double arrow

Г. Писание говорит о нематериальной составляющей человека, которая может существовать вне его тела

Ряд философов-нехристиан бросили вызов представлению о том, что че­ловек наделен некоторой нематериальной составляющей, такой, как душа

13 Многие тексты Писания напоминают нам о том, что наше тело и наш дух взаимо­
действуют друг с другом, но не дают никаких сведений о том, как именно они взаимо­
действуют. Беркхоф мудро замечает: «Тело и душа — различные субстанции, которые
взаимодействуют, хотя способ их взаимодействия ускользает от человеческого внима­
ния И остается для нас тайной» (Systematic Theology, p. 195).

14 Кто-то возразит, что любовь — это не просто эмоция, так как она проявляется в
поступках; часто мы можемдействоватьс любовью по отношению к другим людям, даже
если не испытываем к ним этого чувства. Я согласен с этим, но в любви, безусловно,
присутствует эмоциональный компонент — мы можем чувствовать любооь к другим лю­
дям, — и мы бы потеряли значительную часть богатства в наших взаимоотношениях с
Богом и с другими людьми, если бы стали отрицать это.



Часть ///. Учение о человеке


или дух15. Возможно, из-за этой критики некоторые евангельские богословы с осторожностью говорят о двухчастности человеческого существа'6. Они по­стоянно подчеркивают, что Библия рассматривает человека как нечто целое. Это действительно так, но данный факт не следует использовать для отрица­ния той истины, что Писание также видит природу человека как единство, состоящее из двух различных элементов. Конечно, те философы, которые убеждены, что никакой духовной сферы, недостижимой для чувственного вос­приятия, просто не существует, и, исходя из этой предпосылки, утверждают, что нет ни Бога, ни небес, ни ангелов, ни бесов, будут использовать схожие аргументы и для отрицания того факта, что люди обладают душой, которая отлична от тела. Представление о том, что мы наделены духом, или душой, принадлежит к невидимой, духовной сфере, и даже среди христиан считается лишь субъективным представлением. Поэтому наше знание о существовании человеческой души следует, прежде всего, основывать на Писании, в котором Бог ясно свидетельствует о существовании этого нематериального аспекта нашей сущности. Тот факт, что эта истина о нашем существе не может быть ясно познана вне свидетельства Писания, не должен удерживать нас от ее утверждения.

Писание совершенно неоднозначно говорит о том, что у нас есть душа, которая отличается от нашего физического тела, и что она может действо­вать сравнительно независимо от наших обычных мыслительных процессов (1 Кор. 14:14; Рим. 8:16). Оно утверждает также, что, когда мы умираем, душа способна совершать осмысленные действия и общаться с Богом вне нашего физического тела. Иисус сказал умирающему разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Л к. 23:43), несмотря на то что физические тела их обоих ожи­дала скорая смерть. Когда Стефан умирал, он знал, что сразу же отправится в присутствие Господа, так как он молился: «Господи Иисусе! приими духмоЪ» (Деян. 7:59). Павел не боится смерти, ибо он говорит: «Имею желание разре­шиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» {Флп. 1:23). Это состояние он противопоставляет жизни в этом мире, которую характери­зует словами «оставаться воплоти» (Флп. 1:24). Он даже говорит: «Мы... же­лаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8); следователь­но, он уверен в том, что после физической смерти его дух отправится в при­сутствие Господне и там сразу же станет наслаждаться общением с Господом Книга Откровение напоминает нам, что «души убиенных за слово Божиеиза свидетельство, которое они имели» (Отк. 6:9), находятся на небесах и вопиют к Богу о совершении справедливости на земле (Отк. 6:10; ср. также: 20:4).

15 См.: Millard Erickson, Christian Theology, pp. 530—536, где приводятся ссылки на
соответству ющуюлитературу.

16 См., напр.: G. С. Bcrkouwer, Man,!he Image of God, pp. 194-233.


Глава 22. Сущность человеческой природы

Да, в этой жизни Писание рассматривает нас как единство, в котором тело я дух действуют вместе, как одна личность, тем не менее между нашей физической смертью и днем возвращения Христа наступит такой период, ког­да наш дух будет существовать отдельно от нашего физического тела17.

Д. Каково происхождение наших душ?

Как возникают наши индивидуальные души? В христианско-богослов-ском учении о душе есть два направления: креацианизм и традуцианизм.

Креацианизм утверждает, что Бог каждый раз создает новую душу из ни­чего и посылает ее в тело человека в какое-то время между зачатием и рожде­нием. Традуцианизм утверждает, что душа, так же как и тело ребенка, насле­дуется от отца и матери во время зачатия. Оба эти воззрения имели многочис­ленных сторонников, и креацианизм со временем стал преобладать в Римско-католической церкви. Лютер выступал в защиту традуцианизма, тогда как Кальвин отстаивал креацианизм. С другой стороны, многие бого­словы-кальвинисты позднейшего времени, такие, как Джонатан Эдварде и А. X. Стронг. склонялись ктрадуцианизму (как и большинство современных лютеран). Креацианизм также имеет много сторонников в кругах современ­ных евангельских христиан18.

Есть еще одно распространенное представление, которое называется пре~ экзистенцианизм. Оно заключается в том, что души людей существуют на не­бесах задолго до того, как их тела начинают формироваться во чреве матери, а Бог низводит эти души на землю, чтобы соединить их с телами детей, которые растут в утробе. Однако эта точка зрения не поддерживается ни католически­ми, ни протестантскими богословами. Она опасно схожа с представлениями о реинкарнации, свойственными восточным религиям. Более того, такое пред­ставление не подтверждается Писанием. До того как мы были зачаты в утробе матери, мы просто не существовали. Нас не было. Конечно, Бог смотрел в бу­дущее и знал, что мы будем существовать, но такое видение сильно отличает­ся от мнения о том, что мы реально существовали когда-то в прошлом. Такое представление предлагает рассматривать нашу жизнь как переходное или маловажное состояние и думать о жизни в теле как о чем-то менее желанном, а о рождении и воспитании детей как о чем-то менее важном.

В защиту традуцианизма можно сказать, что Бог сотворил человека по Своему образу (Быт. 1:27), и это подразумевает схожесть с Богом в порази­тельной способности «творить» другие человеческие существа, подобные нам.

17 Вопрос о «промежуточном состоянии» между смертью и возвращением Христа рассматривается в гл. 40.

1!CM.,nanp.:Berkhof, Systematic Theology, pp. 196-20]. ■««^АЦ


■548


Часть III. Учение о человеке



Поэтому какживотный и растительный мир производит потомков «по роду их» (Быт. 1:24), также и Адам и Ева были способны рождать подобных им детей, наделенных, нарядусфизическим телом, духовной природой. Этокакбыдает нам основания полагать, что дух или души детей Адама и Евы произошли от самих Адама и Евы. Более того, Писание иногда говорит о потомках людей, которые неким образом присутствуют в теле одного из представителей преды­дущего поколения. Так, автор Послания к Евреям, например, говорит, что, ког­да Мелхиседек встретил Авраама, «Левий... был еще в чреслах [его]» (Евр. 7:10). И наконец, традуцианизм может объяснить, как грехи родителей могут перейти на детей, при том что Бог не несет прямой ответственности за творение грешной души, или души, предрасположенной к совершению греха.

Однако библейские аргументы в пользу креацианшма все же отвечают на поставленный вопрос более конкретно, и в его поддержку есть важные сви­детельства. Во-первых; «...Наследие от Господа: дети; награда от Него —плод чрева» (Пс. ] 26:3). Это указывает нам на тот факт, что не только душа, но и личность ребенка в целом, в том числе и его тело, есть дар от Еога. Учитывая эту точку зрения, странно было бы думать, что отец и мать лично несут от­ветственность за какой-либо из аспектов сущности ребенка. «Ибо Ты устро­ил внутренности мои, — говорит Давид, — и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13). Исайя говорит, что Бог дает дыхание людям на земле и «дух хо­дящим по ней» (Ис. 42:5)", Захария говорит о Боге: «...Образовавший дух че­ловека внутри его» (Зах. 12:1). Автор Послания к Евреям называет Бога «От­цом духов» (Евр. 12:9). Трудно избежать вывода о том, что Богтворит наш дух, или души.

И все же нам следует с осторожностью делать выводы на основании этих данных. Рассмотрев учение о провидении Божьем в гл. ] 5, мы пришли к вы­воду, что Бог обычно использует вторичные причины. Он часто достигает сво­их целей через поступки людей. И это, безусловно, относится также и к зача­тию и рождению детей. Даже если мы говорим, что Богсоздает индивидуаль­ные души для людей до того, как они рождаются, и что именно Он решает, каким детям быть зачатыми и рожденными, мы, тем не менее, также должны признать, что дети не могут быть рождены без физического соединения муж­чины и женщины в зачатии ребенка! Поэтому мы не должны совершать ошиб­ку и говорить, что отец и мать не играют никакой роли в творении ребенка. Даже если мы говорим, что Бог есть «Отецдухов» и Творец каждой человечес­кой души так же, как Творец и Создатель каждого из нас, мы все же должны утверждать, что Богосушествляет подобное творение через удивительный про­цесс появления потомства. Мы ничего не можем сказать о том, вовлекает ли Бог в процесс сотворения души в какой-то степени также отца и мать. Это

19 Вместо слова «дух» NIV переводит: «жизнь», но в оригинале находим ПП, обыч­ный древнееврейский термин для обозначения «духа».


I


, L


Глава 22. Сущность человеческой природы


549:



происходит в невидимой сфере духа, о которой мы не имеем никакой инфор­мации, помимо Писании. А по данному вопросу Писание просто не предо­ставляет нам достаточное количество данных.

Тем не менее аргументы, свидетельствующие в пользу традуцианизма, нельзя признать вполне убедительными. Адам и Ева рождали детей по образу своему (см.: Быт. 5:3), следовательно, можно предположить, что дети неким образом наследуют душу от своих родителей; но это может означать также, что Бог дает ребенку индивидуально сотворенную душу и что эта душа наде­лена наследственными чертами и теми личностными характеристиками, ко­торые Бог позволил ему получить по происхождению от конкретных родите­лей. Представление о том, что Левин был все еще в теле Авраама (Евр. 7:10), правильнее всего было бы понимать в фигуральном смысле, а не в букваль­ном. Более того, в любом случае, в этом отрывке речь идет не просто о душе Левия, а о самом Левин, какличностивцелом, включая душу и тело, — при том что тело Левия, безусловно, не присутствовало физически в теле Авраама, так как в тот период времени не существовало никакой отдельной комбина­ции генов, о которых можно было бы сказать, что это Леви й, и никто другой. И наконец, поскольку Бог производит в физическом мире действия, которые согласуются с волевыми действиями человеческих существ, то не трудно пред­положить, что Бог дает каждому ребенку человеческую душу, которая облада­ет склонностью к греху, схожей со склонностям и, свойственным и родителям этого ребенка. Ведь в десяти заповедях сказано, что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидя­щих [Его]» (Исх. 20:5). Но и вне связи с вопросом о человеческой душе мы знаем из человеческого опыта, что дети действительно часто повторяют как хорошие, так и дурные черты своих родителей, и не только подражая, но и бла­годаря наследственности. В этом есть просто указание на то, что Бог, творя человеческую душу, действует в согласии с человеческой природой.

В заключение следует сказать, что было бы трудно отвергнуть свидетель­ство Писания о том, что Бог активно творит каждую человеческую душу, так же как Он активно действует во всех свершениях, которые имеют место в Его творении. Однако Писание нам не раскрывает, насколько широко Бог ис­пользует вторичные причины (т. е. наследственность). Поэтому не стоиттра-титьболее продолжительное время на обсуждение этого вопроса.


f


Вопросы для самостоятельной работы

1. Осознаете ли вы в вашем христианском опыте, что являетесь не просто физическим телом, что вы наделены нефизической составляющей, которую мож­но назвать душой, или духом? В какие моменты вы особенно ясно чувствуете, что


 
 

 

Часть IIJ. Учение о человеке

ваш дух реально существует? Можете ли вы описать, что такое свидетельство Свя­того Духа вашему духу о том, что вы — чадо Божье (Рим. 8:16), или осознание духом присутствия Божьего (Ин. 4:23; Флп. 3:3), или возмущение духа (Ин. 12:27; 13:21; Деян. 17:16; 2 Кор. 2:13), или поклонение духом Богу (Лк. 1:47; Пс. 102:1), 'или что значит любить Бога всей душой (Мк. 12:30)? Бывает ли так, что вы ощу­щаете себя духовно невосприимчивым или даже бесчувственным? Считаете ли вы, что одним из аспектов христианского роста могло бы быть увеличение чув­ствительности к состоянию вашей души или вашего духа?

2. До того как вы прочитали эту главу, какого учения вы придерживались, —
дихотомизма или трихотомизма? Какого мнения вы придерживаетесь сейчас?
Если вы, прочтя эту главу, склонились к дихотомизму, кажется ли вам, что теперь
вы будете выше ценить деятельность вашего тела, разума и ваших эмоций? Если
вы придерживаетесь трихотомизма, как вы избегаете тех опасностей, которые
упомянуты в этой главе?

3. Когда вы молитесь или прославляете Бога пением, достаточно ли вам про­
сто произносить или петь слова, не осознавая, что именно вы говорите или по­
ете? Достаточно ли понимать то, что вы говорите, не разделяя искренне того смыс­
ла, который заложен в произносимых вами словах? Если вы всем своим суще­
ством согласны со смыслом произносимых вами слов, то какие аспекты вашей
личности будут участвовать в подлинной молитве и в подлинном поклонении?
Не кажется ли вам, что иногда вы пренебрегаете каким-то из этих аспектов?

4. Поскольку Писание призывает нас возрастать в святости в наших телах,
также как в наших душах (2 Кор. 7:1), то что означает лично для вас быть в боль­
шей степени послушным этому повелению?

Специальные термины


   
   
   
   
   
   
 
   
   
   
   
   


 
 

монизм традуцианизм трихотомизм

дихотомизм

дух

душа

креацианизм

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 113-116, 122-125

2. Арминианские (узелианские или методистские)

1875-1876 Pope, 1:435-436 1892-1894 Milcy, 1:397-403



_ _ _Тлава 22. Сущность человеческой природы




1940 I960


Wiley, 2:15-19 Purkiser, 215-220


3. Баптистские

1887 Воусе, 194-212

1907 Strong, 483-513

1917 Mullins, 256-257, 262-264

1983-1985 Erickson, 519-540

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 2:144-199

1949 Thiessen, 158-167

1986 Ryrie, 193-200

5. Лютеранские


1917-1924


Pieper, 1:94, 476-477 Mueller, 58, 184



\


6. Реформатские (или пресвитерианские)
1871-1873 Hodge, 2:42-77, 78-91
1878 Dabney, 317-321
1937-1966 Murray, CW, 2:23-33

1938 Berkhof, 191-201

1962 BusweU, 1:237-252

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 1:208-214


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: