В конце XVIII — начале XIX в. Германия была политически раздробленной и экономически отсталой страной. Однако именно на это время в Германии приходится расцвет поэзии и философии.
Наивысшее развитие и завершение рационалистический подход к праву нашел в трудах классиков немецкой философии Канта и Гегеля.
Основная цель государства — обеспечение правопорядка. Кант как представитель немецкого Просвещения развивал теорию раннего либерализма. Целью правового государства должно стать не достижение всеобщего счастья, которое каждый гражданин понимает по-своему, а создание такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы индивида со свободой всех остальных.
Идеальной формой правления для Канта была республика, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей. Ничего похожего в современной Канту Германии не было.
Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Содержание политико-правового учения (по работе «Философия права»).
|
|
Право проходит в своем развитии три стадии:
1) абстрактное право;
2) мораль;
3) нравственность.
Гегель был сторонником сословно-профессионального представительства в государстве, доказал разумность частной собственности и свободы договоров, обосновав тем самым важнейшие институты частного права: право собственности, договорное право и др.
Для совершенствования законодательства Остин предлагал провести кодификацию права. Джон Остин признан классическим представителем школы юридического позитивизма. Он оказал большое влияние на английскую и мировую юриспруденцию.
Свобода индивида и государство, Бентам — представитель доктрины либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспечения свободы индивидов от какого-либо произвола со стороны государства. Однако свободу индивидов Бентам обосновывает, обращаясь не к положениям школы естественного права, а к разработанной им самим доктрине утилитаризма.
Лассаль считал государство воплощением общественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол: «Государство — это учреждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, цель, государства — дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека — добиться насаждения культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества благодаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство».