double arrow

Оператор условия ( if)

Форма записи:

if (выражение) Оператор-1; [else Оператор-2;]

Выполнение оператора if начинается с вычисления выражения.

Далее выполнение осуществляется по следующей схеме:

- если выражение истинно (т.е. отлично от 0), то выполняется оператор-1.

- если выражение ложно (т.е. равно 0),то выполняется оператор-2.

- если выражение ложно и отсутствует оператор-2 (в квадратные скобки заключена необязательная конструкция), то выполняется следующий за if оператор.

После выполнения оператора if значение передается на следующий оператор программы, если последовательность выполнения операторов программы не будет принудительно нарушена использованием операторов перехода.

Пример: Найти наибольшее из трех чисел X, Y, Z.

#include <stdio.h>
void main() /* главная функция*/
{
int x, y, z, max; /* описание переменных*/
printf(" Введите три числа:\n ");
scanf(" %d %d %d ", &x, &y, &z); /*ввод трех чисел*/
if(x > y) /*операции сравнивания*/

max=x;
else max=y;
if (z>max) max=z;
printf(" Максимальное из (%d, %d, %d)= %d \n",x, y, z, max);

}

На месте оператор-1, так же как и на месте оператор-2 могут находиться сложные конструкции.

Допускается использование вложенных операторов if. Оператор if может быть включен в конструкцию if или в конструкцию else другого оператора if.

Пример: Решить уравнение вида AX=B.


#include <stdio.h>
void main()
{

float A,B,X;
printf("ВВЕДИ А, В\n");
scanf("%f %f",&A, &B);
if(A!=0)
printf("РЕШЕНИЕ:%f\n", B/A);
else
if(B==0)
printf("X-ЛЮБОЕ ЧИСЛО\n");
else
printf("РЕШЕНИЙ НЕТ\n");
}

Пример: Упорядочить числа А,В,С по возрастанию таким образом, чтобы переменной А соответствовало самое маленькое число, В - среднее, С - наибольшее.

#include <stdio.h>

void main()

{

float a,b,c,h;

printf("Введите a,b,c:\n");

scanf("%f %f %f",&a,&b,&c);

if (a>b) { h=a;

a=b;

b=h;

}

if (a>c) { h=a;

a=c;

c=h;

}

if (b>c) { h=b;

b=c;

c=h;

}

printf("a= %.3f b= %.3f c= %.3f\n",a,b,c);

}

Чтобы сделать программу более читабельной, рекомендуется группировать операторы и конструкции во вложенных операторах if, используя фигурные скобки. Если же фигурные скобки опущены, то компилятор связывает каждое ключевое слово else с наиболее близким if, для которого нет else.

Пример:

int main () { int t=2, b=7, r=3; if (t>b) { if (b < r) r=b; } else r=t; return (0); }

В результате выполнения этой программы r станет равным 2.

Если же в программе опустить фигурные скобки, стоящие после оператора if, то программа будет иметь следующий вид:

int main () { int t=2,b=7,r=3; if (a>b) if (b < c) t=b; else r=t; return (0); }

В этом случае r получит значение равное 3, так как ключевое слово else относится ко второму оператору if, который не выполняется, поскольку не выполняется условие, проверяемое в первом операторе if.

Следующая программа иллюстрирует вложенные операторы if:

#include <stdio.h>void main(){ char ZNAC; float x,y,z; printf("Введите знак операции(+ - * /)\n"); scanf("%c",&ZNAC); printf("Введите y,z\n"); scanf("%f %f",&y,&z); if (ZNAC == '-') x = y - z; else if (ZNAC == '+') x = y + z; else if (ZNAC == '*') x = y * z; else if (ZNAC == '/') x = y / z; printf("y%cz=%.3f",ZNAC,x);}

Из рассмотрения этого примера можно сделать вывод, что конструкции, использующие вложенные операторы if, являются довольно громоздкими и не всегда достаточно надежными. Другим способом организации выбора из множества различных вариантов является использование специального оператора выбора switch.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: