Ряд философов-нехристиан бросили вызов представлению о том, что человек наделен некоторой нематериальной составляющей, такой, как душа
13 Многие тексты Писания напоминают нам о том, что наше тело и наш дух взаимо
действуют друг с другом, но не дают никаких сведений о том, как именно они взаимо
действуют. Беркхоф мудро замечает: «Тело и душа — различные субстанции, которые
взаимодействуют, хотя способ их взаимодействия ускользает от человеческого внима
ния И остается для нас тайной» (Systematic Theology, p. 195).
14 Кто-то возразит, что любовь — это не просто эмоция, так как она проявляется в
поступках; часто мы можемдействоватьс любовью по отношению к другим людям, даже
если не испытываем к ним этого чувства. Я согласен с этим, но в любви, безусловно,
присутствует эмоциональный компонент — мы можем чувствовать любооь к другим лю
дям, — и мы бы потеряли значительную часть богатства в наших взаимоотношениях с
Богом и с другими людьми, если бы стали отрицать это.
Часть ///. Учение о человеке
|
|
или дух15. Возможно, из-за этой критики некоторые евангельские богословы с осторожностью говорят о двухчастности человеческого существа'6. Они постоянно подчеркивают, что Библия рассматривает человека как нечто целое. Это действительно так, но данный факт не следует использовать для отрицания той истины, что Писание также видит природу человека как единство, состоящее из двух различных элементов. Конечно, те философы, которые убеждены, что никакой духовной сферы, недостижимой для чувственного восприятия, просто не существует, и, исходя из этой предпосылки, утверждают, что нет ни Бога, ни небес, ни ангелов, ни бесов, будут использовать схожие аргументы и для отрицания того факта, что люди обладают душой, которая отлична от тела. Представление о том, что мы наделены духом, или душой, принадлежит к невидимой, духовной сфере, и даже среди христиан считается лишь субъективным представлением. Поэтому наше знание о существовании человеческой души следует, прежде всего, основывать на Писании, в котором Бог ясно свидетельствует о существовании этого нематериального аспекта нашей сущности. Тот факт, что эта истина о нашем существе не может быть ясно познана вне свидетельства Писания, не должен удерживать нас от ее утверждения.
Писание совершенно неоднозначно говорит о том, что у нас есть душа, которая отличается от нашего физического тела, и что она может действовать сравнительно независимо от наших обычных мыслительных процессов (1 Кор. 14:14; Рим. 8:16). Оно утверждает также, что, когда мы умираем, душа способна совершать осмысленные действия и общаться с Богом вне нашего физического тела. Иисус сказал умирающему разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Л к. 23:43), несмотря на то что физические тела их обоих ожидала скорая смерть. Когда Стефан умирал, он знал, что сразу же отправится в присутствие Господа, так как он молился: «Господи Иисусе! приими духмоЪ» (Деян. 7:59). Павел не боится смерти, ибо он говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» {Флп. 1:23). Это состояние он противопоставляет жизни в этом мире, которую характеризует словами «оставаться воплоти» (Флп. 1:24). Он даже говорит: «Мы... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8); следовательно, он уверен в том, что после физической смерти его дух отправится в присутствие Господне и там сразу же станет наслаждаться общением с Господом Книга Откровение напоминает нам, что «души убиенных за слово Божиеиза свидетельство, которое они имели» (Отк. 6:9), находятся на небесах и вопиют к Богу о совершении справедливости на земле (Отк. 6:10; ср. также: 20:4).
|
|
15 См.: Millard Erickson, Christian Theology, pp. 530—536, где приводятся ссылки на
соответству ющуюлитературу.
16 См., напр.: G. С. Bcrkouwer, Man,!he Image of God, pp. 194-233.
Глава 22. Сущность человеческой природы
Да, в этой жизни Писание рассматривает нас как единство, в котором тело я дух действуют вместе, как одна личность, тем не менее между нашей физической смертью и днем возвращения Христа наступит такой период, когда наш дух будет существовать отдельно от нашего физического тела17.
Д. Каково происхождение наших душ?
Как возникают наши индивидуальные души? В христианско-богослов-ском учении о душе есть два направления: креацианизм и традуцианизм.
Креацианизм утверждает, что Бог каждый раз создает новую душу из ничего и посылает ее в тело человека в какое-то время между зачатием и рождением. Традуцианизм утверждает, что душа, так же как и тело ребенка, наследуется от отца и матери во время зачатия. Оба эти воззрения имели многочисленных сторонников, и креацианизм со временем стал преобладать в Римско-католической церкви. Лютер выступал в защиту традуцианизма, тогда как Кальвин отстаивал креацианизм. С другой стороны, многие богословы-кальвинисты позднейшего времени, такие, как Джонатан Эдварде и А. X. Стронг. склонялись ктрадуцианизму (как и большинство современных лютеран). Креацианизм также имеет много сторонников в кругах современных евангельских христиан18.
Есть еще одно распространенное представление, которое называется пре~ экзистенцианизм. Оно заключается в том, что души людей существуют на небесах задолго до того, как их тела начинают формироваться во чреве матери, а Бог низводит эти души на землю, чтобы соединить их с телами детей, которые растут в утробе. Однако эта точка зрения не поддерживается ни католическими, ни протестантскими богословами. Она опасно схожа с представлениями о реинкарнации, свойственными восточным религиям. Более того, такое представление не подтверждается Писанием. До того как мы были зачаты в утробе матери, мы просто не существовали. Нас не было. Конечно, Бог смотрел в будущее и знал, что мы будем существовать, но такое видение сильно отличается от мнения о том, что мы реально существовали когда-то в прошлом. Такое представление предлагает рассматривать нашу жизнь как переходное или маловажное состояние и думать о жизни в теле как о чем-то менее желанном, а о рождении и воспитании детей как о чем-то менее важном.
В защиту традуцианизма можно сказать, что Бог сотворил человека по Своему образу (Быт. 1:27), и это подразумевает схожесть с Богом в поразительной способности «творить» другие человеческие существа, подобные нам.
17 Вопрос о «промежуточном состоянии» между смертью и возвращением Христа рассматривается в гл. 40.
|
|
1!CM.,nanp.:Berkhof, Systematic Theology, pp. 196-20]. ■««^АЦ
■548
Часть III. Учение о человеке
Поэтому какживотный и растительный мир производит потомков «по роду их» (Быт. 1:24), также и Адам и Ева были способны рождать подобных им детей, наделенных, нарядусфизическим телом, духовной природой. Этокакбыдает нам основания полагать, что дух или души детей Адама и Евы произошли от самих Адама и Евы. Более того, Писание иногда говорит о потомках людей, которые неким образом присутствуют в теле одного из представителей предыдущего поколения. Так, автор Послания к Евреям, например, говорит, что, когда Мелхиседек встретил Авраама, «Левий... был еще в чреслах [его]» (Евр. 7:10). И наконец, традуцианизм может объяснить, как грехи родителей могут перейти на детей, при том что Бог не несет прямой ответственности за творение грешной души, или души, предрасположенной к совершению греха.
Однако библейские аргументы в пользу креацианшма все же отвечают на поставленный вопрос более конкретно, и в его поддержку есть важные свидетельства. Во-первых; «...Наследие от Господа: дети; награда от Него —плод чрева» (Пс. ] 26:3). Это указывает нам на тот факт, что не только душа, но и личность ребенка в целом, в том числе и его тело, есть дар от Еога. Учитывая эту точку зрения, странно было бы думать, что отец и мать лично несут ответственность за какой-либо из аспектов сущности ребенка. «Ибо Ты устроил внутренности мои, — говорит Давид, — и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13). Исайя говорит, что Бог дает дыхание людям на земле и «дух ходящим по ней» (Ис. 42:5)", Захария говорит о Боге: «...Образовавший дух человека внутри его» (Зах. 12:1). Автор Послания к Евреям называет Бога «Отцом духов» (Евр. 12:9). Трудно избежать вывода о том, что Богтворит наш дух, или души.
И все же нам следует с осторожностью делать выводы на основании этих данных. Рассмотрев учение о провидении Божьем в гл. ] 5, мы пришли к выводу, что Бог обычно использует вторичные причины. Он часто достигает своих целей через поступки людей. И это, безусловно, относится также и к зачатию и рождению детей. Даже если мы говорим, что Богсоздает индивидуальные души для людей до того, как они рождаются, и что именно Он решает, каким детям быть зачатыми и рожденными, мы, тем не менее, также должны признать, что дети не могут быть рождены без физического соединения мужчины и женщины в зачатии ребенка! Поэтому мы не должны совершать ошибку и говорить, что отец и мать не играют никакой роли в творении ребенка. Даже если мы говорим, что Бог есть «Отецдухов» и Творец каждой человеческой души так же, как Творец и Создатель каждого из нас, мы все же должны утверждать, что Богосушествляет подобное творение через удивительный процесс появления потомства. Мы ничего не можем сказать о том, вовлекает ли Бог в процесс сотворения души в какой-то степени также отца и мать. Это
|
|
19 Вместо слова «дух» NIV переводит: «жизнь», но в оригинале находим ПП, обычный древнееврейский термин для обозначения «духа».
I
, L
Глава 22. Сущность человеческой природы
549:
происходит в невидимой сфере духа, о которой мы не имеем никакой информации, помимо Писании. А по данному вопросу Писание просто не предоставляет нам достаточное количество данных.
Тем не менее аргументы, свидетельствующие в пользу традуцианизма, нельзя признать вполне убедительными. Адам и Ева рождали детей по образу своему (см.: Быт. 5:3), следовательно, можно предположить, что дети неким образом наследуют душу от своих родителей; но это может означать также, что Бог дает ребенку индивидуально сотворенную душу и что эта душа наделена наследственными чертами и теми личностными характеристиками, которые Бог позволил ему получить по происхождению от конкретных родителей. Представление о том, что Левин был все еще в теле Авраама (Евр. 7:10), правильнее всего было бы понимать в фигуральном смысле, а не в буквальном. Более того, в любом случае, в этом отрывке речь идет не просто о душе Левия, а о самом Левин, какличностивцелом, включая душу и тело, — при том что тело Левия, безусловно, не присутствовало физически в теле Авраама, так как в тот период времени не существовало никакой отдельной комбинации генов, о которых можно было бы сказать, что это Леви й, и никто другой. И наконец, поскольку Бог производит в физическом мире действия, которые согласуются с волевыми действиями человеческих существ, то не трудно предположить, что Бог дает каждому ребенку человеческую душу, которая обладает склонностью к греху, схожей со склонностям и, свойственным и родителям этого ребенка. Ведь в десяти заповедях сказано, что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих [Его]» (Исх. 20:5). Но и вне связи с вопросом о человеческой душе мы знаем из человеческого опыта, что дети действительно часто повторяют как хорошие, так и дурные черты своих родителей, и не только подражая, но и благодаря наследственности. В этом есть просто указание на то, что Бог, творя человеческую душу, действует в согласии с человеческой природой.
В заключение следует сказать, что было бы трудно отвергнуть свидетельство Писания о том, что Бог активно творит каждую человеческую душу, так же как Он активно действует во всех свершениях, которые имеют место в Его творении. Однако Писание нам не раскрывает, насколько широко Бог использует вторичные причины (т. е. наследственность). Поэтому не стоиттра-титьболее продолжительное время на обсуждение этого вопроса.
f
Вопросы для самостоятельной работы
1. Осознаете ли вы в вашем христианском опыте, что являетесь не просто физическим телом, что вы наделены нефизической составляющей, которую можно назвать душой, или духом? В какие моменты вы особенно ясно чувствуете, что
Часть IIJ. Учение о человеке
ваш дух реально существует? Можете ли вы описать, что такое свидетельство Святого Духа вашему духу о том, что вы — чадо Божье (Рим. 8:16), или осознание духом присутствия Божьего (Ин. 4:23; Флп. 3:3), или возмущение духа (Ин. 12:27; 13:21; Деян. 17:16; 2 Кор. 2:13), или поклонение духом Богу (Лк. 1:47; Пс. 102:1), 'или что значит любить Бога всей душой (Мк. 12:30)? Бывает ли так, что вы ощущаете себя духовно невосприимчивым или даже бесчувственным? Считаете ли вы, что одним из аспектов христианского роста могло бы быть увеличение чувствительности к состоянию вашей души или вашего духа?
2. До того как вы прочитали эту главу, какого учения вы придерживались, —
дихотомизма или трихотомизма? Какого мнения вы придерживаетесь сейчас?
Если вы, прочтя эту главу, склонились к дихотомизму, кажется ли вам, что теперь
вы будете выше ценить деятельность вашего тела, разума и ваших эмоций? Если
вы придерживаетесь трихотомизма, как вы избегаете тех опасностей, которые
упомянуты в этой главе?
3. Когда вы молитесь или прославляете Бога пением, достаточно ли вам про
сто произносить или петь слова, не осознавая, что именно вы говорите или по
ете? Достаточно ли понимать то, что вы говорите, не разделяя искренне того смыс
ла, который заложен в произносимых вами словах? Если вы всем своим суще
ством согласны со смыслом произносимых вами слов, то какие аспекты вашей
личности будут участвовать в подлинной молитве и в подлинном поклонении?
Не кажется ли вам, что иногда вы пренебрегаете каким-то из этих аспектов?
4. Поскольку Писание призывает нас возрастать в святости в наших телах,
также как в наших душах (2 Кор. 7:1), то что означает лично для вас быть в боль
шей степени послушным этому повелению?
Специальные термины
монизм традуцианизм трихотомизм |
дихотомизм
дух
душа
креацианизм
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные)
1882-1892 Litton, 113-116, 122-125
2. Арминианские (узелианские или методистские)
1875-1876 Pope, 1:435-436 1892-1894 Milcy, 1:397-403
_ _ _Тлава 22. Сущность человеческой природы
1940 I960
Wiley, 2:15-19 Purkiser, 215-220
3. Баптистские
1887 Воусе, 194-212
1907 Strong, 483-513
1917 Mullins, 256-257, 262-264
1983-1985 Erickson, 519-540
4. Диспенсационалистские
1947 Chafer, 2:144-199
1949 Thiessen, 158-167
1986 Ryrie, 193-200
5. Лютеранские
1917-1924
Pieper, 1:94, 476-477 Mueller, 58, 184
\
6. Реформатские (или пресвитерианские)
1871-1873 Hodge, 2:42-77, 78-91
1878 Dabney, 317-321
1937-1966 Murray, CW, 2:23-33
1938 Berkhof, 191-201
1962 BusweU, 1:237-252
7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 1:208-214