Понятие общественного бытия и общественного сознания

Распространение принципа первичности материи по отноше­нию к сознанию на общественную жизнь обусловливает необходи­мость различения в ней материальных и духовных явлений и вы­яснения закономерностей их взаимосвязи. Для обозначения ма­териальных явлений общества в марксистской философии, как уже отмечалось, применяется понятие «общественное бытие», для духовных — понятие «общественное сознание».

Общественное бытие включает в себя деятельность людей по созданию необходимых для их жизни материальных благ. Эта деятельность осуществляется на основе использования орудий труда в процессе воздействия на природу с целью сделать ее пригодной для удовлетворения имеющихся у общества потреб­ностей. В ходе трудовой деятельности людей устанавливаются соответствующие отношения их между собой и с природой.

От­ношения людей с природой выражаются и фиксируются в опре­деленных видах орудий труда, отношения же их между собой выражаются в производственных отношениях — в формах соб­ственности на средства производства и соответствующих им фор­мах распределения производимых материальных благ. Произ­водственные отношения, будучи главным компонентом об­щественного бытия, не исчерпывают его содержания. Общест­венное бытие включает в себя и другие моменты, в частности материальные отношения, возникающие в семье между супруга­ми, между родителями и детьми, некоторые (материальные) культурно-бытовые отношения и т. д.

Общественное бытие — это вся совокупность материальных отношений, в рамках которых протекает реальный процесс жиз­ни людей, вся совокупность общественных материальных усло­вий их существования.

Если понятие «общественное бытие» касается материальной жизни людей, условий производства материальных благ, то по­нятие «общественное сознание» касается их духовной жизни, особенностей духовного производства общества.

Общественное сознание — это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни.

Общественное сознание является отражением общественного бытия так же, как сознание вообще есть отражение существую­щей вне и независимо от него действительности. Будучи конкрети­зацией общефилософского принципа об отражении сознанием су­ществующей вне и независимо от него действительности, поло­жение об отражении общественным сознанием общественного бытия, однако, включает в себя ряд специфических моментов, которые делают его вполне самостоятельным философским прин­ципом, касающимся особого аспекта взаимосвязи сознания и бы­тия.

В самом деле, если в общефилософском плане (в плане диалектического материализма) сознание отражает действитель­ность в том смысле, что оно является ее образом, копией, то в общесоциологическом плане (в плане исторического материа­лизма) сознание (общества) отражает общественное бытие не в форме образов, «снимков» составляющих его частей, а в форме обусловленности содержания общественных идей, воззрений, чувств, стремлений и т. п. экономическими условиями жизни людей.

Например, признание браков по расчету нравственными в ка­питалистическом обществе, несомненно, отражает экономи­ческое положение буржуа, его общественное бытие, основанное на господстве капиталистической частной собственности и то­варно-денежных отношениях, но оно не является образом это­го бытия, этого экономического положения, а лишь обусловлено последним, им вызвано к жизни. Или другой пример. Учение ряда древнегреческих философов о том, что одни люди по своей природе предназначены быть рабовладельцами, а другие рабами, отражает в конечном счете общественное бытие рабовладельцев, их стремление оправдать рабовладельческий строй, но данный философский взгляд не является истинным.

Говоря о том, что общественное сознание отражает общест­венное бытие в форме обусловленности содержания первого вто­рым, мы не должны думать, что этот вид отражения не может быть копией общественного бытия, не может выступать в форме объективной истины. В определенных исторических условиях содержание общественного сознания может представлять собой объективную истину.

Это бывает тогда, когда установление истинного положения вещей соответствует интересам того или иного господствующего класса и когда его интересы соответст­вуют потребностям исторического развития материальной жизни общества, тенденциям изменения общественного бытия. Например, общественное сознание- прогрессивных классов, выступаю­щих против отживших свой век исторических форм бытия, как правило, содержит в себе объективную истину, в той или иной степени отражает действительное положение вещей. Так, об­щественное сознание буржуазии, когда она вела борьбу против феодализма, исторически изжившего себя и тормозившего даль­нейшее развитие общества, в той или иной степени отражало реальное положение вещей, то есть содержало в себе элементы объективной истины.

Впоследствии же, когда капиталистиче­ская частная собственность стала преградой развитию произво­дительных сил, когда возникла объективная необходимость ее замены социалистической собственностью, общественное созна­ние буржуазии, в частности, разрабатываемые ее идеологами тео­рии уже не могли исходить из действительного положения вещей, наоборот, они, стремясь доказать непреходящий характер капи­тализма, необходимость его вечного существования, стали созна­тельно или несознательно искажать его.

Впервые общественные, воззрения становятся последователь­но научными, выражающими объективную истину лишь в тот пе­риод, когда на мировую политическую арену выходит пролета­риат, заинтересованный в познании законов общественного раз­вития для осуществления своей исторической миссии — уничто­жения частной собственности и эксплуатации человека человеком и построения коммунистического общества.

Марксистско-ленинское учение об определяющем влиянии общественного бытия на общественное сознание позволяет уви­деть в борьбе идей отражение материальных противоречий, борь­бу классов. Действительно, если различные общественные идеи и теории возникают как отражение общественного бытия, опреде­ляются экономическим положением людей, то в классовом об­ществе сознание не может быть единым, надклассовым. У каж­дого класса формируется свое собственное сознание, понимание окружающей его действительности, которое соответствует эконо­мическим условиям его бытия.

Общественное же бытие различ­ных классов в антагонистическом обществе, как известно, раз­лично и даже прямо противоположно. Антагонистическая про­тиворечивость общественного бытия неизбежно ведет к анта­гонизмам и в сфере сознания, к столкновению различных идей, воззрений. И чтобы правильно сориентироваться в общест­венной жизни, чтобы разобраться во всем многообразии раз­личных точек зрения, общественных идей и теорий, надо всегда иметь в виду классовую природу общественных идей, теорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: