Тема 1. Предмет и место истории политических и правовых учений как науки. Политико-правовая мысль Древнего Востока

История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет истории политичес­ких и правовых учений, изменение их объема и содержания в историческом времени. Методологический и дидактичес­кий статус, логические и содержательные взаимосвязи в системе других социально-гуманитарных и юридических наук.

Понятие политико-правового учения. Социальная и гносеологическая природа политико-правового учения как формы общественного сознания. Структура политико-пра­вового учения, ее теоретического отражения, политико-правовой аксиологии и идеологии. Социально-групповое и общечеловеческое, локально-цивилизационное в поли­тико-правовых доктринах. Идейно-теоретическая борьба в области политической и правовой мысли. Проблема оценки политико-правовых доктрин.

Методология изучения истории политических и право­вых учений, ее парадигмальный характер. Периодизация истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного под­ходов.

Методы и методики изучения истории политических и правовых учений, их систематизация. Источниковедчес­кая база предмета, ее характерные черты.

Функции «Истории политических и правовых учений» как науки и учебной дисциплины. Логика развертывания содержания, структура и задачи курса «История полити­ческих правовых учений» в системе высшего юридическо­го образования.

Возникновение и становление политико-правовых идей как специфической формы общественного сознания. При­чины появления и особенности политической мысли на Древнем Востоке. Общая направленность политических советов в основных формах выражения политической мыс­ли Древнего Египта. Содержание главных политико-пра­вовых тем во Введении (преамбуле) к законам Хаммурапи.

Политическая и правовая мысль Древней Индии. Со­держание и особенности политико-правовых идей брах­манизма, раннего буддизма и индуизма. Политический трактат Артхашастра.

Основные течения политико-правовой мысли в Древ­нем Китае и их борьба. Эгалитаристская социально-поли­тическая утопия Лао-цзы и Мо-цзы. Патерналистско-патриархальная концепция государства и права Конфуция. Значение морали в искусстве политики. Советы по управ­лению государством.

Основные положения учения Шан-яна и других легистов о государстве, его целях, характере и роли законов. Формы контроля за деятельностью населения, соотноше­ние наказаний и вознаграждений. Критика конфуциан­ства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: