double arrow

Тема №3. Методы исследования в психологии

Понятие метода в психологии. Методы исследования в психологии. Понятие объективного и субъективного метода.

Классификация методов исследования в психологии. Общая характеристика организационных методов: сравнительный, лонгитюдный и комплексный метод.

Эмпирические методы в психологии. Планирование эмпирических исследований. Процедуры получения и описания эмпирических данных Наблюдение как основной метод психологии. Виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное. Особенности организации, достоинства и недостатки наблюдения. Ведение, обработка и интерпретация протоколов наблюдения.

Классификация малоформализованныхметодов и методов высокой степени формализации. Достоинства и недостатки. Опросники. Беседа (интервью). Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная. Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Анкетирование. Особенности составления анкет. Анализ продуктов деятельности. Биографический метод. Метод обобщения независимых характеристик (экспертных оценок). Контент – анализ.

Определение теста. История применения тестирования за рубежом и в России. Виды тестов. Проверка надежности, стандартизации теста и валидности. Достоинства и недостатки тестирования.

Понятие эксперимента. Эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии. Виды экспериментов. Лабораторный (метод психических реакций, психофизические методы, психометрические методы, электрофизиологические методы). Полевой (в условиях реальной деятельности с использованием портативной аппаратуры, при сокращенных циклах процедур). Естественный (в условиях труда, учения, игры). Психолого-педагогический (констатирующий, формирующий). Методика организации и проведения эксперимента. Понятий переменной. Зависимая переменная и независимая переменная. Каузальная связь переменных. Контроль переменных. Экспериментальный план. Общий цикл эксперимента. Планирование действий. Экспериментальная схема. Протоколирование. Оформление экспериментального отчета. Способы предъявления показателей. Достоинства, недостатки, ограничения метода.

Понятие идеального эксперимента. Сущность корреляционных исследований и квазиэкспериментов. Особенности планирования исследовательских процедур. Достоинства и недостатки корреляционных исследований и квазиэкспериментов.

Моделирование в психологии. Понятие «модель», функции и виды моделей.

Методы социально-психологической диагностики: социометрия и референтометрия.

Количественные и качественные методы обработки данных. Методы первичной обработки данных (табулирование, построение диаграмм, гистограмм, полигонов и кри­вых распределения). Методы вторичной обработки данных (вычисление ста­тистик). Корреляционный анализ. Дисперсионный анализ. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ. Качественные методы: классификация, типологизация, систематизация, периодизация, психологическая казуистика.

Интерпретационные методы: генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: