double arrow

Энергетическая блокада


После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру – 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).


Сейчас читают про: