Структура общественного сознания

Общественное сознание — чрезвычайно сложное явление, сущ­ность которого можно раскрыть лишь при рассмотрении его по многим различным критериям. Структура общественного созна­ния, а значит, и взаимосвязь его отдельных компонентов зависят от сложных отношений в материальной основе и из­меняются вместе с изменениями в области материальных от­ношений.

Мы не ставим цель осветить все структурные звенья в об­щественном сознании. Остановимся лишь на таких, как обыден­ное сознание, общественная психология, идеология.

Обыденное сознание — это совокупность идей, представлений и взглядов, которые возникают непосредственно из будничной практики того или иного класса. «Производство идей, представле-

ний, сознания первоначально непосредственно вплетено в мате­риальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порожде­нием их материальных действий»1.

Обыденное сознание, возникшее в результате непосредствен­ного столкновения с действительностью, нельзя отождествлять с индивидуальным сознанием, так как его исходной точкой являет­ся не только личность, индивид, но и социальная группа, класс. Оно содержит в себе приобретенный в непосредственной жизни эмпирический опыт и знания, полученные в процессе труда, мо­ральные нормы, стихийные представления о природе и собст­венном социальном положении.

Люди, объединенные определенной деятельностью или другими обстоятельствами, реагируют и ведут себя в этой совместной дея­тельности иначе, чем они делали бы это без вовлечения в обще­ние. Эта специфическая форма проявления общественного соз­нания, особый социальный способ духовного поведения людей, связанных друг с другом общей трудовой и жизненной деятель­ностью, является общественной психологией. Ее составляют со­циальные настроения и чувства, традиции, общественное мнение, нравы и обычаи, социальные привычки. Важнейшей формой про­явления общественной психологии является психология класса. Имеется также национальная психология, психология профес­сиональной группы, той или иной социальной общности и т. д. В настоящее время особое значение имеет психология рабочего класса как самого революционного и прогрессивного класса эпохи.

Многие элементы психологии рабочего класса сформировались на основе специфики производственного процесса при капита­лизме. Это дисциплинированность, солидарность, чувство спло­ченности и т. п. Те же свойства отличают и психологию рабо­чего класса при социализме. Вместе с тем здесь появляются существенно новые социальные качества, отражающие то поло­жение, что рабочий класс стал господствующим классом. Это — чувство хозяина, чувство ответственности за все общественное развитие и другие социально-духовные психологические эле­менты.

Развитие социалистического общества связано с тем, что в процессе сближения классов социально-психологические каче­ства, присущие рабочему классу, формируются постепенно у всех слоев населения.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, с. 29.

11 Заказ 4508

Общественное сознание в классовом обществе существует в форме идеологии. В той мере, в какой классы осознают свою социальную роль, они используют идеологию для реализации своих классовых интересов. Все явления надстройки, взгляды, нормы поведения и оценки в решающей степени зависят от идео­логии соответствующего класса.

Стихийно выражающиеся у отдельных представителей этого класса интересы и потребности должны быть систематизирова­ны, обобщены и теоретически обоснованы. Поэтому любой класс, осознавший свою роль, всегда выдвигал особую группу «идеоло­гов», которые, опираясь в той или иной мере на науку, создавали классовую идеологию из материала, который давало обыденное сознание класса.

Характеристика общественного сознания как идеологии озна­чает, что она преломляется через призму классовых интересов, ведь идеология всегда — независимо от того, о какой идеологии идет речь,— охватывает классово обусловленные идеи и воззре­ния, систематизированные и обоснованные идеологами.

Буржуазная идеология, теоретически обосновывающая эконо­мические и политические интересы буржуазии, вначале имела исторически прогрессивный характер. Однако уже в этой фазе своего развития она содержит элементы, указывающие на ее реак­ционный характер в поздней фазе капитализма. Она враждебна рабочему классу, трудящимся. Классовый интерес буржуазии не позволяет ей видеть основу исторического прогресса в материаль­ной деятельности народных масс. В интересах сохранения си­стемы капиталистической эксплуатации она борется с рабочим классом как творцом нового общества. Буржуазная идеология в своей основе идеалистична в трактовке общества. Для нее характерны антиисторизм, метафизичность, она пытается обосно­вать право на господство буржуазии исходя из идеальных фак­торов (воли, частной инициативы, знаний и т. п.), маскируя ма­териальные основы существования капитализма, стремится до­казать его вечный характер.

Эти черты буржуазной идеологии особенно проявляются на империалистической стадии развития капитализма.

Социалистическая идеология существенно отличается от идео­логий эксплуататорских классов. В то время как все идеологии господствующих классов стремились манипулировать сознанием народных масс в интересах господствующего класса, социали­стическая идеология направлена на то, чтобы помочь массам осознать их собственные интересы, основой (ядром) которых являются интересы рабочего класса, совпадающие с тенденция­ми исторического прогресса.

Научная идеология рабочего класса была создана основопо-

ложниками марксизма-ленинизма. В. И. Ленин писал: «История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собст­венными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философ­ских, исторических, экономических теорий, которые разрабатыва­лись образованными представителями имущих классов, интелли­генцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному поло­жению, к буржуазной интеллигенции»1.

Главная задача марксистско-ленинской партии состоит в том, чтобы вносить научную идеологию в рабочее движение. «Сила Коммунистической партии в том,— указывается в постановлении ЦК КПСС «О 80-летии Второго съезда РСДРП»,— что она све­ряет всю свою деятельность, каждый свой шаг с бессмертным учением Маркса, Энгельса, Ленина, которое дает единственно правильные ответы на сложнейшие вопросы общественного раз­вития, служит действенным методом познания и преобразования действительности. Осмысление социального опыта и возникающих проблем, творческое развитие марксизма-ленинизма при непре­менном условии верности его основополагающим принципам пар­тия рассматривает как важную и постоянно актуальную задачу»2.

Социалистическая идеологияэто система идей, взглядов, моральных норм, принципов поведения и целей, дающая научное обоснование исторической миссии рабочего класса. Она последо­вательно материалистична, так как учитывает материальные осно­вы общества, а не исходит из иллюзий или желаемого. Она последовательно диалектична, поскольку рассматривает общество в его развитии и вскрывает объективные законы исторического процесса. Она последовательно партийна и глубоко научна, ибо выражает интересы рабочего класса и его союзников, отражает реальные законы функционирования и развития общества. Она интернационалистична, так как считает выполнение рабочим клас­сом своей исторической миссии интернациональной задачей и дает отпор национализму. Буржуазная и социалистическая идео­логии непримиримо противостоят друг другу.

В настоящее время борьба в идеологической области обостри­лась. Апологеты современного империализма в своих нападках на социализм особенно активно используют антикоммунизм и ан-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 30—31.

2 О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС 31 марта
1983 года. М., 1983, с. 10-11.

тисоветизм. В этом проявляется классовая ненависть буржуазии к социализму, теории и практике международного коммунисти­ческого и рабочего движения. Эта ненависть усиливается по мере успешного развития социалистических стран, роста их авторите­та и влияния на мировой арене. Активный отпор антикоммунизму и антисоветизму — важная функция социалистической идеоло­гии, всей идеологической деятельности партии.

Глава XIX


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: