Тригер Р. Д.
С79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192С: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
ISBN 978-5-91180-957-7
В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации детей с задержкой психического развития. В ней впервые обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения детей с задержкой психического развития. Анализ экспериментальных данных позволил показать, что причиной существенных трудностей социализации и формирования личности этих дошкольников и младших школьников являются нарушения внутрисемейных отношений, прежде всего отношений в системе «мать-ребенок». В издании рассматриваются условия, которые как благоприятствуют социализации детей с задержкой психического развития, так и, наоборот, ведут к школьной дезадаптации, сочетающейся с эмоциональными расстройствами.
Адресовано практическим психологам, учителям, педагогам-дефектологам, руководителям образовательных учреждений, преподавателям педагогических, психологических, дефектологических факультетов университетов и педагогических колледжей.
|
|
ББК88.8 УДК 159.922.7
Оглавление
От автора.......................................................................................................5
Глава 1. Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития..........................7
Общение детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.............11
Специфика общения младших школьников с задержкой психического развития...........................................26
Представления о межличностных отношениях у детей с задержкой психического развития из полных и неполных семей.........................................................35
Особенности межличностного общения школьников, воспитывающихся в семье и в школе-интернате...................41
Общение со сверстниками..............................................................44
Отношение к учителю......................................................................49
Глава 2. Представления детей с задержкой
психического развития о внутрисемейных отношениях........................................................................54
Отражение дошкольниками своего восприятия
семейных отношений в «Рисунке семьи».................................57
Особенности проявления эмоций и чувств
у детей старшего дошкольного возраста...................................71
Представления младших школьников
о внутрисемейных отношениях....................................................84
Оценка младшими школьниками
эмоционального статуса членов семьи.......................................102
Глава 3. Роль взрослых в социализации детей
с задержкой психического развития.....................113
Общие закономерности социализации нормативно развивающихся дошкольников........................115
|
|
Причины вторичных отклонений у детей
с задержкой психического развития.........................................123
Условия, благоприятствующие социализации
детей с задержкой психического развития.............................131
Проблемы адаптации ребенка с задержкой
психического развития в интегрированном классе............136
Социализация ребенка с задержкой психического развития в специальном образовательном учреждении... 140
Помощь родителей, учителя, воспитателя
в социализации ребенка..................................................................152
Литература.............................................................................................. 161
Приложение. Коррекция эмоциональной депривации младших школьников с задержкой психического развития..........................................174