Искусство романского периода

Периодизация 11-12 вв.

- Из-за эпидемий, внутренних раздоров и набегов норманов происходит упадок художественного уровня. В начале 11 века наступает подъем.

Для этого периода характерно:

- образование первых государств

- возникновение больших храмов на путях паломничества.

Родина форм - Франция. В этих храмах появляется монументальная живопись в технике росписи.

Скульптура:

- на наружный фасадах

- капителях колонн

- в интерьере в виде рельефов

- на кафедрах на церковной утвари

Материал: Италия - мрамор, Европа - песчаник. Иногда дерево, металл. Вся скульптура раскрашивалась.

Новшества:

1. изменяется капитель превращается в сцену с несколькими фигурами, часто изображаются деформированные фигурки людей

2. появляются плоскостные рельефы с резьбой по камню (даже выпуклые формы)

3. апокалипсис, страшный суд, позже: изображение дьявола в самых нелепых образах

Например: церковь Сен-Мадлен в Везле

Тимпан - фрагмент стены над главным северным входом в храм. На западной стене - сцена апокалипсиса, предостережения.

Соборный комплекс в Пизе, начало стр. 1023г

- орнамент сухой жесткий контур

- постановка фигуры симметрична

- строго закрепленное иерархией месторасположение фигур

- индивидуализация образов

В 12 в аббатстве Клюни были сосредоточены все мастера. Возникает техническое новшество - стрельчатая арка, дополнительная поддержка стены (контрфорс) - свидетельство технической революции в стране. Результат - возникновение нового стиля - готика.

Сохраняется книжная графика, становится разнообразнее, сохраняется художественное ремесло.

Живопись:

- на терр. Франции сохранилось немного памятников.

Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп. На стенах сцены из апокалипсиса, самой важной темы для романского периода. Проиллюстрирована 1 книга Ветхого Завета, эти фрески названы Сикстинской капеллой Средневековья. Без пауз, светлый фон, широкие мазки, без нюансов. Формы грубые, очерченные нежирной линией коричневого цвета. Краски землистые (охра, зеленый, белый, черный, голубой). Композиция: много движения, экспрессия, условность, нарушение пропорций, ритма. Совокупность памятников такого типа назвали белофонными фресками.

Фрески другого типа встречаются в храмах в центральной Франции (вдоль реки Луары), в храмах аббатства Клюни. В этих церквах создавались фрески на синих фонах, поэтому их назовут синефонные фрески:

- более качественные яркие краски

- более правильный рисунок

- контрасты

- фигуры изображены строго, менее подвижно, манерно

Используются традиции Византийского искусства, поверхность закрепляется слоем, придававшем блеск.

Например: "Христос с апостолами"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: