Организационно-методический раздел

Изучение общего психологического практикума направлено на формирование основ профессионального опыта студентов-психологов.

Основной целью данного курса являетсяформирование и развитие способности студентов к самостоятельной организации исследовательской и практической профессиональной деятельности, развитие интереса и профессионального мышления, формирование внутренней профессиональной мотивации, действий и операций.

Задачи данного курса раскрываются через систему требований к уровню освоения содержания дисциплины. Исходя из этих требований, студент должен

а) иметь представление:

- о теоретическом и эмпирическом знании в психологии и его особенностях;

- о системе методов в психологии;

- о типах исследования в различных психологических школах;

- о способах психологического воздействия на человека.

б) знать:

- основные понятия и принципы организации психологического исследования;

- классические принципы и методы психологической работы;

-процедуру получения и описания эмпирических данных;

- способы представления, обработки и анализа данных;

- методы психологических измерений, шкалирование, типы шкал;

- теорию психологического эксперимента, результаты наиболее актуальных психологических исследований;

- основные приемы и принципы установления контакта с клиентом (испытуемым), взаимодействия с различными группами клиентов;

- этические принципы организации и профессиональной психологической деятельности.

в) уметь:

- самостоятельно выделять психологические проблемы и формулировать запрос к средствам исследования;

- применять базовые процедуры получения, обработки и описания эмпирических данных и анализа результатов;

- планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных;

- проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений.

- видеть психологическую реальность и вычленять ее при описании человека;

- проводить психопрофилактическую работу с различными группами клиентов.

г) владеть:

- начальными навыками использования психотехнических приемов в исследовательской и практической работе с людьми;

- навыками ведения стандартизированной (нестандартизированной) беседы;

- алгоритмом анализа и представления результатов психологического исследования;

- конкретными методами, методиками, планированием эксперимента, различными измерительными процедурами;

- навыками считывания психологического состояния клиента по вербальным и невербальным проявлениям;

- навыками создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения.

- навыками саморегуляции и самоконтроля.

д) стремиться:

- к четкому соблюдению этических принципов в профессиональной деятельности;

- к саморазвитию и самосовершенствованию в личностном и профессиональном плане.

В процессе изучения дисциплины студенты получают знания об ос­новных классических принципах и методах психологической работы, приобретают конкретные умения, навыки и осваивают средства ее организации.

Реализация поставленных задач предполагает учет специальных принципов обучения в процессе освоения курса, а именно:

- проблемность обучения как введение студентов в контекст множественности парадигм и типов исследования, типов знания, воз­можного диалога и коммуникации между ними;

- широкая ориентировка в проблемной ситуации, означающая переход от жесткого алгоритма понимания и действия к самостоятельной постановке проблем, выбору цели и средств профессиональной деятельности студентами;

- диалог как основное средство формирования профессионального опыта студентов и форма образовательного взаимодействия,

- ценностно-смысловая позиция, профессиональная ответственность психолога.

Реализация этих принципов обучения позволит студентам не просто ознакомиться с классическими методами психологии, но и применить эти методы в своей исследовательской деятельности. Подобная организация взаимодействия в рамках общего психологического практикума способствует возникновение и последовательному формированию познавательной и профессиональной мотивации студентов, их активности и самостоятельности, выработке собственной позиции и, в конечном счете, профессиональному самоопределению.

Реализация изложенных принципов обучения осуществляется в разных формах, предполагает использование групповых, игровых приемов. Одной из научно методических задач общего психологического практикума является разработка новых способов обучения, реализующих вышеуказанные принципы, в том числе и использование компьютерных форм обучения.

Изучение общего психологического практикума позволяет студентам получить универсальный профессиональ­ный опыт, необходимый для дальнейшей специализации. Этим обес­печивается преемственность между общим психологическим практикумом и специализациями. Струк­тура общего психологического практикума и принципы обучения в нем способствуют дальнейшему погружению студентов в профессиональный опыт и овладению совре­менными формами профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность организуется на основе фундаментальных типов исследования в психологии. Тем самым фор­сируется профессиональная культура и постепенное осознание студентами специфики своей профессиональной деятельности.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Общий психологический практикум» включает в себя глубокую проработку основных теоретических разделов курса, формирование на этой основе собственной профессиональной позиции, а также тренировку умений и навыков организации и проведения психологического исследования, обработки и анализа полученных результатов, накопление опыта общения и взаимодействия с потенциальными клиентами, отработка навыков установления контакта при работе с людьми.

Курс «Общий психологический практикум» предполагает различные формы контроля знаний, умений и навыков студентов. Текущий контроль предполагает проведение устных и письменных опросов, выполнение практических заданий, тестирование, проверку домашних заданий. Промежуточный контроль предполагает выполнение контрольной работы и зачет. Форма итогового контроля знаний по курсу «Общий психологический практикум» – экзамен.


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

(очная форма обучения) (2008, 2009 год)

Название темы Всего часов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов
лекции семинары лабораторные и практические занятия
  Общий психологический практикум: предмет, задачи, содержание.          
  Общая характеристика психологического исследования.          
  Методы исследования в психологии.          
  Измерение в психологии.          
  Введение в математическую статистику.          
  Этические принципы в работе психолога.          
  Психология ощущений. Исследование ощущений психофизическими методами.          
  Психология восприятия. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании.          
  Психология восприятия. Исследование особенностей восприятия времени и пространства.          
  Психология восприятия. Познавательный контроль в восприятии. Личностный характер восприятия.          
  Психология памяти. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 слов.          
  Виды памяти. Исследование объема кратковременной и оперативной памяти.          
  Процессы памяти. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания. Исследование преобладающего типа запоминания.          
  Сравнительное исследование опосредованного и непосредственного запоминания отвлеченных понятий.          
  Развитие и совершенствование памяти.          
  Психология внимания. Исследование объема и избирательности внимания (Методика Мюнстерберга)          
  Исследование устойчивости концентрации внимания          
  Особенности произвольного внимания          
  Психология воображения. Оценка яркости-четкости воображения.          
  Исследование индивидуальных особенностей воображения          
  Психология мышления. Исследование особенностей наглядно – образного и наглядно-действенного мышления.          
  Исследование аналитичности мышления. Влияние установки на способ решения задачи.          
  Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Рефлексивность мышления.          
  Определение активности вербального и наглядно-образного мышления. Оценка процедуры рассуждения через исключение.          
  Исследование особенностей понятийного мышления.          
  Изучение особенностей группового мышления.          
  Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц»          
  Экспериментально-психологические методы исследования языка и речи. Прямой и направленный ассоциативный тест.          
  Цепной ассоциативный тест. Оценка эготизма речи.          
  Оценка свойств говорящего. Аудирование речи.          
  Определение темпо-ритмических особенностей речи. Исследование ригидности речи.          
  Психографологические характеристики и психолингвистические особенности письменной речи.          
  Эмоциональные состояния и их оценка.          
  Изучение волевых процессов. Исследование волевой саморегуляции личности.          
  Определение направленности личности. Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудачи.          
  Изучение индивидуально-типологических особенностей личности          
  Изучение особенностей характера личности. Акцентуации характера.          
  Исследование личности биографическим методом.          
  Возможности применения проективных техник в исследовании личности.          
  Исследование самосознания и самооценки личности          
  Наблюдение в системе методов психологического познания.          
  Беседа как психотехническая практика и исследовательский метод.          
  Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения.          
  Понятие малой группы, требования к проведению группового обследования. Методика диагностики межличностных отношений.          
  Методики социометрического и референтометрического обследования.          
  Использование компьютерных средств в психологической практике.          
  Новые тенденции в развитии психологической практики.          
  ИТОГО:          

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

(заочная форма обучения, 2007-2010 годы поступления)

Название темы Всего часов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов
лекции семинары лабораторные и практические занятия
  Общий психологический практикум: предмет, задачи, содержание.          
  Общая характеристика психологического исследования.          
  Методы исследования в психологии.          
  Измерение в психологии.          
  Введение в математическую статистику.          
  Этические принципы в работе психолога.          
  Психология ощущений. Исследование ощущений психофизическими методами.          
  Психология восприятия. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании.          
  Психология восприятия. Исследование особенностей восприятия времени и пространства.          
  Психология восприятия. Познавательный контроль в восприятии. Личностный характер восприятия.          
  Психология памяти. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 слов.          
  Виды памяти. Исследование объема кратковременной и оперативной памяти.          
  Процессы памяти. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания. Исследование преобладающего типа запоминания.          
  Сравнительное исследование опосредованного и непосредственного запоминания отвлеченных понятий.          
  Развитие и совершенствование памяти.          
  Психология внимания. Исследование объема и избирательности внимания (Методика Мюнстерберга)          
  Исследование устойчивости концентрации внимания          
  Особенности произвольного внимания          
  Психология воображения. Оценка яркости-четкости воображения.          
  Исследование индивидуальных особенностей воображения          
  Психология мышления. Исследование особенностей наглядно – образного и наглядно-действенного мышления.          
  Исследование аналитичности мышления. Влияние установки на способ решения задачи.          
  Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Рефлексивность мышления.          
  Определение активности вербального и наглядно-образного мышления. Оценка процедуры рассуждения через исключение.          
  Исследование особенностей понятийного мышления.          
  Изучение особенностей группового мышления.          
  Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц»          
  Экспериментально-психологические методы исследования языка и речи. Прямой и направленный ассоциативный тест.          
  Цепной ассоциативный тест. Оценка эготизма речи.          
  Оценка свойств говорящего. Аудирование речи.          
  Определение темпо-ритмических особенностей речи. Исследование ригидности речи.          
  Психографологические характеристики и психолингвистические особенности письменной речи.          
  Эмоциональные состояния и их оценка.          
  Изучение волевых процессов. Исследование волевой саморегуляции личности.          
  Определение направленности личности. Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудачи.          
  Изучение индивидуально-типологических особенностей личности          
  Изучение особенностей характера личности. Акцентуации характера.          
  Исследование личности биографическим методом.          
  Возможности применения проективных техник в исследовании личности.          
  Исследование самосознания и самооценки личности          
  Наблюдение в системе методов психологического познания.          
  Беседа как психотехническая практика и исследовательский метод.          
  Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения.          
  Понятие малой группы, требования к проведению группового обследования. Методика диагностики межличностных отношений.          
  Методики социометрического и референтометрического обследования.          
  Использование компьютерных средств в психологической практике.          
  Новые тенденции в развитии психологической практики.          
  ИТОГО:          

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

(очно-заочная форма обучения (2010г))

Название темы Всего часов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов
лекции семинары лабораторные и практические занятия
  Общий психологический практикум: предмет, задачи, содержание.          
  Общая характеристика психологического исследования.          
  Методы исследования в психологии.          
  Измерение в психологии.          
  Введение в математическую статистику.          
  Этические принципы в работе психолога.          
  Психология ощущений. Исследование ощущений психофизическими методами.          
  Психология восприятия. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании.          
  Психология восприятия. Исследование особенностей восприятия времени и пространства.          
  Психология восприятия. Познавательный контроль в восприятии. Личностный характер восприятия.          
  Психология памяти. Исследование памяти с помощью методики заучивания 10 слов.          
  Виды памяти. Исследование объема кратковременной и оперативной памяти.          
  Процессы памяти. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания. Исследование преобладающего типа запоминания.          
  Сравнительное исследование опосредованного и непосредственного запоминания отвлеченных понятий.          
  Развитие и совершенствование памяти.          
  Психология внимания. Исследование объема и избирательности внимания (Методика Мюнстерберга)          
  Исследование устойчивости концентрации внимания          
  Особенности произвольного внимания          
  Психология воображения. Оценка яркости-четкости воображения.          
  Исследование индивидуальных особенностей воображения          
  Психология мышления. Исследование особенностей наглядно – образного и наглядно-действенного мышления.          
  Исследование аналитичности мышления. Влияние установки на способ решения задачи.          
  Определение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт». Рефлексивность мышления.          
  Определение активности вербального и наглядно-образного мышления. Оценка процедуры рассуждения через исключение.          
  Исследование особенностей понятийного мышления.          
  Изучение особенностей группового мышления.          
  Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц»          
  Экспериментально-психологические методы исследования языка и речи. Прямой и направленный ассоциативный тест.          
  Цепной ассоциативный тест. Оценка эготизма речи.          
  Оценка свойств говорящего. Аудирование речи.          
  Определение темпо-ритмических особенностей речи. Исследование ригидности речи.          
  Психографологические характеристики и психолингвистические особенности письменной речи.          
  Эмоциональные состояния и их оценка.          
  Изучение волевых процессов. Исследование волевой саморегуляции личности.          
  Определение направленности личности. Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудачи.          
  Изучение индивидуально-типологических особенностей личности          
  Изучение особенностей характера личности. Акцентуации характера.          
  Исследование личности биографическим методом.          
  Возможности применения проективных техник в исследовании личности.          
  Исследование самосознания и самооценки личности          
  Наблюдение в системе методов психологического познания.          
  Беседа как психотехническая практика и исследовательский метод.          
  Создание психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения.          
  Понятие малой группы, требования к проведению группового обследования. Методика диагностики межличностных отношений.          
  Методики социометрического и референтометрического обследования.          
  Использование компьютерных средств в психологической практике.          
  Новые тенденции в развитии психологической практики.          
  Подготовка к экзамену          
    ИТОГО:          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: