double arrow

И все же власть бесов не бесконечна, они ограничены контролем Бога


История Иова ясно показывает нам, что сатана может делать только то, что позволяет ему Бог, и не более (Иов. 1:12; 2:6). Бесы содержатся «в вечных узах» (Иуд. 6), и христиане могут успешно бороться с ними той властью, которую

даст им Христос (Иак. 4:7).

Кроме того, власть бесов ограничена. После того как они отпали от Бога, они утратили ту власть, которой они обладали, когда были ангелами, так как грех оказывает разрушительное и ослабляющее влияние. Таким образом, власть бесов, хотя и значительна, все же, вероятно, менее сильна, чем власть

ангелов.

Мы не должны думать, что бесы могут узнать будущее или что они могут читать наши мысли. Во многих отрывках Ветхого Завета показано, что Гос­подь— истинный Бог, вотличие от ложных (бесовских) богов, именно потому, что Он один может знать будущее. «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет и конце, и от древних времен то, что еще

не сделалось» (Ис. 46:9,Ш)4.

Даже ангелы не знают времени возвращения Иисуса (Мк. 13:32), и вПи-сании нет никаких указаний на то, что ангелы или бесы вообще что-либо зна­ют о будущем.

Что же касается наших мыслей, то Библия говорит нам, что Иисус знал людские помыслы (Мф, 9:4; 12:25; Мк. 2:8; Лк. 6:8; 11:17) и что Бог знает мысли людей (Быт, 6:5; Пс. 138:2,4,23; Ис. 66:18), однако нет никаких указаний на то, что наши мысли могут узнать ангелы или бесы. Даниил сказал Навуходо­носору, что ни один человек, говорящий какой-либо иной силой, нежели Бог небес, не сможет истолковать сон царя:




Даниил отвечал царю и сказал: «тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноиедцы, ни га­датели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие...» (Дан. 2:27,28)'°.


О знании Богом будущего см. в гл. 10 " " - -............... «■ ..1ЛЙ^ 1-тг, „ч ,

[еловеков знает, что в человеке, кроме духа --------- .—„ „тнн ппно лотгостворе-

10 Павел говорит также; «Ибо кто из челопеков знает, что в человеке, кримь «j-^ человеческого, живущего ij нем?» (1 Кор. 3:11), подразумевая, что ни одно другое творе­ние не может узнать мыслей человека (хотя тот факт, что Павел говорит здесь также и об -итпи-гиу и о бесовских силах, нестольочевиден,каквДан.2). См. также: 1 Кор. 14:24,25, «~..,. r,n,lrlWTnvra Бога,

алоиажли шамо™^ .->.,............. т. полных идолов (1 Кор. 10:20), —это по

да, исполненного поклонения оссам в хримал, иш,.^.,..---------- ,

зывает нам, что бесы не могут знать тайных помыслов человека


т


Глава 19. Сатана и весь.




       
 
   
 



Однако если бесы не могут проникать в разум человека, то как нам сле­дует понимать современные сведения о том, что целители, гадалки и прочие люди, явно находящиеся под влиянием бесов, способны точно описать дета­ли жизни людей, которые, как эти люди уверены, никто знать не мог, напри­мер: что они ели на завтрак, где они прячут деньги и т. д. Большая часть по­добных случаев объясняется тем, что бесы могут маблюдатьто, что происхо­дит а мире, и, вероятно, делать из своих наблюдений определенные выводы. Бес может знать, что я ел на завтрак просто потому, что он видел меня, когда д завтракал! Он может знать, что я сказал в частном телефонном разговоре, про­сто потому, что он слышал этот разговор. Христиане не должны впадать в со­блазн, если они видят, что приверженцы оккультных или другихложных ре­лигий обнаруживают подобные необычные способности. Результаты наблю­дений не доказывают, что бесы могут читать наши мысли, и ничто в Библии не приводит нас к заключению о том, что они обладают такой способностью.



4. В различные периоды отмечалась деятельность бесов. В истории спа­сения таких периодов было несколько.

1) В эпоху Ветхого Завета. Поскольку в Ветхом Завете слово «бес» упот­ребляется нечасто, то может показаться, что здесь мадо указаний надеятель-ность бесов. Тем не менее израильский народ часто согрешал, поклоняясь лож­ным богам, и если мы осознаем, что эти «боги» на самом деле были бесовски­ми силами, то понимаем, что в Ветхом Завете довольно много материала, касающегося бесов. Равнозначность ложных богов и бесов очевидна из слов Моисея:



Богами чуждыми они раздражили Его, и мерзостями разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, но­вым, которые пришли от сосслей и о которых не помышляли отцы наши (Втор. 32:16,17).

Кроме того, размышляя об ужасной практике принесения в жертву де­тей, которую израильтяне заимствовали у языческих народов, псалмопевец говорит:

Но смешались с язычниками, и научились делам их. Служили ис­туканам их, которые были для них сетью, И приносили сыновей своих и дочерей своих is жертву бесам (Пс. 105:35—37).

Эти тексты показывают, что идолослужение народов, окружавших Изра-' иль, на самом деле было служением сатане и его бесам. Вот почему Павел го-воритоложных религиях в Средиземноморье [ в.: «Язычники, принося жерт­вы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Таким образом, правильно будет заключить, что все народы, жившие вокруг Израиля и предававшиеся идо-лослужению, поклонялись бесам. Битвы, которые израильтяне вели против




Часть II. Учение о Боге



язычников, были битвами против народов, которые находились под контролем бесовских сил, пребывавших «во власти лукавого» (ср.: 1 Ин. 5:19). Эти бит­вы были как физическими, так и духовными: израильский народ уповал на помощь Бога и вфизической сфере, и вдуховной.

Учитывая все это, немаловажно отметить, что в Ветхом Завете нет ни од­ного ясного указания на изгнание бесов. Самая близкая аналогия — это игра Давида на лире для царя Саула: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Да­вид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (I Цар. 16:23). Однако Писание указывает, что речь здесь идет о повторяющемся событии («когда...») и что злой дух возвращался после того, как Давид уходил. Это не было такой полной победой над злымидухами, которую мы видим в Новом Завете.

В соответствии с сатанинской целью уничтожения всех благих деяний Бога, языческое поклонение бесовским идолам характеризовалось такой де­структивной практикой, как принесение в жертву детей (ГТс. 105:35-37), са­моистязание (3 Цар. 18:28; ср.: Втор. 14:1) и культовая проституция как часть языческого поклонения (Втор. 23:17; 3 Цар. 14:24; Ос. 4:14)". Поклонение бесам всегда ведет к аморальной и саморазрушительной практике.

2) Во время служения Иисуса.Понятно, что после сотен лет бессилия перед бесовскими силами12 людей чрезвычайно изумляла способность Иисуса из­гонять бесов Своей абсолютной аластью: «И все ужаснулись, так что друг дру­га спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым




1' Даже сегодня наиболее ревностные приверженцы многих нехристианских рели­гий участвуют в ритуалах, которые разрушают их физическое здоровье, нарушают ум­ственное и эмоциональное равновесие, искажают свою сексуальную природу, данную им Богом. Подобные вещи явно исполняют цели сатаны, заключающиеся в уничтоже­нии всего, что Бог сотворил благим (ср.: 1 Тим. 4:1—3). Поскольку сатана члжец и отец лжи» (Ин. 8:44), искажение или отрицание истины также всегда присутствует в ложных религиях, особенно в случаях сильного бесовского влияния.

п В период между Ветхим и Новым Заветами существовали иудеи-экзорписты, ко­торые пытались вступать в контакт с бесовскими силами, однако едва ли они добива­лись каких-либо успехов. В Деян. 19:13 говорится о неких «скитающихся Иудейских заклинателях», которые пытались использовать имя Господи Иисуса как новую маги­ческую формулу, хотя сами они христианами не были и не обладали духовной властью, исходящей от Иисуса. Результаты их деятельности были весьма плачевны (ст. 15, 16). В споре с фарисеями Иисус сказал: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыно­вья ваши чьею силою изгоняют?» (Мф. 12:27). В этом утверждении нет указания на то, что их сыновья изгоняли бесов с большим успехом; здесь говорится только о том, что они пытались изгонять их и получали определенные результаты. Если в основном они терпе­ли неудачу, то аргумент Иисуса представляется очень сильным: "Если Моим успехом и изгнании бесов Я обязан сатане, то чем обусловлен ограниченный успех ваших сыно­вей? Ясно, что властью меньшей, чем власть сатаны; безусловно, не властью Бога!» Под-


Edinburgh: Т. &T. Cla


Глава 19. Сатана и бесы



повелевает со властью, и он и повинуются Ему?»(Мк. 1:27). Мировая история прежде не знала подобных прецедентов.

Иисус поясняет, что Его власть над бесами — это отличительная черта Его служения, которое призвано предвосхитить Царство Божье среди людей:

Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и рас­хитить вещи его, если прежде не сияжет сильного? и тогда расхитит дом его(Мф. 12:28,29).

«Сильный» — это сатана, и Иисус связал его, вероятно, во время Своей победы над ним при искушении в пустыне (Мф. 4:1 — 11). Во время Своего зем­ного служения Иисус вошел в «дом» сильного (мир неверующих людей, пре­бывающих в узах сатаны) и расхитил его, т. е. освободил людей от сатанин­ских уз и ввел их в радость Царства Божьего. Иисус свершил это «Духом Бо­жиим». Новая сила Святого Духа, побеждающая бесов, была свидетельством, что в служении Иисуса «достигло [их] Царствие Божие».

3) В эпоху Нового Завета.Эта власть над бесовскими силами принадле­жала не только Иисусу, ибо сперва Он наделил ею двенадцать (Мф. 10:8; Мк. 3; 15), а затем семьдесят учеников. Спустя какое-то время семьдесят учени­ков «возвратилисьс радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о име­ни Твоем» (Лк. 10:17). Иисус ответил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», вновь указывая на яркую победу над властью сатаны (вновь мы мо­жем предположить, что это произошло во время победы И исуса при искушении

разумевается, что ограниченная власть иудеев-экзорцистов исходила не от Бога, а от сатаны.

Иосиф Флавий приводит рассказ об успешном (по-видимому) изгнании беса иуде­ем ло имени Элеазар, который, по словам Иосифа, использовал заклинание, восходя­щее к Соломону (см.: Иудейские древности 8:45—48; ср.: раввин и ста чес кие повествова­ния в Numbers Rabbah 19:8; Tobit 8:2,3 и по всему тексту «Завета Соломона»). Едаа ли можно уточнить, насколько широко распространена и насколько успешна была подоб­ная практика. С одной стороны, Сам Бог мог даровать определенную степень духовной власти над бесами небольшому количеству остававшихся верными Ему иудеев; Он, бе­зусловно, защищал народ израильский в целом от бесовских сил окружавших его языч­ников. С другой стороны, нет ничего невероятного и том, что сатана мог действовать среди неверующих евреев, как и в среде многих других неверующих пародов, с целью создать впечатление некой ограниченной власти экзориистов, целителей и т. д., однако всегда в результате люди оказывались в еще больших духовных узах. Единственное, что абсолютно очевидно, это то, что Иисус обладал гораздо большей духовной властью над бесами, чем кто-либо ранее, и люди были изумлены этим. (С подробным исследованием экзорцизма в иудейской среде можно ознакомиться в работе: Em:! Schiirer, The History of the Jewish People in the Age of Jesus Chris/, rev. English ed.. ed. G. Verities et al. [3 vols. in 4; Edinburgh: T. & T Clark, 1973-1987], vol. 3.1, pp. 342-361, 376, 440.)



Часть If. Учение о Боге



в пустыне, но Писание не дает никаких уточнений)13. Власть над нечистыми духами позднее распространилась и шире — на тех членов церкви, которые несли служение во имя Иисуса (Деян. 8:7; 16:18; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8,9), и это подтверждает мысль о том, что служение во имя Иисуса в эпоху Нового Заве­та приводит к победе над дьявольскими силами (1 Ин. 3:8).

4) Во время миллениума. Во время миллениума, будущего тысячелетнего
царства Христа на земле, о котором говорится в гл. 20 Откровения14, деятель­
ность сатаны и бесов будет ограничена еще в большей степени. Когда Иоанн
в своем видении описывает начало миллениума, он использует выражения,
предполагающие гораздо большее ограничение деятельности сатаны, чем в
наше время:

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже наро­ды, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть осво­божденным на малое время (Отк. 20:1—3).

Здесь говорится о том, что сатана полностью лишен возможности оказы­вать влияние на то, что происходит на земле. Однако во время миллениума в сердцах неверующих все еще будет пребывать грех, который будет возрастать до конца тысячелетнего периода, когда произойдет великое восстание про­тив Христа под водительством сатаны, который «будет освобожден из тем­ницы своей» (Отк. 20:7) и придет для того, чтобы возглавить это восстание (Отк. 20:8,9). Тот факт, что грех и непослушание остаются в сердцах людей даже вне влияния сатаны, во время тысячелетнего царства Христа, показыва­ет, что мы не можем обвинить сатану и бесов во всем зле мира. Даже когда сатана не будет воздействовать на мир, грех останется в сердце человека.

5) На последнем суде. В конце миллениума, когда сатана будет освобож­
ден и соберет народы на битву, он потерпит окончательное поражение и будет
«ввержен в озеро огненное и серное», дабы «мучиться день и ночь во веки веков»
(Отк. 20:10). Тогда осуждение над сатаной и бесами свершится окончательно.







Сейчас читают про: