Мне не имеет ни­чего» (Ин. 14:30). Мы можем отметить также связь между отсутствием греха и защитой от лукавого в 1 Ин. 5:18: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит16; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему».

Итак, приведенные отрывки предполагают, что там, где в жизни христиа­нина грех упорно удерживает свои позиции, основная пина за этот грех лежит на конкретном христианине и на его выборе в пользу прежнего образа жизни (см.: Рим. 6, особенно ст. 12—16; также Гал. 5; 16—26). Однако возможно также существование определенного бесовского влияния, которое усиливает эти гре­ховные наклонности. Если христианин годами молится и борется, чтобы пре­одолеть вспышки гнева, то одним из факторов этого греха может быть дух гне­ва. Христианин, который в течение определенного времени борется с депрес­сией, может страдать от нападения духа депрессии или уныния, и это может

16 Настоящее время греческого глагола придает этому выражению значение «не про­должает грешить».




 

Глава 19. Сатана и бесы

быть одним из факторов создавшейся ситуации17. Верующий, который ведет борьбу в других сферах (это может быть, напр., нежелание подчиняться за­конным властям, чревоугодие, лень, язвительность, зависть и т. д.), сам мо­жет решить, нет ли здесь влияния беса, мешающего ему участвовать в деле Господа.

3. Может ли христианин быть одержим бесом? Термин «одержимость бесом» — это очень неудачное выражение, оно закралось в некоторые анг­лийские переводы Библии, но на самом деле в греческом тексте не представ­лено. В греческом Новом Завете о человеке иногда говорится, что «в нем бес» (Мф. 11:18; Лк. 7:33; 8:27; Ин. 7:20; 8:48,49,52; 10:20) или что он страдает от бесовского влияния (греч. 5aijj.ov%ofiai), нов греческом тексте нет выраже­ний, предполагающих «одержимость» или «удерживание» бесом человека, в качестве некоего «обладания» (possession) или «принадлежности» человека бесу.

Проблема терминов «одержимость бесом» и «бесноваться» заключается в том, что они имеют оттенок настолько сильного бесовского воздействия, ко­торое подразумевает, что человек, страдающий от нападок беса, не имеет шан­сов противостоять ему. Эти выражения предполагают, что человек не обладает больше собственной волей и целиком пребывает во власти злого духа. Хотя это и могло быть именно так в крайних случаях, как, например, с гадарин-ским бесноватым (см.: Мк. 5:1—20; отметим, что после того, как Иисус из­гнал из него бесов, он снова был «в здравом уме», ст. 15), все же, безусловно, это не так в других случаях бесовских нападений или столкновений с бесами вжизни людей.

Итак, что нам следует ответить на вопрос «Можетл и христианин быть одер­жим бесом?» Ответ зависит оттого, что мы понимаем полсловом «одержимый». Поскольку это слово не передает ни одного выражения греческого Нового За­вета, люди могут определять его по-разному, и поэтому ни одно определение не­возможно признать ни верным, ни неверным. Лично я считаю, что выражение «одержимый бесом» вообще следует исключить из употребления.



11 Не каждая депрессия может быть обусловлена бесовским влиянием. Некоторые виды депрессии обусловлены химическими факторами, которые поддаются медицин­скому воздействию. Другие виды депрессии обусловлены тем, что в манере поведения или в межличностных связях верующий отклонился от библейских стандартен. Однако фактор бесовского вмешательства не следует однозначно исключать и в этих случаях.

к Слово Saifiovit^ojiai, которое можно перевести как «находиться под влиянием беса», в Новом Завете встречается 13 раз, и только в Евангелиях: Мф. 4:24; 8:16,28,33; 9:32; 12:22; 15:22 («жестоко беснуется»); Мк. 1:32; 5:15,16,18; Лк. 8:36 и Ин. 10:21. Во всех этих случаях подразумевается довольно-таки сильное бесовское воздействие. Возмож­но, слово «бесноваться» следует употреблять только а самых крайних случаях, подобных описанным в Евангелиях.


Часть П. Ученые о Боге


"■' Однако если человек четко поясняет, что он подразумевает под словами «одержимый бесом», то ответ будет зависеть от его определения. Если слова «одержимый бесом» означают, что воля человека полностью подавлена и что он больше не в состоянии повиноваться Богу, то ответ на этот вопрос, без­условно, будет отрицательным, ведь Писание гарантирует, что грех не будет властвовать над нами, так как мы воскресли вместе с Христом (Рим. 6:14, см. также ст. 4, 11).

С другой стороны, большинство христиан согласится с тем, что в жизни верующих может проявляться бесовское влияние (см.: Лк. 4:2; 2 Кор. 12:7; Еф. б: 12; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8). Верующий может подвергаться более или менее интенсивным нападкам бесов19. (Отметим, чточдочь Авраамова», «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет», «имевшая духа немощи», «была скор­чена и не могла выпрямиться» [Лк. 13:16, 11].) Хотя после Пятидесятницы Святой Дух действует в верующих более мощно, помогая отражать нападения бесов30, христиане редко прибегают ктой силе, которая по праву принадле­жит им. Итак, насколько сильным может быть бесовское влияние в жизни христианина, в котором после Пятидесятницы обитает Святой Дух?

Прежде чем приступить к ответу на этот вопрос, следует отметить, что он связан с вопросом о грехе: «Насколько подлинный христианин может позво­лить греху управлять своей жизнью и при этом оставаться возрожденным хри­стианином?» Абстрактно ответить на этот вопрос трудно, так как мы пони­маем, что если христианин не живет так, как ему следует жить, и что если он не участвует в регулярном общении с другими христианами и в изучении Биб­лии, он может впасть в значительный грех, но при этом о нем все еще можно будет сказать, что он возрожденный христианин. Однако такая ситуация ненормальна; христианская жизнь не должна быть такой. Точно также, если мы спросим, насколько сильным может стать бесовское влияние в жизни под­линного христианина, нам будет трудно дать общий, отвлеченный ответ. Мы просто формулируем вопрос о том, насколько ненормальной может стать жизнь христианина, в особенности в том случае, если он не знает и не использует то оружие духовной бран и, которое дано христианину, упорствует в том или ином грехе, который позволяет бесам проникнуть в его жизнь, и избегает того слу­жения, которое дает духовную поддержку против бесовских нападений. Судя по всему, в подобных случаях степень бесовского влияния на жизнь христка-

19 Не представляется нужным определять категории или степени бесовского ато­ния, как. иногда это делают, такими словами, как «подпаленный», «охваченный», «оСъ-ятый» и т. д., так как Писание не дает нам подобного списка категорий дли использова­ния, и эти категории лишь усложняют простую истину — в жизни человека бесовское нападение или влияние может иметь различную силу.

70 Об увеличении силы Святого Духа в жизни верующих после Пятидесятницы см. в гл.29игл.38.



Глава 19. Сатана и бесы


479


нина может быть достаточно сильной. Неверно было бы утверждать, что по­добного апияния быть не может просто потому, что речь идет о христианине. Поэтому, когда кто-нибудь спрашивает: «Может ли христианин быть одер­жим бесом?», но на самом деле имеет в виду: «Может ли христианин попасть под сильное влияние бесов или подвергнуться юс нападениям?», то ответ бу­дет положительным, однако с уточнением, что слово «одержимый» здесь не вполне уместно. Поскольку выражение «одержимый бесом» является непод­ходящим термином во всех случаях, и в особенности в применении к христи­анам, я предпочел бы вообще избегать его. Правильнее было бы просто при­знать, что бесовское влияние на людей, втом числе и на христиан, может об­ладать различной степенью интенсивности и не заходить далее этого утверждения. В любом случае выход есть только один: обличить беса во имя Иисуса и приказать ему выйти (см. ниже).

4. Как распознать бесовское влияние? В тяжелых случаях бесовского воз­действия, подобных описанным в Евангелиях, страдающий человек обнару­живает странное поведение, часто связанное с актами насилия, и в особенно­сти с противодействием проповеди Евангелия. Когда Иисус в Капернауме пришел в синагогу, там «был человек, одержимый духом нечистым, и вскри­чал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк. 1:23,24)21. Человек, о котором идет речь, встал и прервал богослужение этими выкриками (точнее, выкрикивал эти сло­ва бес, который находился в этом человеке).

После того как Иисус сошел с горы Преображения, один человек привел к Нему сына и сказал: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого ду­хом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». Затем, «как скоро бесноватый уви­дел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Отец юноши сказал: «Многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погу­бить его» (Мк. 9:17,! 8,20,22). Подобное поведение, и особенно вред, нанесен­ный страдающему человеку, были ясными указаниями на деятельность беса. Подобные действия видим и в случае с гадаринским бесноватым:

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гро­бов человек, одержимый нечистым духом; он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивая оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и фобах, кри­чал он и бился о камни (Мк. 5:2—5).

31 Слова «одержимый» в греческом тексте нет; ?&9р(олод kv Kvsvpia-z букв.: «человек в нечистом духе» или «с нечистым духом». — Примеч. пер.



Часть П.Учение о Боге



Иисус изгнал бесов, и они уже не могли погубить человека, но они погу­били стадо свиней, в которое вошли сразу же после изгнания (Мк. 5:13). Са­танинская или бесовская деятельность всегда в конечном счете направлена на уничтожение какой-либо части творения Божьего, и в особенности людей, которые сотворены по образу Божьему (ср.: Пс. 105:37, о принесении в жертву детей).

В связи с этим интересно отметить, что в одном случае Иисус, исцеляя эпилептика, изгоняет из него беса (Мф. 17:14—18), а во всех прочих случаях эпилептики рассматриваются отдельно от людей, попавших под влияние бе­сов: «...Приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезня­ми и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4:24)23. Точно также дело обстоит и с другими физическими болез­нями. В некоторых случаях Иисус просто молился о человеке или произносил слово, и человек исцелялся. В других случаях в болезни имели место призна­ки или явные проявления бесовского воздействия. Так, например, когда Иисус исцелил женщину, «восемнадцать лет имевшую духа немощи» (Л к. 13:11),Он открыто сказал, что ее «связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Л к. 13:16). Исцеляя тещу Петра, Иисус «запретил горячке; и оставила ее» (Л к. 4:39), что подразумевает некое личное! нос воздействие (вероятно, бесовское)., которо­му Иисус мог нечто «запретить».

Писания указывают, что в других случаях бесовское влияние ведет к во­пиюще ложным богословским утверждениям, например, канафеме на Иису­са (1 Кор. 12:3) или к отказу исповедовать «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1 Ин. 4:2,3). В обоих случаях контекст подразумевает испытание лю­дей, которые могут оказаться «лжепророками» и которые хотят использовать духовные дары в собрании церкви (1 Кор. 12) и, в частности, пророчествовать (1 Ин. 4:1—6). Эти тексты не говорят, что всякое лжеучение исходит от бесов, однако явно ложные богословские утверждения людей, считающих, что они говорят силой Святого Духа, явно подпадают под эту категорию. Когда в Ко­ринфе апостольскому авторитету Павла упорно противодействовали люди, утверждавшие, что они апостолы, но наделе таковыми не являвшиеся, Павел рассматривал их как служителей сатаны, принявших вид служителей правды (2 Кор. 11:13-15).

Помимо этих внешних, явных признаков, бесовское влияние иногда рас­познавалось и через внутреннее, субъективное ощущение присутствия злого

22 Греческое слово aEXrjvai^dnEvot (рте. «лунатики») употребляется только в Новом Завете, и поэтому его точное значение установить крайне трудно. В некоторых англий­ских переводах Писания оно передается через слово «эпилептик» (греч. еглАётга^сг), Эти­мологически оно действительно связано со словом «луна» {греч. оеЛцщ) и, как осторож­но отмечают все авторитетные словари, обозначает, видимо, некое душевное расстрой­ство; однако едва ли можно точно установить, какое именно. — Примеч. пер.




 

Глава 19. Сатана и бесы

духа. В 1 Кор. 12:10 Павел упоминает о способности «различения духов» как об одном из духовных даров. Судя по всему, этот дар заключается в способно­сти чувствовать различие между действием Святого Духа и действием злого духа в жизни человека33. Этот дар подразумевает осознание бесовского влия­ния, выражающегося во внешних, наблюдаемых фактах, а также в эмоцио­нальной и/или духовной подавленности из-за присутствия злого духа.

Но кто способен распознавать бесовское влияние? Может быть, только те, кто обладает подобным даром? Можно утверждать, что этот дар, как и все прочие духовные дары, также бывает развит в различной степени24. Крометого, в жизни всех верующих может быть нечто схожее с этим даром, некая способ­ность чувствовать иногда в других людях либо присутствие Святого Духа, либо бесовского влияния. Павел говорит и о позитивном духовном восприятии: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный насмерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2:15,16). И сегодня христиане иногда могут почувствовать, что другой человек — тоже христианин, еще до знакомства с ним. Судя по всему, иногда возникает духовное восприятие и сатанинского плана, когда верующий чувст­вует наличие в жизни другого человека бесовского влияния еще до того, как этот факт получает внешнее, объективное подтверждение.

Крометого, иногда человек, подвергающийся духовному нападению со стороны бесовских сил, знает об этом или чувствует это. Зрелый пастор или друг-христианин, беседуя с кем-либо о сложной проблеме, может посчитать возможным спросить человека: «Тебе не кажется, что в этой ситуации одним из факторов может быть нападение какой-то злой духовной силы?» Человек просто может ответить: «Нет». Однако бывают и такие случаи, когда человек действительно задумывается о такой возможности или даже ясно осознает ее, но боится говорить об этом с другими, опасаясь поставить себя в неловкое положение. Ему станет гораздо легче, если он узнает, что другой христианин рассматривает такую вероятность как один из возможных факторов.

Во всех этих попытках распознать бесовское влияние мы должны по­мнить, что ни один из духовных даров в нашу эпоху не действует совершен­ным образом и мы не можем вполне познать человеческое сердце. «Все мы много согрешаем», — признает Иаков (Иак. 3:2). Очень часто мы сомневаем­ся вхристианах, в их искренности. Бывает и так, что мы не уверены, куда Бог нас ведет и этой жизни, не можем решить, нужно ли нам говорить в какой-то ситуации, или уместнее будет молчать. Не удивит нас и тот факт, что опреде­ленная степень неуверенности может быть и в нашем мнении о присутствии

13 Подробный анализ значения греческого выражения SictKplaeiQ kvevjaux<ov («различение духов») в 1 Кор. 12:10 см.: Wayne Grudem, "A Response to Gerhard Dautzenberg on 1 Corinthians 12:10", in BiblischeZeitsckrift, NF, 22:2 (1978), pp. 253-270.

и Развитие этой темы ем. в гл. 51.

ln.ik.36D5



Часть И. Учение о Боге


1



бесовских сил. Однако это не означает, что мы должны игнорировать вероят­ность бесовского воздействия. Возрастая в духовной зрелости и чуткости, при­обретая опыт в служении другим людям, мы, несомненно, увидим, что наша способность распознавать бесовское влияние в различных ситуациях также возрастает.

5. Иисус дает всем верующим власть обличать бесов и повелевать им вый­ти. Когда Иисус послал впереди Себя двенадцать учеников проповедовать Царство Божье, Он «дал им силу и власть над всеми бесами» (Лк. 9:!). После того, как семьдесят проповедали Царство Божье в городах и селениях, они возвратились с радостью и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о име­ни Твоем» (Лк. 10:17), а Иисус сказал им: «Даю вам власть наступать... на всю силувражию» (Лк. 10:19). Когда Филипп, евангелист, пошел проповедо­вать Евангелие Христово, «нечистые духи выходили из многих людей, в кото­рых они были» (Деян. 8:7, перевод мой. — У. Г.). А Павел использовал духов­ную власть над бесами, когда говорил прорицательному духу в молодой жен­щине: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 16:18).

Павел, конечно, осознавал ту духовную власть, которой он обладал, как в прямом столкновении (подобном описанному в Деян. 16), так и в своей молитвенной жизни. Он говорил: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воин­ствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:3,4). Он говорил также о борьбе, которую христиане ведут против «козней диавольских» и «против духов злобы под­небесных» (см.: Еф. 6:10—18). Иаков всем своим читателям (во многих церк­вах) повелевает: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7, кур­сив мой. — У. Г.). Также и Петр говорит своим читателям в многочисленных церквах Малой Азии: «... Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1 Пет. 5:8,9, кур­сив мой. — У. Г.)25.

В качестве возражения иногда приводят Иуд. 9, где, как считают некото­рые, сказано, что христиане не должны повелевать злым духам или запрещать им. В этом стихе говорится: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: „да запретиттебе Господь"».

Однако Иуда говорит здесь не о столкновениях христиан с бесовскими силами, он указывает на грех аморальных и непокорных лжеучителей, кото-


Р



25 Конечно, самый великий для нас пример контакта с бесовскими силами через прямое обращение к ним и повеление выйти — это пример Самого Иисуса, о чем часто говорится в Евангелиях. Он словом и примером побуждал Своих учеников подражать Ему.



Глава 19. Сатана и бесы



рые «отвергают начальства и злословят высокие власти» (ст. 8)26, т. е. своей собственной властью они в безумии изрекают оскорбительные слова против небесных существ, будь то ангельских или бесовских. Пример с Михаилом просто показывает, что самое великое ангельское творение, каким бы мощ­ным оно ни было, не выходит за границы той власти, которую ему положил Бог. Лжеучителя же вышли далеко за эти рамки, так как они «злословят то, чего не знают» (ст. 10). Урок этого стиха заключается в следующем: «Не вы­ходи за рамки той власти, которую определил для тебя Бог!» Если мы рассмот­рим Иуд. 9 именно таким образом, то у христианина может в связи с этим воз­никнуть единственный вопрос: «Какую власть дал нам Бог над бесовскими силами?» Новый Завет говорит об этом подробно и неоднократно. Не только Иисусу и не только Его двенадцати ученикам, но также семидесяти учени­кам, и Павлу, и Филиппу (который не был апостолом) Господом Иисусом дана власть над бесами (см. стихи, процитированные выше). Таким образом, Иуд. 9 не может означать, что люди не должны запрещать бесам или повелевать им или что на это имеют право только апостолы. И Петр, и Иаков призывают христиан «противостоять» дьяволу, а Павел повелевает верующим облечься^ духовные доспехи и приготовиться к духовной брани.

Прежде чем мы подробно рассмотрим, как эта власть используется на практике, важно, во-первых, осознать, что крестный труд Христа — это пер­вичная основа нашей власти над бесами27. Хотя Христос и обрел в пустыне победу над сатаной, новозаветные послания именно на крест указывают как наготмомент, когда сатана был окончательно повержен. Иисус воплотился «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» (Евр. 2:14). На кресте Бог отнял «силы у начал ьств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Поэтому сатана и ненавидит крест Христов, ведь именно на нем он был повержен навеки. Кровь Христа ясно говорит о Его смерти, и в Откровении о тех, кто победил сатану кровью Христовой, читаем: «Они победили его кровию Агнца и словом сви­детельства своего» (Отк. 12:11). Благодаря крестной смерти Христа наши грехи прощены полностью, и у сатаны нет над нами власти.

Во-вторых, мы члены семьи Бога, и это то твердое духовное основание, опираясь на которое мы начинаем духовную брань. Павел говорит всем хрис­тианам: «Все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). Когда сатана нападает на нас, он нападает на одного из детей Самого Бога, на члена

26 В NIV слова Sd^ag Si /ЗХасфтцюИспг; («злословят славы») переведены так: «зло­словят небесных существ» (греч. aXavSep xekeo-ziaX fizivyd). — Примеч. пер.

" Материалом об усыновлении, изложенном в этом и в следующем абзаце, я обя­зан прекрасной работе: Timothy M.Warner, Spiritual Warfare (Wheaton, III.: Crossway, 1991),

pp. 55-63.



Часть П. Учение о Боге




семьи Бога! Эта истина дает нам власть успешно бороться с ним и побеж­дать его28.

Если мы, как верующие, считаем нужным запретить бесу, нам важно по­мнить, что мы не должны бояться его. Сатана обладает гораздо меньшей си­лой, чем сила Святого Духа, действующая в нас, и поэтому он попытается за­пугать нас. Христиане не должны поддаваться страху, они должны вспоми­нать об истине П исания, которая гласит: «Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4); «Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). То, что Павел говорит филиппий-цам об их отношении к противодействующим им людям, может быть приме­нено и в данном случае. Павел говорит: «Не страшитесь ни в чем противни­ков; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога» (Флп. 1:28). Ефесянам Павел говорит о «щите веры», которым следует *угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16). Это очень важ­но, так как противоположность страха — это вера в Бога. Павел повелевает: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в деньзлый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:13). В столкновении с этими враждебны­ми духовными силами читатели Павла не должны отступать или съеживаться от страха, они должны стойко держать рубеж, помня о том, что их «оружия воинствования» — «сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4; ср.: 1Ин.5:18).

Однако мы можем спросить, почему Бог желает, чтобы христиане прямо обращались к бесу, который тревожит кого-либо, а не молились и не просили Бога изгнать беса? В каком-то смысле этот вопрос похож на вопрос о том, почему христианам следует говорить о Евангелии с другими людьми, а не мо­литься и просить Бога, чтобы Он Сам открыл людям Евангелие. Почему мы должны ободрять христианина, впавшего в уныние, а не молиться Богу о том, чтобы Он Сам дал человеку ободрение? Почему мы должны обличать или мяг­ко увещевать согрешающего христианина, а не просто молиться Богу и про­сить Его позаботиться о грехе в жизни этого человека? Ответ на все эти во­просы заключается втом, что в мире, который сотворил Бог, Он позволил нам играть активную роль в исполнении Его планов, в особенности Его планово продвижении Царства и созидании Церкви. Во всех этих случаях помимо на­ших молитв большое значение имеет наше прямое вмешательство и наша ак­тивность. Для наших отношений с бесами это также справедливо. Подобно мудрому отцу, который не решает за своих детей все их ссоры, но иногда от­сылает их обратно, чтобы они сами разрешили свои противоречия, наш Не­бесный Отец также призывает нас вступить в непосредственную борьбу с бе­совскими силами во имя Христа и силой Святого Духа. Тем самым Он дает

28 Об усыновлении см. в гл. 36.



\


Глава 19. Сатана и бесы



нам способность принимать участие в вечно значимом служении и радовать­ся победе над разрушительной властью сатаны и его бесов в жизни людей. Дело не в том, что Бог не может отвратить от нас нападения бесов каждый раз, когда мы молимся и просим Его об этом, — Он может помочь нам и, несом­ненно, иногда поступает именно так. Однако новозаветный пример доказы­вает, что обычно Бог ожидает, когда христиане сами напрямую обратятся к нечистым духам.

На практике власть запретить бесам может выражаться 8 краткой речи или приказе бесу о том, чтобы он вышел, если мы подозреваем наличие бе­совского влияния в нашей собственной жизни или в жизни окружающих нас людей29. Мы должны «противостоять диаволу» (Иак. 4:7), и он обратится в бег­ство30. Иногда бывает достаточно даже краткого приказа во имя Иисуса. Иногда во время обращения к злому духу бывает необходимо процитировать Писа­ние. Павел говорит о «мече духовном, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17)31. Иисус во время искушения в пустыне в ответ на речи сатаны цитировал Пи­сание (Мф. 4:1 — 11). Уместно было бы процитировать общие утверждения опобеде Иисуса над сатаной (Мф. 12:28,29; Лк. 10:17-19; 2 Кор. 10:3,4; Кол. 2:15; Евр. 2:14; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8,9; 1 Ин. 3:8; 4:4; 5:18)32 идите стихи, в которых говорится именно о том искушении, с которым человек столкнулся.

В нашей личной жизни, если мы ощущаем, что греховные эмоции с не­обычной силой охватывают наш разум или наше сердце (иррациональный страх, ненависть, отчаяние, похоть, жадность и т. д.), кроме молитвы к Иису-суотом, чтобы преодолеть их, уместно было бы также сказать примерно сле­дующее: «Дух страха, во имя Иисуса, приказываю тебе, уходи отсюда прочь

!9 Поскольку в Писании нет никаких указаний на то, что бесы могут читать наши мысли (см. выше), приказание следует произнести вслух.

иНапр.,еслимы (или наши дети) просыпаемся от ночного кошмара, то, помолив­шись Иисусу об утешении и защите, мы можем сказать также: «Во имя Иисуса, я при­казываю злому духу этого страшного сна: изыди!» Детей можно с самого раннего возрас­та научить словам: «Во имя Иисуса, уйди!», которые они могут произнести, если во сне их потревожили образы ведьм, чудовищ и т. д., а затем попросить у Иисуса защиты и счастливых мыслей о Нем. Подобные действия детей часто бывают исключительно эф­фективны, так как их вера в Иисуса очень проста и подлинна (см.: Мф. 18:1—4).

31 «Слово» — греч. ртща —обычно обозначает произнесенные слова (Богом или кем-
то еще). Иногда оно употребляется для обозначения слов Писания, когда они произне­
сены Богом или людьми, цитирующими Писание (Мф. 4:4; Им. 15:7; 17:8; Рим. 10:17;
Евр, 6:5; 1 Пет. 1:25), и Павел, судя по всему, в Еф. 6:17 использует данное слово именно
в этом смысле; когда мы произносим слова Писания, они сопровождаются действием
Святого Духа и имеют силу духовного меча.

32 Было бы хорошо, если бы христиане выучили наизусть перечисленные здесь сти­
хи, чтобы иметь возможность цитировать их по памяти, когда они вступают в духовную


Часть II. Учение о Боге


и не возвращайся!» Несмотря наточтомы часто не уверены, присутствует ли бесовский фактор в данной конкретной ситуации, и несмотря на то что при­сутствие беса может быть лишь одним из факторов в той или иной ситуации, все же такие слова запрещения бывают очень действенны. В Новом Завете не содержится исчерпывающего описания молитвенной жизни апостола Павла, но сам Павел ясно говорит о борьбе «не против крови и плоти, но против на-чальств, против властей... против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12) и о вой­не «не по плоти» (2 Кор. 10:3). Разумно было бы предположить, что в своей интенсивной молитвенной жизни он использовал в качестве одного из аспек­тов духовной брани вербальное запрещение бесовским силам,

Кроме того, если мы молимся заступнической молитвой о ком-то другом и предполагаем, что действие «духов злобы поднебесных» может иметь место в той ситуации, о которой мы молимся, то наша молитва может включать в себя элемент устного запрещения бесовским силам. (Духовная брань подобного рода не должна происходить в присутствии человека, о котором мы молимся, так как это может напугать его.) Например, родители вполне могут произнес­ти краткое слово запрещения духу противоречия в одном ребенке, лени — в другом, злобы — втретьем, в дополнение кмолитве о том, чтобы Господь дал им победу в этой борьбе, и в дополнение ктому, что они учат и дисциплиниру­ют своих детей33.

6. Использование духовной власти христианина в служении другим людям.

Оставляя вопрос о духовной брани в нашей личной жизни и, может быть, в жизни членов нашей семьи, мы переходим к вопросу прямого личного служе-ниядрутимлюдям, подвергшимся духовному нападению. Например, мы иног­да можем молиться о другом человеке, если подозреваем, что в сложившейся ситуации замешаны бесовские силы. В подобных случаях следует помнить

следующее.

Во-первых, очень важно не пугать других людей и не рассуждать про­странно на ту тему, которая может быть хорошо знакома нам самим, но мало понятна и страшна другим людям. Святой Дух — это Дух мира и спокойствия (см.: 1 Кор. 14:33). Поэтому часто следует просто задать несколько вопросов тому человеку, которому мы оказываем помощь. Мы можем спросить: «Как вы считаете, может быть, в этой ситуации на вас нападает злой дух?» или: «Вы не будете возражать, если я произнесу слово запрещения злому духу, который может быть замешан в этом?» Важно также заверить человека, что если бесов-

33 Поскольку в Писании нет никаких указаний на то, что бесы могут читать наши мысли, такие запрещения бесам лучше произносить вслух, хотя можно и негромко. На­против, Бог, конечно, знает наши мысли, и молиться Ему можно про себя, не произнося

против

слова молитвы вслух




 

Глава 19. Сатана и бесы

ские силы действительно связаны с возникшими в его жизни обстоятельства­ми, то это не значит, что он находится в плохом духовном состоянии. Возмож­но, сатана просто пытается напасть на человека, чтобы помешать ему дейст­венно служить Господу. Каждый христианин — это солдат в духовной армии Господа и потому подвергается атакам со стороны вражеских сил.

Если человек дает нам разрешение, то следует произнести вслух краткое приказание, повелевая злому духу уйти34. Поскольку люди, подвергающиеся бесовским нападениям, часто ощущают присутствие беса, уместно будет после произнесения приказаний духу уйти спросить человека, почувствовал ли он какие-либо изменения. Если в этой ситуации действительно были замешаны бесовские силы, человек может испытать мгновенное облегчение, которое ча­сто сопровождается чувством радости и мира.

Весь процесс не должен выглядеть драматично или повышенно эмоцио­нально. В некоторых современных свидетельствах говорится о длительных, изнуряющих битвах, в которых христиане спорят с бесом и кричат на него в течение нескольких часов, Однако в Новом Завете нет никаких указаний на то, что у бесов плохо со слухом и что для изгнания беса требуется длительная борьба. Иисус просто «изгнал духов словом» (Мф. 8:16). В одном-единствен-ном случае (с гадаринским бесноватым) бес оказал некоторое первоначаль­ное сопротивление (см.: Мк. 5:8; Лк. 8:29). Тогда Иисус спросил его имя и затем изгнал сразу множество бесов (Мк. 5:9—13; Лк. 8:30—33). Власть изго­нять бесов основана не на нашей собственной силе или мощи нашего голоса, она исходит от Святого Духа (Мф. 12:28; Лк. 11:20). Таким образом, вполне достаточно негромкого голоса, уверенного и авторитетного тона.

Во-вторых, для того, чтобы избежать длительного разговора или борьбы с бесом, христианин должен сосредоточиться не на бесе, а на человеке и на тех библейских истинах, в которые необходимо верить и которые следует утверж­дать. «Пояс истины» (Еф. 6:14) — это часть вооружения, которое защищает нас от сатаны, как и «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17). Если человек, в отношении которого совершается служение, сосредоточится на вере в истину Писания, отречется от греха и тем самым облечется в «броню праведности» (Еф. 6:14), то злому духу больше не за что будет уцепиться в жизни этого человека. Если бес отказывается выйти, несмотря на приказа­ние, данное ему во имя Иисуса, возможно, следует подождать некоторое время

3* Сяаво-вэкзорцизм» означает «изгнание (злого духа) заклинанием или устным при­казом». Слова «экзорцизм» и «экзорцист» не встречаются в Библии (хотя в Деян. 19:13 говорится об иудеях-экзорцистах [в русском синодальном переводе — «заклинатели», греч. itppxiovxi, от глагола 'е^оркбю, «обязывать клятвой, заставлять поклясться». — При­меч. пер.\). Поскольку эти термины в истории применялись как в связи с языческой, так и с христианской практикой, христианам следует самим решить, имеет-ли им смысл употреблять сегодня этот термин в применении к христианству.



Часть П. Учение о Боге



и начать вновь, после молитвы и духовной подготовки со стороны того чело­века, для которого свершается служение, и человека, который осуществляет его (Мф. 17:19,20; Мк. 9:29; см. ниже)35.

В-третьих, важно, чтобы христиане не испытывали чрезмерного интереса к изгнанию бесов. Хотя Господь дает всем христианам право вести эту борьбу, тем не менее Писание повелевает нам: «Назлое будьте младенцы» (f Кор. 14:20). Это означает, что мы не должны увлекаться ничем из того, что связано со злом, или стремиться стать «экспертами» в каком-либо зле только для того, чтобы удовлетворить наше любопытство36.

В-четвертых, если человек, для которого совершается служение, не хрис-тиани н, важно призвать его прийти к Христу как к Спасителю сразу же после того, как бес будет изгнан, чтобы Святой Дух пребывал в этом человеке и за­щищал его от дальнейших нападений. В противном случае, позднее может произойти нечто еще худшее.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным ме­стам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и во-шедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом (Мф. 12:43-45).

..- В-пятых, действенность нашего служения в трудных случаях может за­висеть от нашего собственного духовного состояния. Когда Иисус изгнал беса из юноши-эпилептика, «и отрок исцелился в тот час», ученики подошли к Иисусу и, оставшись с Ним наедине, спросили; «Почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17:1S, 19). Иисус сказал им: «По неверию вашему» {Мф. 17:20). В Евангелии от Марка говорится также, что Иисус сказал ученикам: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (М к. 9:29). Судя по всему, в тот пери­од ученики были слабы в вере; они не уделяли молитве достаточно времени и не пребывали в силе Святого Духа37.

„ Иисус ясно предостерегает нас о том, чтобы мы не радовались слишком сильно и не гордились нашей властью изгонять бесов, а более радовались

;i В трудных случаях мудро было бы обратиться за помощью к более зрелому и опыт­ному человеку.

36 Поэтому христианам не следует заниматься вопросами оккультизма или движе­
ния «Новая эра». Мы должны думать только о том, «что справедливо, что чисто, что лю­
безно, что достославно* (Флп. 4:8).

37 Когда Иисус сказал: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвью (Мк. 9:29),
Он не мог иметь в виду, что, прежде чем бес мог быть изгнан, необходимо было молиться
об этом в течение долгого времени; ведь Сам Он не молился, а просто произнес еловой
сразу же изгнал беса. Должно быть, Он хотел сказать, что регулярная молитвенная жизнь
и пребывание в Боге дают духовную подготовку и силу через помазание Свитым Духом
даже в случае очень сильного бесовского влияния.



Глава 19. Сатина и бесы



нашему великому спасению. Нам следует помнить об этом и не гордиться, иначе Святой Дух лишит нас Своей силы. Когда семьдесят учеников верну­лись и радостно говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17), Иисус сказал им: «Однакожтому не радуйтесь, что духи вам пови­нуются; норадуйтесьтому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20)38.

7. Нам следует ожидать, что Евангелие восторжествует над делами дья­вола. Когда Иисус пришел проповедовать Евангелие в Галилею, «выходили также и бесы из многих» (Л к. 4:41). Когда Филипп отправился в Самарию на проповедь Евангелия, «нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем» (Деян, 8:7). Иисус повелел Павлу проповедовать среди язычников, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою... получили прощение грехов и жребий с освященными» (Дсян. 26:18). Павел говорил, что его проповедь Евангелия была «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера... утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (i Кор. 2:4,5; ср.: 2 Кор. 10:3,4). Если мы действительно верим свидетельству Писания о существова­нии и деятельности бесов и если мы действительно верим, что «явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»(1 Ин. 3:8, курсив мой. — У. Г.), то нам следует ожидать, что и в наши дни, когда Евангелие возвещается неверую­щим и когда молитва свершается о тех верующих, которые, возможно, преж­де не осознавали этого измерения духовной борьбы, мы увидим подлинную и явную победу над врагом. Мы должны ожидать этого и думать об этом как о естественной части труда Христова в созидании Его Царства и радоваться победе Христа.

Вопросы для самостоятельной работы

I. Возможно, до прочтения этой главы, вы считали, что бесы действовали в основном во времена Нового Завета или в других культурах, но не в том обществе, в котором живете вы сами? Теперь вы можете сказать, на какие аспекты общества, в котором вы живете, могут оказывать влияние бесы? Вы испытываете страх при мысли о том, что можете столкнуться с деятельностью бесов в вашей собственной жизни или в жизни окружающих вас людей? Что Библия говорит об этом чувстве страха? Как вы думаете, Господь желает, чтобы вы испытывали страх?

38 Иисус не говорит здесь, что нам не следует радоваться тому, что враг побежден, а люди освободились от оков, так как это прекрасный повод для радости. Должно быть, Он просто говорит ученикам о том, что величие спасения — это более значимый повод для

радости.



Часть II. Учение о Баге



2. Есть ли в вашей жизни грехи, которые могут позволить бесам проникнуть
в вашу жизнь? Если есть, то что вам следует сделать с этим грехом?

3. В вашей жизни бывали случаи, когда вы одерживали победу над бесовски­
ми силами, обращаясь к ним устно во имя Иисуса? Может ли материал, изло­
женный в этой главе, помочь вам действовать более эффективно в подобных ду­
ховных столкновениях? Почему нельзя слишком увлекаться таким служением?
Как уберечь себя от чрезмерного увлечения? Что, по вашему мнению, делал Па­
вел, когда шел проповедовать Евангелие в один город за другим, где прежде ни­
когда не слышали Благой вести и где люди поклонялись бесам? Как в наши дни
церковь может использовать опыт Павла?

Специальные термины




 
 

различение духов сатана экзорцизм

бесноваться

бесы

быть одержимым бесом

Библиография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: