Средневековое искусство Западной Европы. Периодизация. Общая характеристика периодов

1й период Дороманский (5-10 вв):

Дороманский период называется так, потому что в нем встречается римская архитектура (римлянами называли «ромен»). В конце 5 и 8 вв. в искусстве преобладали традиции варваров:

1.декоративное начало преобладает над изображением;

2.динамичность форм;

3.экспрессия.

В художественном ремесле встречались изделия из металла, меди, олова, редко из золота, позже из серебра. Фибулы, пряжки, оружие представления культа. Все они выполнены в полихромном стиле. Орнамент- абстрактный, символичный. Зверины стиль. В эпоху франкской династии Меровингов (486—751) на территории Галлии возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого являлись простота, мощь и сила. Этот период —царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь —украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц. расцвет орнамента достиг в рукописных книгах, где сами буквы походили на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру..).(Евангелия карла лысого, Евангелия Эбона).

Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.) —. произведения искусства, подражали античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг.) —по примеру церкви св. Виталия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха.

Специфические черты оттоновской культуры (950-1050). Две тенденции в оттоновской архитектуре: дальнейшее развитие идей каролингского зодчества и формулировка новых решений, предвосхищающих романскую архитектуру. Санкт Кириак в Гернроде (961). Сочетание характерных и нетипических черт в плане: смещенная аксиальная ориентация, крипта, трехчастное деление стены центрального нефа, галереи, чередование опор по типу ABAB. Контрапсида XII века. Монументальная живопись Оттонов. Фрески Райхенау, Оберцелле, храм св. Георгия – лучшие в монументальной живописи эпохи. Сходство между монументальной и миниатюрной живописью: в интересе к монументальным многофигурным композициям, в интересе к сценам с чудесами Христа..

2й период Романский 11-12вв:

XI—XIII века—время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей..Сюжеты: обязательный «Страшный суд», апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа («Страсти Христовы»), жития святых — мучеников за веру.. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла — аспиды и василиски, например). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн. Обилие наружного декора смягчает общий суровый облик. Так, западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье весь — от портала до верха —покрыт скульптурной резьбой. Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра..(фрески монастырской церкви Сен СавенсюрГартан). По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г. Лимож).

3й период Готический 12-14вв:

Главной духовной силой остается церковь. Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Стены менее массивны,окна большого размера, витражи в окнах - яркие особенности готического храма.(Собор Сан-Шапель). Скульптурный декор заполняет теперь весь экстерьер, являя собой род проповеди: это сцены из Священного Писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни, иногда полные юмора. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие), индивидуализация лиц — свидетельство приближения к культуре Возрождения.. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке. Готический храм — создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером. наступает расцвет книги, книжного искусства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: