В. Различие в роли

1. Взаимоотношения в рамках Троицы и мужское главенство в браке. Меж­ду лицами Троицы во всей вечности существовало равенство по значимости, индивидуальности и божественности. Однако между лицами Троицы суще­ствовало также различие по роли5. Бог-Отец всегда был Отцом, и всегда отно­сился к Сыну так, как Отец относится к Своему Сыну. Хотя все три личности Троицы равны по силе и по всем прочим свойствам, Отец обладает большим авторитетом. В Троице Ему свойственна лидирующая роль, которой Сын и Святой Дух не обладают. В творении Отец говорит и полагает начало, однако сам труд творения совершается через Сына и поддерживается постоянным присутствием Святого Духа (Быт. 1:1,2; Ин. 1:1—3; 1 Кор. 8:6; Евр. 1:2). Втру-де искупления Отец посылает Сына в мир, Сын приходит, исполняет в послу­шании Отцу порученную Ему роль и умирает so искупление каших грехов (Лк. 22:42; Флп. 2:6-8). После того как Сын вознесся на небеса. Святой Дух нисходит для того, чтобы придать Церкви силу (Ин. 16:7; Деян. 1:8; 2:1-36). Ни Отец, ни Святой Дух не пришли для того, чтобы умереть за наши грехи. Ни Отец, ни Сын не излились на церковь в Пятидесятницу с новозаветной силой. Каждое лицо Троицы обладает особой ролью, или функциями. Таким образом, различия по роли и авторитету между лицами Троицы полностью со­четаются с их равной значимостью, индивидуальностью и божественностью.

Если люди должны отражать природу Бога, то нам следует ожидать, что среди людей также будут иметь место аналогичные различия по роли, даже в отношении самого основного из всех различий между человеческими суще­ствами — различия между мужчинами и женщинами. Именно это и открыва­ется нам в библейском тексте.

Павел ясно обозначает эту параллель, когда говорит: «Хочу также, чтобы вызнали, что всякому мужу глава Христос, жене глава— муж, а Христу глава — Бог» (I Кор. 11:3, курсив мой. — У. Г.).

5 О различиях между лицами Троицы см. в гл. 13.



\


Глава 21. Человек: мужчина и женщина

Как Бог-Отец обладает авторитетом, которому подчиняется Сын, хотя оба они равны по божественности, так и в браке муж обладает авторитетом, кото­рому подчиняется жена, хотя они равны в своей индивидуальности6. В этом случае роль мужчины подобна роли Бога-Отца, а роль женщины — парал­лельна роли Бога-Сына, Они равны по значимости, однако им присущи раз­личные роли. В контексте 1 Кор. 11:2—16 Павел рассматривает этот факт как основание для повеления коринфянам о том, чтобы они носили различную одежду, уместную для мужчин и женщин того времени, чтобы различия между мужчинами и женщинами в христианском собрании были внешне очевидны7.

2. Указания на различия в роли до грехопадения. Но действительно ли ЭТИ рапичия между мужской и женской ролью были частью первоначального за­мысла Божьего, или они были введены как одна из составляющих наказания за грехопадение? Когда Бог сказал Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У, Г.), не стал ли этот момент началом подчинения Евы авторитету Адама?

6 Иногда говорят о том, что слово «глава» в ] Кор. 11:3 означает «источник» и никак несвязано с вопросом об авторитете в браке. Напр., в отношении использования Павлом слова «глава» во фразе «всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Боги (1 Кор. 11:3) Гордон Фи говорит, что «Павел может использовать здесь слово „глава" только в смысле метафоры к „источнику" и, более конкретно, к „источнику жизни", И только так его могли понять коринфяне» (The First Epistle to the Corinthians, NIC [Grand Rapids: Eerdmans, 1987], p. 503).

Также в заявлении «Мужчины, женщины и библейское равенство*, опубликован­ном в СТ. April 9, 1990, pp. 36, 37, говорится: «Функцию мужа в качестве „главы" следует понимать в смысле его самопожертвования, любви и служения в этом отношении вза­имного подчинения (Еф. 5:21—33; Кол. 3:19; I Пет. 3:7)». Таким образом, слово «глава» здесь трактуется как «источник» (любви и служения), а не как «авторитет».

Ответ на такое толкование тех причин, по которым слово «глава» здесь должно озна­чать «авторитет», а не «источник», см.: W. Gmdem, "Does Kephaie ('Head') Mean 'Sourse' or'Authority Over' in Greek Literature? A Survey of 2,336 Examples", TrinJ6, n. s. (Spring 1985), pp. 38-59; W. Grudem, "The Meaning of Kephaie ('Head'): A Response to Recent Studies", TrinJW, n. s. (Spring 1990), pp. 3—72 (reprinted in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, pp. 425—468). См. также: Joseph Fitzmyer, '■Another Look at Kephaie in 1 Cor. 11:3", JV7S35 (1989), pp. 503-511. Даже в тех несколь­ких примерах, в которых, как утверждается, слово «глава» могло бы означать «источ­ник», сели речь идет о человеке, этот человек всегда один обладает авторитетом. В древ­негреческой литературе не было найдено примеров, которые показывали бы обратное.

' Именно потому, что головной платок отличал женщин от мужчин в Коринфе в I в. н.э., Павел повелевает женщинам носить в церкви головной платок. Однако это не озна­чает, что женшины должны носить головные платки даже в таком обществе, в котором это не является отличительным признаком женщины. В наши дни это означает, что жен­щины должны быть одеты так, как одеваются женщины, а мужчины — как мужчины, как бы это ни было выражено в каждом конкретном обществе (Павел явно не является сторонником стиля «unisex»!). Более подробно об этом см.: Thomas R. Sclireiner, "Head Coverings, Prophesiec and the Trinity: 1 Corinthians 11:2— 16", in Recovering Biblical Manhood m\d Womanhood, pp. 124—139.



Часть III. Уценив о человеке



Представление о том, что различия по авторитету были введены лишь по­сле грехопадения, отстаивали различные авторы8. Байлзикиан9говорит: «По­скольку власть Адама над Евой возникла в результате грехопадения, она рас­сматривается как нечто сатанинское по происхождению не в меньшей степе­ни, чем сама смерть»"1.

Однако если мы исследуем текст повествования о творении в Книге Бы­тие, то увидим многочисленные указания на различия по ролы между Адамом и Евой, которые существовали уже до грехопадения.

1) Адам был сотворен прежде Евы. Тот факт, что Бог сперва сотворил Ада­
ма, а затем спустя некоторое время — Еву (Быт. 2:7, 18:23), предполагает, что
Бог рассматривал Адама как главу семьи. О такой двухступенчатой процеду­
ре не говорится в связи ни с одним из созданных Богом животных, однако
здесь у Бога, по-видимому, был особый план. Сотворение Адама первым со­
гласуется с ветхозаветным понятием «первородства», представлением отом,
что первенец обладает правом лидерства в этом поколении семьи. Весь Вет­
хий Завет подразумевает право первородства, даже в случаях его продажи или
иной его передачи младшим членам семьи (Быт. 25:27-34; 35:23; 38:27-30;
49:3,4; Втор. 21:15-17; 1 Пар. 5:1,2). «Право первородства» принадлежит пер­
вому из родившихся сыновей, и оно остается за ним, если только не вступают
в силу особые обстоятельства11. Тот факт, что мы правы, усматривая опреде­
ленный смысл в сотворении Адама первым, и что этот смысл имеет отноше­
ние к различиям пороли, которую Бог дал мужчинам и женщинам, подтверж­
дается текстом I Тим. 2:13. Здесь Павел говорит, что в церкви управлять и учить
должны только мужчины, и подтверждает свои слова указанием на то, что
«прежде создан Адам, злотом Ева».

2)Ева была сотворена как помощник Адама. Писание уточняет, что Бог Еву
создал для Адама, а не Адама для Евы. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18, курсив
мой. —У Г.). Павел рассматривает это обстоятельство какдостаточно значимое,
чтобы обосновать на нем различия между мужчинами и женщинами в поклоне­
нии. Он говорит: «Не муж создан для жены, но жена для мужа» (I Кор. 11:9, кур-

* Aida В. Spencer, Beyond the Curse, 2d ed. (Nashville: Thomas Nelson, 1985), pp. 20-42.

9 Gilbert Bilezikian, Beyond Sex Holes (Grand Rapids: Baker, 1985), pp. 21-58.

10 Ibid., p. 58.

11 Иногда утверждают (напр., Bilezikian, Beyond Sex Roles, p. 257, n. 13), что это сооб­
ражение неприменимо к повествованию Книга Бытие, ведь животные были сотворены
прежде Адама, и, если следовать этому утверждению, Адам должен был бы подчиняться
их авторитету. В этом возражение недостает понимания того факта, что принцип перво­
родства относится только к людям, причем принадлежащим к одной семье. (Байлзикиан
выдвигает и другие возражения, но не принимает в расчет новозаветного восприятия
Быт. 2, изложенного в I Тим. 2:13.)



Глава 21. Человек: мужчина и женщина



                               
 
   
   
       
       
       
         
 
 
 
 
 
 
 


сив мой. — У. Г.). Это не подразумевает меньшей значимости, однако это ука­зывает на тот факт, что различия по роли существовали с самого начала.

В последнее время некоторые авторы доказывают, что сотворение Евы в ка­честве помощника Адаму не указывает ни на какие различия по роли или авто­ритету, так как слово «помощник» (евр. ~)Ш) в Ветхом Завете часто употребляется доя обозначения того, кто более силен или велик по сравнению с тем, кому он оказывает помощь12. Ведь слово «помощник» в Ветхом Завете употребляется даже при описании Бога, Который помогает Своему народу. Однако еугь заключается втом, что в каждом конкретном деле тот, кто помогает, занимает подчиненное или более низкое положение по отношению ктому, кому оказывается помощь (и не важно, о каком значении слова «помогать» идет речь— о ветхозаветном или о нашем современном). Это верно, даже когда я «помогаю» моему соседу-мальчишке починить его велосипед — это его ответственность и его задача, а я просто посильно участвую в этом, это не моя ответственность. Дейвид Клайнз гоноритотом, что весь Ветхий Заветисходит именно из такого положения вещей:

Исследовав все случаи употребления этого слова в Ветхом Завете, я пришел к следующим выводам: хотя вышестоящие могут помогать ни­жестоящим, сильные могут помогать слабым, боги могут помогать лю­дям, в самом акте помощи они занимают подчиненное положение. Это означает, что они занимают второстепенную, подчиненную роль. Их помощь может быть принципиально важной, но они помогают в каком-то деле, которое является ответстценностью кого-то другого. Они не сами выполняют эту задачу, и это даже не сотрудничество, так как для подоб­ных ситуаций существуют другие термины. В еврейской культуре быть помощником не значит быть равным".

Другое возражение заключается втом, что еврейское слово, переведенной в Быт. 2:18 как «соответствующий», подразумевает, что Ева на самом деле за­нимала главенствующее положение, поскольку это слово в действительности шначает«псред»и. Однако Реймонд С. Ортлунд справедливо замечает, что это еврейское слово не может означать «главенствующий», иначе Пе. 118:168 сле­довало бы понимать так: «Все пути мои главенствуют над Тобой»! Это слово означает просто «соответствующий»15.

3) Адам дал Еве имя. Тот факт, что Адам дал имена всем животным (Быт. 2:19.20), указывал на власть Адама над животным миром, так как в ветхоза­ветном мышлении право дать кому-либо имя подразумевало получить власть

|:См.: Aida В. Spencer, Beyond the Curse, pp. 23-29.

15 David J. A. Clines, '"What Does Eve Do lo Help? and Other Irredeemably Androcentric Orientations in Genesis 1—3". Этот доклад был зачитан на ежегодном собрании Общества библейской литературы 7 декабря)987 г. в Бостоне, штат Массачусетс.

11 См., напр.: Aida Spencer, Beyond the Сипе, pp. 23—26. Автор говорит: «Еврейский
текст означает, что женщина — „перед" мужчиной, т. е. „главнее" его!» (р. 26). *л

15 Raymond С. Ortiund. "Male-Female Equality", pp. 103, 104; cf. BOB, p. 617, 2a.



Часть Ш. Учение о человеке



над ним (это становится очевидным, напр., когда Бог дает имена таким лю­дям, как Авраам и Сарра, или когда родители дают имена своим детям). По­скольку еврейское имя указывало на функции названного, Адам в именах называл характеристики или функции тех животных, которым он давал име­на. Поэтому, когда Адам сказал о Еве: «Она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23), это также свидетельствовало о его главенствую­щей роли !6. Это верным было до грехопадения, когда Адам называет Еву «же­ной», и точно также это истинно и после грехопадения, когда «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20)". Иногда говорят, что Адам на самом деле не называл Еву до грехопадения18. Однако несомненно, что, назвав свою жену словом «жена» (точнее, «жен­щина». — Примеч. пер.; Быт. 2:23), Адам дал своей жене имя, точно так же, как он дал имена всем живым существам (Быт. 2:19,20). Иногда в Ветхом Завете имена своим детям дают матери, но это не отрицает того факта, что дарование имени символизирует власть над кем-то, поскольку и матери, и отцы обладают родительской властью над своими детьми.

4) Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина». Пояснения
относительно того факта, что Бог назвал человеческий род «мужчина», а
не «женщина», или каким-либо другим словом среднего рода, были даны в
гл.20. В Быт. 5:2 говорится, что «в день сотворения их» Бог «нарек им имя: че­
ловек»
(ПЧХ,т. е. «мужчина», «Адам». — Примеч. пер.). То обстоятельство, что
человеческий род был назван словом, которое было также именем Адама, т. е.
мужчины, а не женщины, предполагает главенство мужчины. Это напомина­
ет обычай, по которому женщины в браке принимают фамилию мужа: этим
подчеркивается главенствующая роль мужчины в семье.

5) Змей сперва обратился к Еве. После того как сатана согрешил, он начал
пытаться исказить или испортить все, что Бог задумал и сотворил благим.
Судя по всему, сатана (в виде змея), обратившись сперва к Еве, пытался из­
менить соотношение ролей, искушая Еву стать главной, не подчинившись
Богу (Быт. 3:1). Бог же, напротив, сначала обращался к Адаму (Быт. 2:15-17;
3:9). Видимо, Павел имеет в виду именно это изменение ролей, когда говорит:
«Не Адам прельщен, ножена, прельстившись, впалав преступление» (1 Тим. 2:14).
По крайней мере, это показывает, что сатана, обратившись сначала к Еве, пы­
тался изменить порядок главенства в браке, установленный Богом.

6) После грехопадения Бог сперва обратился к Адаму. Бог обращался лично
к Адаму еще до тога, как была сотворена Ева (Быт. 2; 15—17), и после грехопаде-

1(1 См.: Ortlund, "Male-Female Equality", pp. 102, 103.

17 Герхардфон Рад говорит: «Давайте не будем забывать, что право дать имя на Древ­нем Востоке было правом властвовать, повелевать» (Gerhard von Rad, Genesis:A Commentary, rev. ed. [Philadelphia: Westminster, 1972], p. 83).

1S См.: Bilezikian, Beyond Sex Roles, pp. 260, 261.






 

 

Глава 21, Человек: мужчина и женщина

нкя,хотя первой согрешила Ева, Бог прежде пошел к Адаму и призвал его к ответу за совершенный поступок: «И воззвал Госпадь Бог к Адаму, и сказал ему. где ты?» (Быт. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Бог воспринимал Адама как главу семьи, как человека, несущего ответственность зато, что происходит в семье. Заметьте, это произошло после того, как грех вошел в мир, но и до того, как Еве было сказано: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16), т.е. до того момента, с которого, по мнению ряда авторов, началось мужское главенство в семье.

7) Адам, а не Ева, представлял весь человеческий род. Несмотря на то что
Ева согрешила первой (Быт. 3:6), мы считаемся грешниками из-за греха Адама.
Новый Завет говорит нам: «ВАдаме все умирают» (1 Кор. 15:22; ср. ст. 49); «Пре­
ступлением одного подверглись смерти многие» (Рим. 5:15; ср. ст. 12—21). Это
указывает на тот факт, что Бог дал Адаму главенствующую роль в человечес­
ком роде и что эта роль не была дарована Еве.

8) Проклятие исказило прежние роли. Наказав Адама и Еву, Бог не дал но­
вых ролей или функций; грех привнес боль и исказил те функции, которыми
люди обладали ранее. Так, Адам по-прежнему нес основную ответственность
за обработку земли, но земля производила «тернии и волчцы», и он ел хлеб свой
в поте лица своего (Быт. 3:18,19). Также и Ева по-прежнему была ответствен­
на за рождение детей, но теперь это стало даваться ей через боль: «В болезни
будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Затем Бог внес также конфликт и боль в
отношения между Адамом и Евой, которые прежде были гармоничными. Бог
сказал Еве: «Кмужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над то­
бою* (Быт. 3:16, курсив мой. — У Г.). СузанФоу утверждает, что слово, пере­
веденное как «влечение* (евр. Пр12?П), означает «желание покорить» и что это
слово подразумевает стремление Евы узурпировать власть своего мужа19. Если

14 См.: Susan Т. Foh, "What is the Woman's Desire?" in WTJ, vol. 37 (1975), pp. 376-383.
Фоу отмечает, что то же самое еврейское слово встречается всего несколькими стихами
ниже в очень близком по смыслу утверждении, когда Бог говорит Каину: «У дверей грех
лежит; он влечет тебя к себе, ноты господствуй над ним». Параллелизм еврейского тек­
ста этих двух стихов удивителен: шесть слов (в том числе союзы и предлоги) в точности
одни и те же, и поставлены они в том же самом порядке. Еще четыре существительных и
предлога стоят в той же позиции и несут ту же функцию в предложении, но отличаются
шшыютому, что относятся к другим членам предложения. Но в этом предложении «вле­
чение» греха к Каину — это, безусловно, желание подчинить или побороть его, как это
явствует изобрази животного, которое «лежит» у дверей и ожидает Каина. Это слово встре­
чается в Библии лишь еще один раз — в Песн. 7:10, где его смысл неясен, но значение-
желание покорить»—допустимо (отметим последовательность Песн. 2:16;6:3;7:10).
Я не смог найти ни одного другого примера использования этого слова в древнееврей­
ской литературе, хотя Фоу указывает на некоторые параллели в родственных семитских
языках, подтверждающих ее мнение. (Маловероятно, чтобы это слово означало «сексу­
альное влечение», так как такое, вл^чен^е^^о.зникдо. не,после грехопадения и не было
частью проклятия Бога.) ' " ' ' :



Часть Hi. Учение о человеке



такое понимание слова «влечение» верно (а это, по-видимому, так), то это оз­начает, что Бог внес конфликт во взаимоотношения между Аламом и Евой и обусловил стремление Евы противостоять авторитету Адама.

Об Адаме Бог сказал Еве: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:! 6). Слово «господствовать» {евр. 7>ЙЭ), использованное здесь, обычно относится к монархическому правлению, а не к взаимоотношениям внутри семьи30. Это слово, безусловно, не предусматривает причастности подчиненных к власти, оно обозначает скорее диктаторскую, абсолютную власть, а не взвешенное, заботливое правление. Оно предполагает скорее грубость, чем доброту. Смысл здесь таков, что Адам будет неверно испол ьзовать свою власть, грубо обраща­ясь со своей женой, и это вновь говорит о боли и конфликте в тех взаимоотно­шениях, которые прежде были гармоничными. Дело не в том, что до грехопа­дения у Адама не было власти; дело в том, что после грехопадения он злоупот­ребляет этой властью.

Итак, и обоих случаях речь идет об искажении взвешелиого, смиренного главенства Адама и осознанного, добровольного подчинения Евы главенству, которое существовало еще до грехопадения.

9) Искупление во Христе вновь утверждает верный порядок творения. Если изложенное выше утверждение об искажении ролей после грехопадения вер­но, то в Новом Завете нам следует ожидать отмены болезненных аспектов во взаимоотношениях, возникших в результате греха и проклятия. Искупление во Христе должно вернуть прежний порядок: женщины не будут восставать против власти мужа, а мужья не станут применять свою власть с грубостью. Именно это мы и видим: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:18,19; ср.: Еф, 5:22—33; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:1—7). Если бы подчинение жен мужьям было греховно, Петри Павел не призывали бы христиан поддерживать в браке та­кую порочную практику! Они не говорят, например: «Пусть у вас всадурас-туттернии», или: «Пусть вашироды будут настолько болезненными, насколько это возможно», или: «Отдалитесь от Бога, оставьте всякое общение с Ним!» Искупление Христа устраняет последствия грехопадения: «Для сего-то и явил­ся Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Заповеди Нового Завета, касающиеся брака, никоим образом не дают продолжения каким-либо элементам проклятия и не одобряют греховных аспектов человеческих взаимо­отношений; они вновь утверждают порядок и различие ролей, которые изна­чально существовали в благом творении Бога.

20 См.: Втор. 15:6: «...И госполствоватьбудешьиад многими народами, а они над тобою тГе будут господствовать»; Прит. 22:7: «Богатый господствует над бедным»; Суд. 14:4; 15:11 (о филистимлянах, которые правили Израилем); также Быт. 37:8; Прит. 12:24 и др.




 

Глава 21. Человек: мужчина и женщина

В практическом смысле это означает, что помере возрастания в зрелости во Христе мы все больше радуемся мудро установленному Богом различию в ролях супругов. Постигая библейское учение, как мужчины, так и женщины могут искренне сказать: «Так решил Бог, это прекрасно и справедливо, и я рад (рада) тому, как Бог сотворил меня, и доволен (довольна) той ролью, которую Он дал мне». В таком различии по роли в Троице и в семье есть вечная красо­та, достоинство и справедливость. Не задумываясь о понятиях «хуже» и «луч­ше», «важнее» или «незначительнее», как мужчины, так и женщиныдолжны наслаждаться тем, как Бог создал их.

3. Еф. 5:21—33 а вопрос о взаимном подчинении. В гл. 5 Послания к Ефёся-намчитаем:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям но всем (Еф. 5:22-24}.

В последние годы возникла дискуссия по вопросу о значении слова «по­виноваться» в этом отрывке (греч. bizozaaooi). Утверждают, что оно здесь оз­начает «быть внимательным и почтительным; действовать по любви [по отно­шению друг к другу]». Если мы понимаем данный глагол именно в этом зна­чении, то получается, что не только на жену возложена ответственность подчиняться, так как и муж, и жена должны уважать и любить друг друга. Получается, что в этом отрывке не говорится о подчинении авторитету21.

Однако такое значение для слова Ътюхбиаа) не является нормативным; оно всегда подразумевает отношение подчиненности какому-то авторитету. В других случаях в Новом Завете оно употреблено для описания подчинения Иисуса авторитету Своих родителей (Лк. 2:51); о подчинении бесов учени­кам (Лк. 10:17 — здесь это слово япно не означает «действовать по любви, быть почтительным»); о подчинении граждан властям (Рим. 13:1,5; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13); о подчинении мира Христу (1 Кор. 15:27; Еф. 1:22); о подчине­нии Христу невидимых духовных сил (1 Пет. 3:22); о подчинении Христа Богу-Отцу (1 Кор. 15:28); о подчинении членов церкви се руководителям (1 Кор. 16:15,16 [см.: 1 Клим. 42:4]; 1 Пет. 5:5); о подчинении жен мужьям (Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:5; ср.: Еф. 5:22,24); о подчинении церкви Христу (Еф. 5:24); о подчинении рабов хозяевам (Тит. 2:9; 1 Пет. 2:18); о подчинении христиан Богу (Евр. 12:9; Иак. 4:7). Ни один из этих типов взаимоотношений не является взаимным', т. е. мужья никогда не подчиняются {Ьпохдааш) же­нам, власти — гражданам, хозяева — рабам, ученики — бесам и т. д. Вне Но-


■-£• t-


'См., напр.: BileziKian, Beyond $$xRoles,p, 154.



Часть III. Учение о человеке



вого Завета это слово используется для описания подчинения и послушания солдат в армии старшим чинам21.

Самый главный аргумент, выдвигаемый в пользу толкования слова «под­чиненный» как «внимательный, тактичный», — это употребление глагола ■Ьтотйстстш в Еф. 5:18-21. Здесь Павел говорит христианам: «Исполняйтесь Духом... повинуясь друг другу». Многие авторы утверждают, что это значит, что каждый христиан ин должен повиноваться каждому другому христиани­ну, ажены и мужья в особенности должны «повиноваться друг другу». Такой тип отношений часто называют «взаимным подчинением», и сторонники этой теории подразумевают, что на жен не возложена особая и присущая только им обязанность повиноваться мужьям.

Однако последующий контекст ясно показывает, что Павел имеет в виду, когда говорит в Еф. 5:21 «... Повинуясь друг другу*. Павел хочет сказать: «По­винуйтесь тем людям в церкви, которые наделены властью». Это ясно следу­ет из последующего текста: жены должны повиноваться мужьям (Еф. 5:22—24), однако о подчинении мужей женам ничего не говорится. Павел даже пове­левает женам повиноваться их «собственным мужьям» (Еф. 5:22)23, а не всем людям в церкви или всем мужьям! Дети должны повиноваться своим роди­телям (Еф. 6:1 —3), однако о подчинении родителей детям ничего не говорит­ся. Рабам следует повиноваться хозяевам, но не хозяевам повиноваться сво­им рабам24. Таким образом, в Еф. 5:21 не говорится о взаимном подчинении (втом смысле, что «все должны подчиняться всем»)25. Также и в Кол. 3:18,19

2!CM.:Josephus, War2.%6, 578; 5.309; ср.: 1 Клим. 37:2;также LSJ, р. 1897, где Ьпотоавы (в страдательном залоге) означает «быть послушным».

23 Буквальный перевод греческого слова \5ioq, «собственный».

24 Неверное понимание этого стиха возникло из представления о том, что слово
(ЬХЩХощ), переведенное «друг другу», подразумевает полную взаимность (т. е. означает
«все всем»). Однако существует много случаев, в которых данное слово не имеет такого
смысла, а означает просто «некоторым другим», напр., в Отк. 6:4 фраза «чтобы убивали
друг друга» означает: «чтобы некоторые люди убивали других»; в Гал. 6:2 фраза «носите
бремена друг друга» не означает, что «все должны поменяться бременами с другими», это
значит, что «некоторые более сильные люди должны помочь нести бремя более слабым
людям»; в 1 Кор. 11:33 фраза «собираясь на вечерю, друг друга ждите* означает: «те, кто
пришел раньше, должны ждать тех, кто задерживается»; и т. д. (ср.: Лк. 2:15; 21:1; 24:32).
И последующий контекст, и значение слова Ьяох&аоа требуют понимать Еф. 5:21 так;
«Те из вас, кто подчинен власти, должны повиноваться тем, кто наделен этой властью».
(Относительно возражения о том, что подчинение в браке подобно подчинению в раб­
стве, и о том, что оба типа подчинения неправомерны см. в гл. 46.)

25 Все христиане, безусловно, должны любить друг друга и быть внимательными
Друг к другу. Если именно это подразумевается под «взаимным подчинением», то никаких
возражений против этой идеи быть не может — даже если об этом не говорится вЕф. 5:21,
это имеется в виду в других текстах Библии, только выражается иными словами. Но
обычно выражение «взаимное подчинение» употребляется в другом смысле: подразуме­
вается, что никакой исключительной власти мужа в браке не существует.



Глава 21. Человек: мужчина и женщина



Павел говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Госпо­де. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (см. также: Тит. 2:4,5; Шеъ 3:1-7).

Г. Замечания о практическом применении учения о браке

Если наш анализ верен, то у него должно быть и практическое примене­ние, особенно в рамках брака, а также в отношениях между мужчинами и жен­щинами в целом.

Когда мужья начинают вести себя эгоистично, резко, властно или даже жестоко, они должны помнить, что все это происходит в результате греха, в результате падения человека, что это действует разрушительно и противоре­чит целям Божьим. Такое поведение ведет к сложностям в жизни, и особенно в браке. Мужья должны исполнять новозаветные повеления о том, что им сле­дует любить своихжен, относиться к ним с почтением, уважать их и считать этосвоей самой главной ответственностью.

Точно также и жены, когда они чувствуют возмущение, связанное с ав­торитетом мужа в семье, или когда они пытаются оспорить руководящую роль мужчины, должны помнить, что это результат греха и падения. Им не следует вести себя подобным образом, так как это приведет к печальным последстви­ям. Жена, которая стремится вести себя в соответствии с установлениями Бога, должна подчиняться мужу, соглашаться с его руководяшей ролью в семье и радоваться этому26.

Говоря об этом, нам не следует забывать, что есть и два других, почти прс£ тивоположных типа искажения библейского установления. Если тирания мужа и присвоение власти женой — это агрессивные заблуждения, то два дру­гих заблуждения связаны с пассивностью илиленью. Для мужа другой край­ностью будет полная пассивность или нежелание взять на себя инициативу в семье — т. е. быть, как говорится, просто «тряпкой». В рамках этого искаже­ния библейского установления муж становится настолько «внимательным» к своей жене, что позволяет ей принимать все решения и соглашается с ней, даже когдаона подталкивает его к неверным поступкам (отметим такое поведение, среди прочих, у Адама, Ахава и Соломона). Часто такие мужья отсутствуют (физически или эмоционально) — дома их просто нет, — и все их время по­священо каким-то другим заботам.

Соответствующая ошибка состороныжены, противоположная попыткам присвоить себе власть мужа, — это полная пассивность, нежелание участво­вать в принятии решений, нежелание давать оценку поступкам мужа, даже

16 О том. что означает подчинение и чего оно не означает, см.: W. Grudcm, "Wives Litre Sarah, and ihe Husbands Who Honor Them: 1 Peter 3:1--7", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, pp. 194-205.



Часть III. Учение о человеке



если он поступает неправильно. Подчинение авторитету не означает полную пассивность и согласие со всем тем, что говорит или делает человек, наделен­ный властью, — мы вовсе не в таком смысле подчиняемся власти работодате­ля или чиновника (мы, безусловно, можем быть несогласны с правительством, но при этом подчиняться ему), или даже власти служителей церкви (мы мо­жем подчиняться им, даже если мы не согласны с какими-то их решениями). Жена, безусловно, может подчиняться авторитету мужа и при этом принимать активное участие в решениях, значимых для семьи.

Итак, мужьям следует стремиться к внимательному, любовному и забот­ливому главенству в семье. Женам надлежит стремиться к активному, созна­тельному и радостному подчинению авторитету своих мужей. Избегая оши­бочных крайностей и следуя библейским установлениям, мужья и жены смо­гут открыть для себя подлинное библейское содержание мужественности и женственности, во всем их благородном достоинстве и дополняющей друг дру­га необходимости, какими и сотворил их Бог, и будут отражать образ Божий в своей жизни более полно.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Скажите искренне, кем лучше родиться — мужчиной или женщиной? Вы
рады, что принадлежите именно к тому полу, с которым родились, или вы хотели
бы принадлежать к противоположному полу? Как вы считаете, чего Бог желает от
вас в этих чувствах?

2. Вы можете искренне сказать, что люди противоположного пола настолько
же ценны для Бога?

3. До того как вы прочитали эту главу, вы думали о том, что отношения в семье
отражают отношения личностей Троицы? Как вы считаете, такой взгляд полезен
для темы семейных взаимоотношений? Вы можете сделать что-либо для того,
чтобы ваша семья отражала природу Бога более полно?

4. Как соотносится учение о различиях по роли между мужчинами и женщи­
нами, изложенное в этой главе, с современными социальными учениями? Если
между мнением большей части общества и учением Писания есть различия, то
трудно ли, по вашему мнению, следовать учению Писания? Что может ваша цер­
ковь сделать для того, чтобы помочь вам в этом?

5. Вне связи с вопросами о браке и романтических отношениях, считаете ли
вы, что Бог желает, чтобы вы наслаждались общением в группах других христиан,
состоящих из мужчин и женщин? Как вы считаете, почему Бог помещает в наше
сердце стремление наслаждаться таким общением? Является ли это одним из
отражений множественности в Троице, существующей наряду с единством Бога?
Помогает ли это вам понять, почему незамужние и неженатые люди также долж­
ны принимать активное участие в делах церкви? Считаете ли вы, что религиоз­
ные группы в прошлом недооценивали или даже неправомерно запрещали по-



       
 
   
 


Глава 21. Человек: мужчина и женщина

добное общение мужчин и женщин в христианской среде? И все же, каких опас­ностей следует остерегаться в таких ситуациях?

6. Если вы женаты, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке? Если вы замужем, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: