Историческая справка. «кубанское казачье войско»

«Кубанское Казачье Войско»

История Кубанского казачества всесторонне отражена в трудах таких замечательных исследователей − выходцев из его среды, своими трудами приумножавшими его славу, как Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, И.Д. Попко, И.И Кияшко, П.П. Короленко, А.М. Туренко и др. Первые страницы созданной ими летописи смыкаются с историей Запорожских казаков, последующие − повествуют о заселении Прикубанской долины, основании станиц, хуторов, аулов, формирования в них казачьего и других сословий, образовании Кубанского казачьего войска. Социально-экономические преобразования той поры показаны во взаимосвязи с войнами − с Османской Портой (Турцией), Кавказской (1817−1864), Отечественной (1812), Крымской (1853−1856), Русско-Японской (1904−1905) и назревавшими в стране революционными преобразованиями.

Первая мировая война (сначала её называли Второй Отечественной), начавшись в августе 1914 г., породила в России две революции и большевистский переворот 1917 г., переросший в Гражданскую войну (1917−1922), смену общественно-политического строя в стране. Затем последовали ещё более грандиозные, невиданные по масштабам события, радикально изменившие и страну, и кубанские станицы. Такими событиями стал массовые политические репрессии, тотальная национализация частной собственности, насильственная коллективизация сельского хозяйства, голодомор, гонения на духовенство, разрушение храмов... А после них − Великая Отечественная война 1941−1945 гг., фашистская оккупация…

В годы советской власти эти события и подлинная история Кубани, как и всей страны, преднамеренно замалчивались, целенаправленно вытеснялись из памяти народной − вместе с царями, генерал-губернаторами, видными государственными деятелями, казачеством. Вместо этого − всепоглощающая идеологическая пропаганда, изучение на всех уровнях народного образования истории правящей партии, где не было места ни религии, ни казачеству, ни малой родине.

Настало время нашим современникам, следуя примеру дореволюционных историков, создать не менее скрупулёзное описание указанных событий. Политика, проводимая сегодня губернатором Краснодарского края А.Н. Ткачёвым, служит восстановлению исторической справедливости в отношении Кубанского казачества. Активными участниками её реализации стали генеральный директор – художественный руководитель Кубанского казачьего хора, профессор В.Г. Захарченко; широко известный своими произведениями о Кубанском казачестве писатель В.И. Лихоносов; первый атаман возрождённого Кубанского казачьего войска В.П. Громов, историки В.В. Бондарь, В.Н. Ратушняк, В.В.Соловьёв, Б.А. Трёхбратов, С.Н. Якаев и др. Скульптор А.А. Аполлонов создал в 2004 г. бронзовый монумент казакам-первопроходцам, а в 2006-м воссоздал памятник Екатерине Великой. Этот величественный монумент скульптора Михаила Микешина планировали установить в Екатеринодаре к 100-летию прибытия казаков на Кубань, но открыли лишь в 1907 г. В 1920 г. его уничтожили большевики. Восстановлен и Войсковой казачий собор Святого князя Александра Невского в Краснодаре. На очереди – возвращение городу, станицам и хуторам, улицам и площадям их исторических названий. Такие действия необходимы – они должны служить уроком всем посягателям на чужие имена и постаменты.

Нынешнее возрождение казачества сопровождается активным поиском ранее неизвестных или забытых страниц его истории. Нередко при этом допускаются погрешности в описании событий, составляющих основы самой истории казачества. Особенно это касается дореволюционной истории Кубанского казачества. В этой связи предлагаем вниманию читателя сокращённый вариант истории Кубанскго казачества в свете её современных научных представлений, отражающий как процессы зарождения казачества, так и его трансформацию в Запорожское − Черноморское − Кубанское.

Истоки

Понятие «казак» впервые появилось в начале новой эры у греков: касакос – смелый, отважный воин, способный выживать в любых условиях. Группу казаков возглавлял атаман − отец мужей-воинов. Их боевой порядок – курень имел форму кольца с атаманом в центре. В последующие века казачья терминология почти без изменений перешла к скифам (кассах – белый олень), монголам (хурээн − малая боевая единица), славянам. У славян казак (козак) − вольный человек; легковооружённый конный воин; член свободной самоуправляемой общины во главе с выборным атаманом. Курень – боевое содружество односельчан, имевших общее жилище, тоже называемое куренём.

На Руси казаки появились в X веке и назывались касаги, касоги, казяги. Свойственные им традиции братства и взаимовыручки находили отклик в христианской вере, и казаки-славяне приняли православие − вероятно, задолго до официального крещения Руси.

Селились казаки на степных окраинах государства, строили свои казармы-курени, дома, селения, станицы. Станицами сначала называли казачьи отряды, высылаемые для ведения разведывательной и сторожевой службы. Позже так называли казачьи депутации в Москву, а затем − крупные казачьи поселения.

Дальнейшее распространение казачества во многом обусловлено монголо-татарским нашествием в XIII−XV вв. В те времена казаки-христиане сохраняли свою независимость, но кроме них появились казаки-магометане − в составе Орды. В их куренях − отчаянные, смелые наездники, которые, как правило, опережали продвижение своего агрессивного войска, первыми нападали, грабили, вели бесшабашную, вольную жизнь.

Русские князья нанимали казаков для охраны поместий, создавали казачьи отряды из своих смелых и отважных людей. Позже такие люди самовольно уходили на приграничные территории, создавали свои ватаги, избирали атаманов и казаковали, т. е. ловили и били агрессоров, нападали на их кочевья, устраивали засады на путях движения караванов.

Заметных успехов на этом поприще добились казаки в низовьях Дона, Волги, Яика (Урала). В 1380 г. отряды православных казаков сражались на Куликовом поле в составе войска Дмитрия Донского. В 1582 г атаман Ермак со своими казаками начал покорение Сибири. В 1667−1671 гг. донские казаки во главе с атаманом Степаном Разиным полностью контролировали низовья Волги.

Смелые люди из украинских и польских земель казаковали в Причерноморских степях между Бугом, Днестром, Днепром... В Киеве в середине XVI в. создавались казачьи отряды специально для борьбы с татарами. Позже такие отряды включили в реестры, объединили в полки, а полки – в Украинское казачье войско (УКВ). Оно стало не только военной силой, но и объектом политики – ни один гетман не мог удержаться у власти, не заручившись его поддержкой.

Запорожская Сечь

В тот же исторический период возникли запорожские (низовые) казаки. То были беглые и прочие смелые люди, которые самовольно и стихийно казаковали в низовьях Днепра, за его порогами – отсюда название. Запорожское казачье войско вошло в историю как организация вольных православных казаков, игравшая существенную роль в борьбе за независимость Украины в XVI – XVIII вв.

Первыми запорожцами стали около 300 казаков, которых в 1553 г. собрал под своё начало волынский князь Дмитрий Вишневецкий. Они построили укрепления на острове Хортица и успешно противостояли войску Крымского хана. В 1558 г. князя взяли в плен и казнили турки. На своей родине он воспет под именем казака-героя Байды.

Созданные Вишневецким укрепления положили начало Запорожской Сечи – цитадели казаков-запорожцев. В разное время её главные укрепления находились на днепровских островах Хортица, Монастырский, Токмаковка, а позже − в долинах рек Чертомлык, Базавлук, Подпильной.
Верховным органом управления у запорожцев была Рада. Её избирали «всем миром», а она избирала кошевого атамана и войсковых старшин. Власть атамана была неограниченной, но с ежегодными отчётами перед Радой. Вместе они решали вопросы войны и мира, внутреннего самоуправления.
В войсковом отношении Сечь делилась на 38 боевых единиц – куреней, которые образовались вследствие разделения разросшегося во второй половине XVI века монолитного войска. У каждого куреня появились своё название, выборный атаман, отдельная казарма, которую тоже называли куренём, и от двух до четырёх сотен строевых казаков. Все курени-казармы располагались внутри общего укрепления – Сечи, обнесённого земляным валом со сторожевыми вышками и средствами обороны.
Историки утверждают, что свои названия запорожские курени получили либо от названий тех мест, где проживали казаки до вступления в Запорожское войско, либо от фамилии первого куренного атамана. Немало и таких куреней, происхождение названий которых не установлено, а достоверные источники, хранящие эту тайну, считаются утраченными. До наших дней сохранились исторические названия всех 38 запорожских куреней. Ныне все они – одноименные кубанские станицы.
Запорожцы не получали жалованье из казны, а всё необходимое для жизни производили сами. Их земли располагались за пределами основного укрепления, делились на 5−8 паланок (районов) с густой сетью населённых пунктов. В них проживали семьи казаков, занимаясь хлебопашеством, ловлей рыбы, охотой, различными ремёслами.

Другая статья дохода − военная добыча. Её приносили победные сражения с «басурманами», лихие набеги, «поиски» в прибрежных водах. Подобные действия позволяли запорожцам успешно противостоять Крымскому ханству и Османской Порте − далеко не мирным соседям.
Царившие в Запорожском войске нравы и обычаи можно ощутить, прочитав «Тараса Бульбу». В этом произведении Н.В. Гоголь описывает события первой половины ХVII века, когда Украина входила в состав Речи Посполитой (Польши). На это указывает столкновения Тараса Бульбы – литературного героя с исторической личностью – гетманом Николаем Потоцким. Гетманом его назначил польский король в 1646 г., а в 1648-м он оказался в плену у запорожцев. Кошевым атаманом у них в то время был Богдан Хмельницкий – будущий гетман, инициатор объединения Украины с Россией на Переяславской Раде 8 января 1654 г. С тех пор запорожцы присягали российским царям.

Наибольшего могущества Сечь достигала, когда её кошевыми атаманами были князь Богдан Ружинский (1575-1576), Григорий Лобода (1595-1596), Пётр Сагайдачный (1600-1621), Богдан Хмельницкий (1648-1649), Иван Сирко (1660-1679).

В бытность кошевого атамана Ивана Дмитриевича Сирко. запорожцы писали знаменитое письмо турецкому султану – вспомним полотно Ильи Репина!

У Петра Великого отношения с запорожцами не сложились − из-за перехода части из них на сторону изменившего царю гетмана Мазепы. После победы в битве под Полтавой в 1709 г. Сечь была разрушена. Многие казаки погибли, других сослали в Сибирь, третьи с согласия татарского хана поселились на территории Крымского ханства: одни в низовьях Днепра (Алёшкинская Сечь), другие - в низовьях Кубани, примкнув к казакам-некрасовцам.

Новый период в жизни запорожцев берёт начало в 1734 г., когда Запорожское войско было возрождено. Его цитадель вошла в историю под названием Новой Сечи; она располагалась в урочище Красный Кут, что в излучине реки Подпильной – правого притока Днепра. Ныне эти места − окрестности города Никополя Днепропетровской области – частично поглощены Каховским водохранилищем.
Первый, дошедший до нас список запорожских казаков, был составлен в 1756 г. Тогда, с целью обоснования потребностей в земле, был составлен реестр Запорожского войска. Всего в нём числилось 13 тысяч строевых казаков всех 38-ми куреней да ещё около 15 тысяч членов их семей – они проживали на 5-и паланках «войсковых вольностей», вели хозяйство.

Екатерина Великая считала ненормальным существование в своей единой Империи своеобразной «казачьей республики» − с её бесшабашной вольницей, постоянными неурядицами с соседями. Особое недовольство вызвала поддержка запорожцами восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Поэтому царица приняла решение упразднить Запороское войско, поручив его исполнение новороссийскому генерал-губернатору Григорию Потёмкину. Приказ по ликвидации Сечи исполнил генерал-поручик П.А. Текели. Вверенный ему корпус регулярной армии окружил запорожцев в ночь на 5 (17) июня 1775 г., принудив их к капитуляции. Два месяца спустя фактическая ликвидация Сечи была узаконена царским манифестом, который был обнародован 4 (16) августа 1775 г. и содержал анализ причин, побудивших власть к такому шагу.

После этих событий Запорожское войско и все его курени прекратили своё существование. Большинство запорожцев разбрелось по домам. Около 5 тысяч казаков, обидевшись, ушли за кордон и с согласия султана поселились за Дунаем, стали турецкими подданными. Их стали называть неверными казаками.

Черноморские казаки

В 1787 г. началась война с Турцией, и снова потребовалось казачье войско. Екатерина II согласилась с доводами Потёмкина о необходимости его восстановления и 22 января 1788 г. подписала соответствующий указ. Новое войско стали формировать из верных, не покинувших страну казаков, и новых добровольцев. Пешие отряды собирал Сидор Белый, а конные − Захарий Чепега. Кошевым атаманом избрали Белого, но он вскоре погиб в бою, и атаманом стал Чепега.
Вновь созданное войско назвали Черноморским войском верных казаков, а его казаков − черноморцами. Как и Запорожское, оно возглавлялось кошевым атаманом, в нём было 38 куреней, в которые вошли как уцелевшие запорожцы, так и примкнувшие к ним вольные люди. Курени получили свои прежние названия и возглавлялись выборными куренными атаманами. Для поселения войску отвели Очаковские степи – между северным побережьем Чёрного моря, Южным Бугом и Днестром – современные Одесская и Николаевская области Украины.

В течение двух лет на новом месте собралось более 2000 казачьих семей, общим числом до 10 тысяч человек. Черноморские казаки – активные участники боевых действий на турецком фронте, которым командовал А.В. Суворов. Они отличились в сражениях за Днестровский остров Березань (в древности – остров Буян), при штурме крепостей Бендеры, Очаков, Измаил.
Победное окончание войны с Турцией в 1791 г. отодвинуло границы России на юго-запад. Однако черноморским казакам земель в Приднестровье не хватало. Князь Потёмкин к тому времени умер, а его прошение об отводе земель казакам не было утверждено царицей. Она же планировала переселить их на Керченский полуостров. Но казаки сомневались, что и там для них земли будет достаточно. Поэтому и направили в столицу депутацию во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым: просили отвести им для поселения Прикубанскую долину.

Миссия оказалась успешной, и 30 июня 1792 г. царица выдала Высочайшую грамоту на имя Черноморского казачьего войска (ЧКВ) − о дарении ему в вечно-потомственное владение «…Таврический остров Фанагорию со всею землёю, лежащею на правой стороне реки Кубани, от её устья к Усть-Лабинскому редуту».

Черномория – так казаки назвали подаренные царицей земли. История этих земель, начиная с древнейших времён, хорошо изучена, что нашло отражение в научных трудах и учебниках.
Известно, что с VI века до н.э. и до IV века н.э. эти земли были в составе основанного греками Боспорского царства. Его столицей был город Пантикапей − нынешняя Керчь. Почти вся Прикубанская долина была частью этого царства с центром в городе Фанагория, который находился вблизи современной станицы Сенной. Там же в Таманский залив в те времена впадала река Кубань; её греки называли Гипанис. Потом эти земли перешли во владение Римской империи, а позже – Византии.
В 986 г. русичи присоединили эти места к своим землям и там, где находилась старинная колония Таматарх (Тамань), основали свою колонию – Тмутаракань. Первым её князем был Мстислав – сын Владимира Мономаха (Святого). В конце XI в. эти земли вновь отошли Византии, а в XIII−XVIII вв. ими владела Османская Порта (Турция).

В 1552 г. черкесский князь Темрюк выдал свою дочь замуж за русского
царя Ивана Грозного. После этого Адыгея добровольно вошла в состав России, а на месте крепости Тумнев, известной с 1420 г., появился город Темрюк. Вскоре его заняли турки, превратили в крепость Адис.

Первые казаки в Прикубанской долине появились в самом начале XVIII в. В 1703 г. южнее устья Лабы поселились прикумские − Аграханские казаки. За ними впервые в истории этих земель закрепилось название Кубанских казаков. В конце 1708 г. после разгрома Булавинского бунта на Кубань прибыли до 4000 казаков Войска Донского во главе с атаманом Игнатом Некрасовым. Они поселись между Таманью и Копылом − нынешним г. Славянском и вошли в историю как казаки-некрасовцы. После разрушения Запорожской Сечи в 1709 г. к ним присоединились до 1500 казаков-запорожцев. Вслед за ними сюда прибыли остатки Волжского казачьего войска, тоже разгромленного Петром I. Все эти казачьи группировки, объединившись, составили Великое Войско Кубанское (ВВК). Весной 1783 г. положение этого войска настолько усложнилось, что уже 18 сентября оно, сосредоточившись в районе Анапы, морем отправилось к берегам Малой Азии, где просуществовало до 1814 г.

Весной 1783 г. при посредничестве А.В. Суворова кочевые племена Приазовья и Прикубанья вошли в состав России. После этих событий город Темрюк вновь стал российским, а русско-турецкой границей стала река Кубань – почти от устья до её левого притока Лабы. Под руководством А.В. Суворова по её правому берегу была обустроена кордонная линия. Редуты и сторожевые укрепления строили русские солдаты, они же охраняли границу до прибытия сюда черноморских казаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: