double arrow

Сущность общества


Сущность общества

Концепции общества в истории философии.

Объективный и субъективный факторы в развитии общества.

Источники саморазвития общества

Прогресс и регресс в развитии общества

Сущность общества

Центральным понятием социальной философии является общество, В процессе философской рефлексии оно выступает как социальное бытие, а учение о нем – как социальная онтология.

В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности.

В более узком смысле слово общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) и ли отдельное конкретное общество (современное белорусское).

Слово социо (лат.) означает соединять, объединять, совместно трудиться. Первоначально понятие общество и означало общность, союз, сотрудничество. Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности.




В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. Общество – это практическая и духовная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Система (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Представления об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В Х1Х-ХХ вв. проблема системности общества стала предметом социального исследования таких исследователей, как Конт, Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин, Парсонс. В конце 60-х начале 70-х гг. ХХ в. идеи об обществе как едином, целостном организме получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении как синергетика (Хакен, Пригожин).

Синергетика – междисциплинарное направление в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование.



С точки зрения наработанных в современной философии и науке походов, общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Каковы специфические черты общества как сложноорганизованной саморазвивающейся системы?

1. Оно отличается большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем. Роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы. Общество имеет иерархический характер.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам.

3. Самодостаточность –способность общества с помощью активной совместной деятельности людей создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Динамичность, незавершенность и альтернативность развития. В обществе главным действующим лицом выбора альтернатив развития является человек. В природном бытии, в других сферах – естественным образом, без наличия человека.



5. Общество отличается статусом субъектов. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов , целей разных слоев.

6. Непредстказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки различных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако проведение работ в сфере глобального моделирования, построение компьютерных моделей мира, дает возможность обосновать возможные варианты развития социальной системы.

7. При построении различных моделей развития общества, при даже слабом вмешательстве в человека в характер развития социальныхпроцессов, например, возникающих на национальной или религиозной почве, необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства.

8. Необходим анализ возникающих вопросов и возможных ответов. (Что произойдет, если…). Необходимо отказаться от позиции беспрекословной манипуляции и жесткого контроля над социальными системами.







Сейчас читают про: