Законодательно-правовые акты, регулирующие вопросы организации труда и оформления трудовых отношений

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

Работнику службы кадров в первую очередь необходимо знать законодательно-правовые акты, регулирующие вопросы организации труда и оформления трудовых отношений работодателя и работника.

Первый из них – Конституция РФ, ст. 37 которой посвящена праву гражданина на труд и отдых; в этой же статье запрещен принудительный труд, провозглашаются права:

· на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

· на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

· на защиту от безработицы; каждому работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Безусловно, основной законодательный акт, которым постоянно руководствуется в своей работе кадровая служба, – это Трудовой кодекс РФ (подробнее о его нормах расскажем в следующем номере).

Однако в соответствии с ТК РФ организация при установлении трудовых правоотношений опирается не только на статьи самого Трудового кодекса, но и на иные федеральные законы, в которых затронуты вопросы труда, указы Президента, постановления Правительства РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации, на территории которого находится организация, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права.

Так, Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне» определяет состав информации, относящейся к государственной тайне (ст. 5 содержит сведения, которые могут ее представлять); Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвердил Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (последняя редакция от 26.09.2013).

Указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г. утвержден Перечень сведений конфиденциального характера (последняя редакция от 23.09.2005), к числу которых относятся «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные) за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях» (п. 1).

Вопросам защиты персональных данных посвящена специальная глава Трудового кодекса РФ (глава 14 – «Защита персональных данных работника»), а также Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (последняя редакция от 23.07.2013).

В ст. 11 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в редакции от 11.07.2011) урегулирован вопрос конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений; его положения обязательно учитываются при оформлении на должность, предполагающую работу с конфиденциальной информацией, в том числе с персональными данными.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 (последняя редакция от 29.12.2013) определяет важные для любого кадровика, использующего информационные технологии в работе с кадровыми документами, понятия:

· информация;

· информационные технологии;

· информационная система;

· информационно-телекоммуникационная сеть;

· обладатель информации;,/

· доступ к информации;

· конфиденциальность информации;

· предоставление информации;

· распространение информации;

· электронное сообщение;

· документированная информация;

· оператор информационной системы.

Для организаций, имеющих право помещать изображение герба на бланках и печатях, важен Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», а также Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» (редакция от 14.12.2006).

К важнейшим законодательным актам, затрагивающим процесс документирования, следует отнести Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807–1 «О языках народов Российской Федерации» (последняя редакция от 02.07.2013) и Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (последняя редакция от 02.07.2013), которые регулируют использование государственного языка при составлении и оформлении служебных документов. Напомним, что ст. 68 Конституции РФ устанавливает: «государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».

Учитывая, что службе кадров приходится иметь дело с обращениями граждан, надо руководствоваться Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (последняя редакция от 02.07.2013), в котором определяется, что следует понимать под обращением, предложением, заявлением, жалобой; излагаются требования к содержанию письменного обращения: наименование адресата (государственного органа или органа местного самоуправления) либо должность или должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, почтовый адрес, по которому может быть дан ответ, суть обращения (заявления), личная подпись и дата.

В зависимости от организационно-правовой формы предприятия, ведомственной принадлежности, местонахождения при оформлении кадровых документов учитываются особые условия, установленные в соответствующих законодательно-правовых актах, которые обязательно должны быть у работника, ведущего кадровое делопроизводство.

Свои особенности имеет организация труда работников транспорта, сезонных рабочих, сотрудников, работающих вахтовым методом, и т.д.

Для кадровых служб, обслуживающих государственных и муниципальных служащих, состав необходимых для работы законодательных правовых актов еще шире.

Любой работник, оформляющий трудовые правоотношения, должен иметь возможность ознакомиться с упомянутыми выше нормативно-правовыми актами, а также с законодательством о социальном страховании, пенсионным законодательством и т.п. Поэтому пакет из них (в бумажной либо электронной форме) должен быть в каждой кадровой службе.

В следующем номере рассмотрим методические нормативные акты, необходимые для работы кадровика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: