Общественное сознание — чрезвычайно сложное явление, сущность которого можно раскрыть лишь при рассмотрении его по многим различным критериям. Структура общественного сознания, а значит, и взаимосвязь его отдельных компонентов зависят от сложных отношений в материальной основе и изменяются вместе с изменениями в области материальных отношений.
Мы не ставим цель осветить все структурные звенья в общественном сознании. Остановимся лишь на таких, как обыденное сознание, общественная психология, идеология.
Обыденное сознание — это совокупность идей, представлений и взглядов, которые возникают непосредственно из будничной практики того или иного класса. «Производство идей, представле-
ний, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий»1.
|
|
Обыденное сознание, возникшее в результате непосредственного столкновения с действительностью, нельзя отождествлять с индивидуальным сознанием, так как его исходной точкой является не только личность, индивид, но и социальная группа, класс. Оно содержит в себе приобретенный в непосредственной жизни эмпирический опыт и знания, полученные в процессе труда, моральные нормы, стихийные представления о природе и собственном социальном положении.
Люди, объединенные определенной деятельностью или другими обстоятельствами, реагируют и ведут себя в этой совместной деятельности иначе, чем они делали бы это без вовлечения в общение. Эта специфическая форма проявления общественного сознания, особый социальный способ духовного поведения людей, связанных друг с другом общей трудовой и жизненной деятельностью, является общественной психологией. Ее составляют социальные настроения и чувства, традиции, общественное мнение, нравы и обычаи, социальные привычки. Важнейшей формой проявления общественной психологии является психология класса. Имеется также национальная психология, психология профессиональной группы, той или иной социальной общности и т. д. В настоящее время особое значение имеет психология рабочего класса как самого революционного и прогрессивного класса эпохи.
Многие элементы психологии рабочего класса сформировались на основе специфики производственного процесса при капитализме. Это дисциплинированность, солидарность, чувство сплоченности и т. п. Те же свойства отличают и психологию рабочего класса при социализме. Вместе с тем здесь появляются существенно новые социальные качества, отражающие то положение, что рабочий класс стал господствующим классом. Это — чувство хозяина, чувство ответственности за все общественное развитие и другие социально-духовные психологические элементы.
|
|
Развитие социалистического общества связано с тем, что в процессе сближения классов социально-психологические качества, присущие рабочему классу, формируются постепенно у всех слоев населения.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, с. 29.
11 Заказ 4508
Общественное сознание в классовом обществе существует в форме идеологии. В той мере, в какой классы осознают свою социальную роль, они используют идеологию для реализации своих классовых интересов. Все явления надстройки, взгляды, нормы поведения и оценки в решающей степени зависят от идеологии соответствующего класса.
Стихийно выражающиеся у отдельных представителей этого класса интересы и потребности должны быть систематизированы, обобщены и теоретически обоснованы. Поэтому любой класс, осознавший свою роль, всегда выдвигал особую группу «идеологов», которые, опираясь в той или иной мере на науку, создавали классовую идеологию из материала, который давало обыденное сознание класса.
Характеристика общественного сознания как идеологии означает, что она преломляется через призму классовых интересов, ведь идеология всегда — независимо от того, о какой идеологии идет речь,— охватывает классово обусловленные идеи и воззрения, систематизированные и обоснованные идеологами.
Буржуазная идеология, теоретически обосновывающая экономические и политические интересы буржуазии, вначале имела исторически прогрессивный характер. Однако уже в этой фазе своего развития она содержит элементы, указывающие на ее реакционный характер в поздней фазе капитализма. Она враждебна рабочему классу, трудящимся. Классовый интерес буржуазии не позволяет ей видеть основу исторического прогресса в материальной деятельности народных масс. В интересах сохранения системы капиталистической эксплуатации она борется с рабочим классом как творцом нового общества. Буржуазная идеология в своей основе идеалистична в трактовке общества. Для нее характерны антиисторизм, метафизичность, она пытается обосновать право на господство буржуазии исходя из идеальных факторов (воли, частной инициативы, знаний и т. п.), маскируя материальные основы существования капитализма, стремится доказать его вечный характер.
Эти черты буржуазной идеологии особенно проявляются на империалистической стадии развития капитализма.
Социалистическая идеология существенно отличается от идеологий эксплуататорских классов. В то время как все идеологии господствующих классов стремились манипулировать сознанием народных масс в интересах господствующего класса, социалистическая идеология направлена на то, чтобы помочь массам осознать их собственные интересы, основой (ядром) которых являются интересы рабочего класса, совпадающие с тенденциями исторического прогресса.
Научная идеология рабочего класса была создана основопо-
ложниками марксизма-ленинизма. В. И. Ленин писал: «История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции»1.
|
|
Главная задача марксистско-ленинской партии состоит в том, чтобы вносить научную идеологию в рабочее движение. «Сила Коммунистической партии в том,— указывается в постановлении ЦК КПСС «О 80-летии Второго съезда РСДРП»,— что она сверяет всю свою деятельность, каждый свой шаг с бессмертным учением Маркса, Энгельса, Ленина, которое дает единственно правильные ответы на сложнейшие вопросы общественного развития, служит действенным методом познания и преобразования действительности. Осмысление социального опыта и возникающих проблем, творческое развитие марксизма-ленинизма при непременном условии верности его основополагающим принципам партия рассматривает как важную и постоянно актуальную задачу»2.
Социалистическая идеология — это система идей, взглядов, моральных норм, принципов поведения и целей, дающая научное обоснование исторической миссии рабочего класса. Она последовательно материалистична, так как учитывает материальные основы общества, а не исходит из иллюзий или желаемого. Она последовательно диалектична, поскольку рассматривает общество в его развитии и вскрывает объективные законы исторического процесса. Она последовательно партийна и глубоко научна, ибо выражает интересы рабочего класса и его союзников, отражает реальные законы функционирования и развития общества. Она интернационалистична, так как считает выполнение рабочим классом своей исторической миссии интернациональной задачей и дает отпор национализму. Буржуазная и социалистическая идеологии непримиримо противостоят друг другу.
В настоящее время борьба в идеологической области обострилась. Апологеты современного империализма в своих нападках на социализм особенно активно используют антикоммунизм и ан-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 30—31.
2 О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС 31 марта
1983 года. М., 1983, с. 10-11.
|
|
тисоветизм. В этом проявляется классовая ненависть буржуазии к социализму, теории и практике международного коммунистического и рабочего движения. Эта ненависть усиливается по мере успешного развития социалистических стран, роста их авторитета и влияния на мировой арене. Активный отпор антикоммунизму и антисоветизму — важная функция социалистической идеологии, всей идеологической деятельности партии.
Глава XIX