К.Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объектитвно, т.е. независимо от воли и сознания людей и определяет способ бытия общества. История предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные тенденции, законы, в сочетании с субъективным фактором.
Сильной стороной этой концепции является учение об особой природе социальной материи, о двойственности бытия человека и общества, представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности.
Однако в этой концепции есть ряд положений:
О базисе и надстройке,
о частной собственности,
о примате классового подхода
исторической миссии пролетариата,
о неизбежности мировой революции
которые не получили подтверждения в реальной социально-исторической практике.
В ХХ в. продолжается развитие натуралистических подходов к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются:
|
|
ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев),
особенностями природно-климатической среды (Мечников),
эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология).
Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию. Это ведет к нарастанию угрозы самому существованию человечества и определяет потенциальную возможность перехода в иные «космические» формы бытия (Циолковский).
В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом. В наибольшей степени эта идея высказана в христианстве, где земная жизнь – только предисловие к жизни вечной. В исламском обществе главное – следование шариату, кодексу норм мусульманского права и морали на основе воли Аллаха. В буддийской общине идея сансары (бесконечная цепь перерождений) является основой устройства общества и государства.
С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Гегеля, где Абсолютный дух выражает себя в сознании свободы в человеческой истории.
|
|
Существуют и другие концепции общества в философской мысли Запада в ХХ в. К.Поппер обосновал концепцию открытого общества (плюрализм в экономике, политике, культуре, готовность изменять институты сообразно реальным потребностям людей), ввел понятия социальная технология, социальная инженерия, указал на опасность тоталитаризма.