Эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей (Кондорсе, Сен-Симон, Спенсер) были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в развитии науки и разума, в улучшении нравов. Другие (Михайловский, Лавров) делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывали его с утверждением идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса (Ницше, Франк). Многие философы связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, с ростом веры в каждом человеке, с гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций истины, добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс понимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то внешней силе.
В древности развитие общества понималось в основном как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим золотым веком. В христианстве впервые появляется представление о финале мировой истории. У Гегеля понятие прогресса обрело форму саморазвития мирового духа. В марксистской концепции общества прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком.
|
|
В к. ХХ в. с возникновением кризиса современной культуры и цивилизации, с появлением глобальных проблем и нарастанием нестабильности мира в целом, критерии общественного прогресса начинают изменяться.
Понятие прогресса общества и истории все более связывают с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Средняя продолжительность жизни, уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворенности жизнью.