Изучение общего психологического практикума направлено на формирование основ профессионального опыта студентов-психологов.
Основной целью данного курса являетсяформирование и развитие способности студентов к самостоятельной организации исследовательской и практической профессиональной деятельности, развитие интереса и профессионального мышления, формирование внутренней профессиональной мотивации, действий и операций.
Задачи данного курса раскрываются через систему требований к уровню освоения содержания дисциплины. Исходя из этих требований, студент должен
а) иметь представление:
- о теоретическом и эмпирическом знании в психологии и его особенностях;
- о системе методов в психологии;
- о типах исследования в различных психологических школах;
- о способах психологического воздействия на человека.
б) знать:
- основные понятия и принципы организации психологического исследования;
- классические принципы и методы психологической работы;
-процедуру получения и описания эмпирических данных;
|
|
- способы представления, обработки и анализа данных;
- методы психологических измерений, шкалирование, типы шкал;
- теорию психологического эксперимента, результаты наиболее актуальных психологических исследований;
- основные приемы и принципы установления контакта с клиентом (испытуемым), взаимодействия с различными группами клиентов;
- этические принципы организации и профессиональной психологической деятельности.
в) уметь:
- самостоятельно выделять психологические проблемы и формулировать запрос к средствам исследования;
- применять базовые процедуры получения, обработки и описания эмпирических данных и анализа результатов;
- планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных;
- проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений.
- видеть психологическую реальность и вычленять ее при описании человека;
- проводить психопрофилактическую работу с различными группами клиентов.
г) владеть:
- начальными навыками использования психотехнических приемов в исследовательской и практической работе с людьми;
- навыками ведения стандартизированной (нестандартизированной) беседы;
- алгоритмом анализа и представления результатов психологического исследования;
- конкретными методами, методиками, планированием эксперимента, различными измерительными процедурами;
- навыками считывания психологического состояния клиента по вербальным и невербальным проявлениям;
- навыками создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения.
|
|
- навыками саморегуляции и самоконтроля.
д) стремиться:
- к четкому соблюдению этических принципов в профессиональной деятельности;
- к саморазвитию и самосовершенствованию в личностном и профессиональном плане.
В процессе изучения дисциплины студенты получают знания об основных классических принципах и методах психологической работы, приобретают конкретные умения, навыки и осваивают средства ее организации.
Реализация поставленных задач предполагает учет специальных принципов обучения в процессе освоения курса, а именно:
- проблемность обучения как введение студентов в контекст множественности парадигм и типов исследования, типов знания, возможного диалога и коммуникации между ними;
- широкая ориентировка в проблемной ситуации, означающая переход от жесткого алгоритма понимания и действия к самостоятельной постановке проблем, выбору цели и средств профессиональной деятельности студентами;
- диалог как основное средство формирования профессионального опыта студентов и форма образовательного взаимодействия,
- ценностно-смысловая позиция, профессиональная ответственность психолога.
Реализация этих принципов обучения позволит студентам не просто ознакомиться с классическими методами психологии, но и применить эти методы в своей исследовательской деятельности. Подобная организация взаимодействия в рамках общего психологического практикума способствует возникновение и последовательному формированию познавательной и профессиональной мотивации студентов, их активности и самостоятельности, выработке собственной позиции и, в конечном счете, профессиональному самоопределению.
Реализация изложенных принципов обучения осуществляется в разных формах, предполагает использование групповых, игровых приемов. Одной из научно методических задач общего психологического практикума является разработка новых способов обучения, реализующих вышеуказанные принципы, в том числе и использование компьютерных форм обучения.
Изучение общего психологического практикума позволяет студентам получить универсальный профессиональный опыт, необходимый для дальнейшей специализации. Этим обеспечивается преемственность между общим психологическим практикумом и специализациями. Структура общего психологического практикума и принципы обучения в нем способствуют дальнейшему погружению студентов в профессиональный опыт и овладению современными формами профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность организуется на основе фундаментальных типов исследования в психологии. Тем самым форсируется профессиональная культура и постепенное осознание студентами специфики своей профессиональной деятельности.
Формы проведения занятий: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Общий психологический практикум» включает в себя глубокую проработку основных теоретических разделов курса, формирование на этой основе собственной профессиональной позиции, а также тренировку умений и навыков организации и проведения психологического исследования, обработки и анализа полученных результатов, накопление опыта общения и взаимодействия с потенциальными клиентами, отработка навыков установления контакта при работе с людьми.
Курс «Общий психологический практикум» предполагает различные формы контроля знаний, умений и навыков студентов. Текущий контроль предполагает проведение устных и письменных опросов, выполнение практических заданий, тестирование, проверку домашних заданий. Промежуточный контроль предполагает выполнение контрольной работы и зачет. Форма итогового контроля знаний по курсу «Общий психологический практикум» – экзамен.
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
(очная форма обучения) (2008, 2009 год)
№ | Название темы | Всего часов | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студентов | ||
лекции | семинары | лабораторные и практические занятия | ||||
Общий психологический практикум: предмет, задачи, содержание. | ||||||
Общая характеристика психологического исследования. | ||||||
Методы исследования в психологии. | ||||||
Измерение в психологии. | ||||||
Введение в математическую статистику. | ||||||
Этические принципы в работе психолога. | ||||||
Психология ощущений. Исследование ощущений психофизическими методами. | ||||||
Психология восприятия. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании. | ||||||
Психология восприятия. Исследование особенностей восприятия времени и пространства. | ||||||
Психология восприятия. Познавательный контроль в восприятии. Личностный характер восприятия. | ||||||
Психология памяти. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 слов. | ||||||
Виды памяти. Исследование объема кратковременной и оперативной памяти. | ||||||
Процессы памяти. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания. Исследование преобладающего типа запоминания. | ||||||
Сравнительное исследование опосредованного и непосредственного запоминания отвлеченных понятий. | ||||||
Развитие и совершенствование памяти. | ||||||
Психология внимания. Исследование объема и избирательности внимания (Методика Мюнстерберга) | ||||||
Исследование устойчивости концентрации внимания | ||||||
Особенности произвольного внимания | ||||||
Психология воображения. Оценка яркости-четкости воображения. | ||||||
Исследование индивидуальных особенностей воображения | ||||||
Психология мышления. Исследование особенностей наглядно – образного и наглядно-действенного мышления. | ||||||
Исследование аналитичности мышления. Влияние установки на способ решения задачи. | ||||||
Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Рефлексивность мышления. | ||||||
Определение активности вербального и наглядно-образного мышления. Оценка процедуры рассуждения через исключение. | ||||||
Исследование особенностей понятийного мышления. | ||||||
Изучение особенностей группового мышления. | ||||||
Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц» | ||||||
Экспериментально-психологические методы исследования языка и речи. Прямой и направленный ассоциативный тест. | ||||||
Цепной ассоциативный тест. Оценка эготизма речи. | ||||||
Оценка свойств говорящего. Аудирование речи. | ||||||
Определение темпо-ритмических особенностей речи. Исследование ригидности речи. | ||||||
Психографологические характеристики и психолингвистические особенности письменной речи. | ||||||
Эмоциональные состояния и их оценка. | ||||||
Изучение волевых процессов. Исследование волевой саморегуляции личности. | ||||||
Определение направленности личности. Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудачи. | ||||||
Изучение индивидуально-типологических особенностей личности | ||||||
Изучение особенностей характера личности. Акцентуации характера. | ||||||
Исследование личности биографическим методом. | ||||||
Возможности применения проективных техник в исследовании личности. | ||||||
Исследование самосознания и самооценки личности | ||||||
Наблюдение в системе методов психологического познания. | ||||||
Беседа как психотехническая практика и исследовательский метод. | ||||||
Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения. | ||||||
Понятие малой группы, требования к проведению группового обследования. Методика диагностики межличностных отношений. | ||||||
Методики социометрического и референтометрического обследования. | ||||||
Использование компьютерных средств в психологической практике. | ||||||
Новые тенденции в развитии психологической практики. | ||||||
ИТОГО: |
Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
|
|
(заочная форма обучения, 2007-2010 годы поступления)
№ | Название темы | Всего часов | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студентов | ||
лекции | семинары | лабораторные и практические занятия | ||||
Общий психологический практикум: предмет, задачи, содержание. | ||||||
Общая характеристика психологического исследования. | ||||||
Методы исследования в психологии. | ||||||
Измерение в психологии. | ||||||
Введение в математическую статистику. | ||||||
Этические принципы в работе психолога. | ||||||
Психология ощущений. Исследование ощущений психофизическими методами. | ||||||
Психология восприятия. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании. | ||||||
Психология восприятия. Исследование особенностей восприятия времени и пространства. | ||||||
Психология восприятия. Познавательный контроль в восприятии. Личностный характер восприятия. | ||||||
Психология памяти. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 слов. | ||||||
Виды памяти. Исследование объема кратковременной и оперативной памяти. | ||||||
Процессы памяти. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания. Исследование преобладающего типа запоминания. | ||||||
Сравнительное исследование опосредованного и непосредственного запоминания отвлеченных понятий. | ||||||
Развитие и совершенствование памяти. | ||||||
Психология внимания. Исследование объема и избирательности внимания (Методика Мюнстерберга) | ||||||
Исследование устойчивости концентрации внимания | ||||||
Особенности произвольного внимания | ||||||
Психология воображения. Оценка яркости-четкости воображения. | ||||||
Исследование индивидуальных особенностей воображения | ||||||
Психология мышления. Исследование особенностей наглядно – образного и наглядно-действенного мышления. | ||||||
Исследование аналитичности мышления. Влияние установки на способ решения задачи. | ||||||
Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Рефлексивность мышления. | ||||||
Определение активности вербального и наглядно-образного мышления. Оценка процедуры рассуждения через исключение. | ||||||
Исследование особенностей понятийного мышления. | ||||||
Изучение особенностей группового мышления. | ||||||
Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц» | ||||||
Экспериментально-психологические методы исследования языка и речи. Прямой и направленный ассоциативный тест. | ||||||
Цепной ассоциативный тест. Оценка эготизма речи. | ||||||
Оценка свойств говорящего. Аудирование речи. | ||||||
Определение темпо-ритмических особенностей речи. Исследование ригидности речи. | ||||||
Психографологические характеристики и психолингвистические особенности письменной речи. | ||||||
Эмоциональные состояния и их оценка. | ||||||
Изучение волевых процессов. Исследование волевой саморегуляции личности. | ||||||
Определение направленности личности. Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудачи. | ||||||
Изучение индивидуально-типологических особенностей личности | ||||||
Изучение особенностей характера личности. Акцентуации характера. | ||||||
Исследование личности биографическим методом. | ||||||
Возможности применения проективных техник в исследовании личности. | ||||||
Исследование самосознания и самооценки личности | ||||||
Наблюдение в системе методов психологического познания. | ||||||
Беседа как психотехническая практика и исследовательский метод. | ||||||
Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения. | ||||||
Понятие малой группы, требования к проведению группового обследования. Методика диагностики межличностных отношений. | ||||||
Методики социометрического и референтометрического обследования. | ||||||
Использование компьютерных средств в психологической практике. | ||||||
Новые тенденции в развитии психологической практики. | ||||||
ИТОГО: |
Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
(очно-заочная форма обучения (2010г))
№ | Название темы | Всего часов | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студентов | ||
лекции | семинары | лабораторные и практические занятия | ||||
Общий психологический практикум: предмет, задачи, содержание. | ||||||
Общая характеристика психологического исследования. | ||||||
Методы исследования в психологии. | ||||||
Измерение в психологии. | ||||||
Введение в математическую статистику. | ||||||
Этические принципы в работе психолога. | ||||||
Психология ощущений. Исследование ощущений психофизическими методами. | ||||||
Психология восприятия. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании. | ||||||
Психология восприятия. Исследование особенностей восприятия времени и пространства. | ||||||
Психология восприятия. Познавательный контроль в восприятии. Личностный характер восприятия. | ||||||
Психология памяти. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 слов. | ||||||
Виды памяти. Исследование объема кратковременной и оперативной памяти. | ||||||
Процессы памяти. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания. Исследование преобладающего типа запоминания. | ||||||
Сравнительное исследование опосредованного и непосредственного запоминания отвлеченных понятий. | ||||||
Развитие и совершенствование памяти. | ||||||
Психология внимания. Исследование объема и избирательности внимания (Методика Мюнстерберга) | ||||||
Исследование устойчивости концентрации внимания | ||||||
Особенности произвольного внимания | ||||||
Психология воображения. Оценка яркости-четкости воображения. | ||||||
Исследование индивидуальных особенностей воображения | ||||||
Психология мышления. Исследование особенностей наглядно – образного и наглядно-действенного мышления. | ||||||
Исследование аналитичности мышления. Влияние установки на способ решения задачи. | ||||||
Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Рефлексивность мышления. | ||||||
Определение активности вербального и наглядно-образного мышления. Оценка процедуры рассуждения через исключение. | ||||||
Исследование особенностей понятийного мышления. | ||||||
Изучение особенностей группового мышления. | ||||||
Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц» | ||||||
Экспериментально-психологические методы исследования языка и речи. Прямой и направленный ассоциативный тест. | ||||||
Цепной ассоциативный тест. Оценка эготизма речи. | ||||||
Оценка свойств говорящего. Аудирование речи. | ||||||
Определение темпо-ритмических особенностей речи. Исследование ригидности речи. | ||||||
Психографологические характеристики и психолингвистические особенности письменной речи. | ||||||
Эмоциональные состояния и их оценка. | ||||||
Изучение волевых процессов. Исследование волевой саморегуляции личности. | ||||||
Определение направленности личности. Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудачи. | ||||||
Изучение индивидуально-типологических особенностей личности | ||||||
Изучение особенностей характера личности. Акцентуации характера. | ||||||
Исследование личности биографическим методом. | ||||||
Возможности применения проективных техник в исследовании личности. | ||||||
Исследование самосознания и самооценки личности | ||||||
Наблюдение в системе методов психологического познания. | ||||||
Беседа как психотехническая практика и исследовательский метод. | ||||||
Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения. | ||||||
Понятие малой группы, требования к проведению группового обследования. Методика диагностики межличностных отношений. | ||||||
Методики социометрического и референтометрического обследования. | ||||||
Использование компьютерных средств в психологической практике. | ||||||
Новые тенденции в развитии психологической практики. | ||||||
Подготовка к экзамену | ||||||
ИТОГО: |