Изучение возрастной динамики явления

Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело и теоретическое, и практическое значения. В то же время оно было и остается довольно сложным видом исследования. Психолог сталкивается здесь с множеством плоскостей, аспектов рассмотрения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. С каждым годом жизни на развитие все более сильно влияют жизненный опыт, формирующаяся индивидуальность, окружение, обучение, виды деятельности и т.д. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных "поперечных" срезов или "продольных" срезов (лонгитюда). Эти методы описаны в литературе (см. Ананьев, 1968, Рыбалко, 1990).

Описание нового феномена, эффекта

Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожидаем, а может быть замечен внимательным, наблюдательным исследователем при решении иных задач. Примером исследования, в котором предполагалось обнаружить эффект, является выявление "эффекта незавершенного действия" — большей прочности запоминания прерванных задач в сравнении с завершенными. Он был выявлен Б.Ф.Зейгарник, проверявшей гипотезу К.Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.

Задачами исследования с целью описать новый феномен могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: