double arrow

Этические стандарты психологов


// Психологическая диагностика /Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2003. С. 550 - 564. Авторское право принадлежит Американской психологической ассоци­ации (январь, 1963). Перепечатано (и отредактировано) из журнала «Амери­канский психолог» (январь, 1963), поправки внесены в сентябре 1965 г. и де­кабре 1972 г. Эти стандарты также напечатаны в Биографическом справочнике Американской психологической ассоциации.

Психолог придает большое значение достоинству и ценности бы­тия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улуч­шать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или живот­ного, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда с це­лью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагности­ческого обследования и внимания к интересам своих коллег и общества.

Основные принципы

Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обя­зательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочай­ший уровень своей работы.

А. Как ученый, психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возмож­ность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение дан­ных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.

Б. Как педагог, психолог понимает свою первейшую обязанность по­могать другим в овладении навыками и знаниями и поддержи­вать высокие нормы своей эрудиции.

В. Как практик, психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно ка­саться жизненного благополучия других людей.

Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня про­фессиональной компетентности является обязанностью, которая раз­деляется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.

A. Неквалифицированные люди компрометируют психологическую практику; психологи помогают обществу в определении тех, кто компетентен давать обществу профессиональные советы. Когда психолог или лицо, называющее себя психологом, нарушает эти­ческие стандарты, психологи, знающие об этом из первых рук, пытаются исправить ситуацию. Когда в такой ситуации не могут поступить неофициально, привлекают внимание соответству­ющих местных, государственных или национальных комитетов по профессиональной этике, стандартам и практике.

Б. Психологи, которые считаются квалифицированными в какой-то деятельности, - это те, кто или имеет дипломы Американско­го комитета по профессиональной психологии, или обладает ли­цензиями или удостоверениями, выданными государственными экзаменационными комиссиями, или обладает удостоверения­ми, выданными общественными комиссиями, созданными госу­дарственными психологическими ассоциациями. Психологи, не удовлетворяющие требованиям к квалификации, необходимым для самостоятельной практики, должны приобретать опыт под руководством квалифицированного специалиста.

B. Психолог знает границы своей компетентности и ограниченность своих методов и не предлагает своих услуг, а также не использует технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандар­там, установленным в отдельных областях. Психолог, который занялся практической деятельностью, содействует своим колле­гам в получении профессиональной помощи по всем аспектам их проблем, которые находятся вне его собственной компетенции. Этот принцип требует, чтобы, например, были собраны данные для медицинского диагноза и решения соответствующих меди­цинских проблем, а также для обращения за советом или консуль­тацией к другим специалистам.

Г. Психолог в клинике знает, что эффективность его работы во мно­гом зависит от способности поддержать нормальные отношения между людьми, что кратковременные или более длительные из­менения его собственной личности могут помешать этой способ­ности и испортить оценку, даваемую им другим лицам. Поэтому он воздерживается от любой деятельности, в которой его личные проблемы, возможно, станут причиной низкой профессиональ­ной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой дея­тельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компетент­ную профессиональную помощь для определения того, должен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого клиента.

Принцип 3. Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понима­ет, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позор­ные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.

Принцип 4. Ошибочные представления. Психолог избегает ошибоч­ного представления о своей собственной профессиональной квалифи­кации, связях и целях, а также об институтах и организациях, с кото­рыми он связан.

А. Психолог не претендует на то, чего он не может, ни прямо, ни пу­тем приписывания себе профессиональной квалификации, отли­чающейся от его действительной квалификации, ни с помощью неверного представления своих связей с каким-либо институтом, организацией или индивидом и не дает возможности другим при­писывать себе связи, которых в действительности нет. Психолог отвечает за исправление мнений других людей, которые неверно представляют себе его профессиональную квалификацию или связи.

Б. Психолог не должен иметь ошибочного представления об инсти­туте или организации, с которыми он связан, приписывая им ка­чества, которых они не имеют.

В. Психолог не использует свои связи с Американской психологи­ческой ассоциацией или ее отделами в целях, которые не соот­ветствуют тому, что она провозглашает.

Г. Психолог не связывает себя и не позволяет использовать свое имя в связи с любыми службами или результатами исследований таким образом, что могло бы привести к неправильному пред­ставлению о нем, уровне его ответственности за них или характе­ре его связей.

Принцип 5. Публичные заявления. Сдержанность, научная преду­смотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний ха­рактеризуют все заявления психологов, которые прямо или опосредо­ванно дают информацию обществу.

A. Психологи, которые истолковывают психологию или ее приклад­ные отрасли клиентам или широкой общественности, обязаны де­лать сообщения ясно и тщательно. Нужно избегать преувеличе­ний, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления.

Б. Когда дают информацию о психологических процедурах и мето­дах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны использо­ваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию.

B. Психолог, занятый на радио или телевидении, не принимает уча­стия в коммерческих заявлениях, рекомендующих покупку или использование результатов.

Принцип 6. Конфиденциальность. Гарантировать сохранность ин­формации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обу­чения, практики или исследования, — первейшая обязанность психо­лога. Такую информацию не сообщают другим до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства.

А. Конфиденциально полученная информация раскрывается толь­ко после самого тщательного обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающаяся угроза индивиду или обществу, и только представителям соответствующих профессий или обще­ственным лидерам.

Б. Информация, полученная в обстановке клиники или консульта­ции, а также оценки, даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам, обсуждаются только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается. Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки; нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконно­го посягательства на тайну личности.

В. Клинические и другие материалы используются в школьном обу­чении и публикациях только тогда, когда идентичность испыту­емых соответствующим образом замаскирована.

Г. Обеспечивается конфиденциальность профессиональных сооб­щений об индивидах. Только в том случае, когда автор и другие участники дают свое специальное разрешение, показывают кон­фиденциальные профессиональные сведения соответствующим лицам. Психолог отвечает за информированность своего клиента о границах конфиденциальности.

Д. Только после явного разрешения допускается раскрывать в пуб­ликациях идентичность испытуемых. Когда данные опубликова­ны без разрешения идентификации, психолог берет на себя от­ветственность за соответствующую маскировку источников своих результатов.

Е. Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальнос­ти при хранении и окончательном расположении конфиденци­альных результатов.

Принцип 7. Благополучие клиента. Психолог уважает неприкосно­венность и защищает благополучие человека или группы, с которыми он работает.

A. Психолог в промышленности, учебных заведениях и других мес­тах, где могут возникнуть конфликты интересов разных групп, как, например, между предпринимателями и трудящимися или между клиентом и нанимателем, использующим психолога, обя­зан установить для себя характер и направленность своих отно­шений и ответственности, а также информировать все заинтере­сованные группы об этих обязательствах.

Б. Когда возникает конфликт среди профессиональных рабочих, психолог заботится, прежде всего, о благоденствии всех клиентов и только во вторую очередь считается с интересами своей соб­ственной профессиональной группы.

B. Психолог пытается ограничить клиническую практику или кон­сультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу.

Г. Психолог, который просит, чтобы индивид предоставил ему ин­формацию о своей личности в ходе интервьюирования, тестиро­вания или оценивания, или который допускает, чтобы ему открыли эту информацию, делает это только после того, как точно установ­лено, что отвечающее лицо полностью осознает цели интервью­ированная, тестирования или оценивания, а также способы, ко­торыми может быть использована информация.

Д. В случае, когда требуется отзыв, ответственность психолога за благополучие клиента продолжается до тех пор, пока эту ответ­ственность не принимает на себя то профессиональное лицо, для которого требуется отзыв, или пока отношения с психологом, да­ющим отзыв, не ограничиваются обоюдным соглашением. В си­туациях, когда отзыв, консультация и тому подобное указаны в условиях обращения и клиент отказывается от отзыва, психолог осторожно обращает его внимание на возможный вред ему (кли­енту), психологу и его профессии, который может вытекать из продолжения их отношений.

Е. Психолог, которому требуется использовать психологические тес­ты для дидактики, классификации или исследовательских целей, предохраняет своего испытуемого, предупреждая, что тесты и их результаты используются профессиональным путем. Ж. Когда студенту предъявляется эмоционально не безразличное ему содержание, это объективно обсуждается и прилагаются усилия, чтобы конструктивно управлять любыми возникающими труд­ностями.

3. Нужно заботиться о том, чтобы обеспечить подходящую окружа­ющую обстановку для клинической работы в целях предохране­ния как клиента, так и психолога от реального и приписываемого вреда, а профессию от осуждения.

И. При использовании общепринятых медикаментов для терапев­тических целей психологу необходимо особо позаботиться о том, чтобы гарантировать самому себе, что сотрудничающий с ним врач дает соответствующие гарантии клиенту.

Принцип 8. Взаимоотношения с клиентом. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сторонах потенциальных взаи­моотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.

А. К сторонам взаимоотношений, влияющим, по-видимому, на ре­шение клиента, относятся регистрация интервью, использование материала интервью в учебных целях и наблюдение за интервью­ированием посторонних лиц.

Б. Когда сам клиент не компетентен в оценке ситуации (как ребе­нок, например), лицо, ответственное за клиента, информирует­ся об обстоятельствах, которые могут повлиять на взаимоотно­шения.

В. Психолог обычно не вступает в профессиональные взаимоотно­шения с членами своей семьи, близкими друзьями, товарищами и другими лицами, чье благополучие может быть нарушено таки­ми двойственными взаимоотношениями.

Принцип 9. Безличностное обслуживание. Психологическое обслу­живание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводится только в контексте профессиональных взаимоот­ношений и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, программ радио или телевидения, почты и другими подобными способами.

Подготовка сообщений о человеке и рекомендаций ему, основанная на тестовых данных, доставляемых только по почте, неэтична, если такая оценка не является составной частью длительных взаимоотно­шений клиента с компанией, результатом чего является получение психологом-консультантом личного знания о клиенте, и тем самым обеспечивается адекватность письменной оценки ее целям, а также правильная интерпретация ее клиентом.

Эти сообщения не должны содержать такого детального анализа личностных качеств человека, который возможен только после тща­тельного интервьюирования этого испытуемого. Эти сообщения не должны давать таких специфических рекомендаций относительно ис­пользования человека на службе или его служебного положения, ко­торые выходят за пределы знаний психологом требований, предъявля­емых компанией к работе. Сообщения не должны означать ограничения потребности компании в проведении таких видов ее деятельности, как оценки истории работы, изучение справок, прошлой службы в компании.

Принцип 10. Объявления об обслуживании. Психолог придержи­вается скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в опо­вещении своей пригодности к профессиональному обслуживанию.

А. Психолог не впрямую просит клиентов о возможности поставить им индивидуальный диагноз или провести лечение.

Б. Индивидуальные сведения в телефонных книгах ограничивают­ся именем, достигнутым профессиональным уровнем, статусом диплома, адресом и номером телефона. Они могут также содер­жать определение в нескольких словах области, в которой практикует данный психолог, например лечение детей, личностный отбор, промышленная психология. Сообщения о его конкретных функциях являются весьма скромными.

В. Объявления об индивидуальной частной практике ограничива­ются простым сообщением имени, достигнутого профессиональ­ного уровня, статуса диплома или удостоверения, адреса, номера телефона, часов работы и кратким пояснением видов оказыва­емых услуг. Объявления агентства могут включать имена служеб­ного персонала с их квалификацией. В остальных чертах они соответствуют тем же стандартам, что и индивидуальные объяв­ления, удостоверяющим, что налицо правильный характер орга­низации.

Г. Психолог или агентство, объявляющее о неклинических профес­сиональных услугах, могут использовать брошюры, в которых описываются услуги, но их оценка не дается. Они могут быть по­сланы профессионалам, школам, торговым фирмам, государствен­ным учреждениям и другим подобным организациям.

Д. Использование в брошюре «рекомендаций от удовлетворенных лиц» не принято. Не принято предлагать независимый опыт об­служивания, если неправильно представлены характер или дей­ственность оказываемых психологом услуг. Заявления, что пси­холог имеет уникальные приборы или обладает уникальными навыками, которых нет у других, делается только тогда, когда продемонстрирована научно доказанная действенность этих уни­кальных методов или приборов.

Е. Психолог не должен поддерживать (даже по мере сил запрещать) у клиента преувеличенных представлений об эффективности ока­зываемых услуг. Заявления клиенту об эффективности услуг не должны выходить за рамки тех, которые психолог хотел бы вну­шить клиенту с помощью профессионально корректной публи­кации его результатов и их интерпретации в профессиональном журнале.

Принцип 11. Внутрипрофессиональные отношения. Психолог чест­но ведет себя по отношению к коллегам в психологии и в других про­фессиях.

А. Каждый член ассоциации взаимодействует с соответствующим образом созданным Комитетом по научной и профессиональной этике и поведению в выполнении его долга, отвечая на вопросы с разумной быстротой и полнотой. Член, затрачивающий более 30 дней на ответы по вопросам, будет обременен тем, чтобы пока­зать, что он действовал с «разумной быстротой».

Б. Психолог обычно не предлагает профессиональных услуг лицу, получающему психологическую помощь от других профессиона­лов, за исключением тех случаев; когда имеются соглашения с последними или когда связи клиента с другими профессионала­ми окончены.

В. Для благополучия клиентов и коллег нужно, чтобы психологи в общей практике или совместной деятельности организованно и ясно договорились относительно условий своих связей и их воз­можных ограничений. Психологи, которые выступают в качестве нанимателей других психологов, обязаны уравнять соответству­ющие условия.

Принцип 12. Оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике находятся в соответствии с профессиональными стандарта­ми, которые обеспечивают интересы клиента и профессии.

A. В установлении расценок для профессиональных услуг психолог тщательно рассматривает как платежную способность клиента, так и цены, установленные другими психологами, занимающи­мися подобной деятельностью. Он готов внести свой вклад в ра­боту, за которую он получит мало или не получит ничего.

Б. Не предоставляется никакого вознаграждения или скидок в оп­лате, а также никаких иных форм платы за отказ клиента от про­фессиональных услуг.

B. Психолог в клинике или консультации не использует свои взаи­моотношения с клиентом для оказания содействия коммерче­ским предприятиям любого рода в целях получения личной вы­годы или выгоды агентства.

Г. Психолог не получает частным путем плату или вознаграждение за профессиональную работу с человеком, получившим право на его услуги через институт или агентство. Особенности деятель­ности какого-либо агентства могут в определенной мере способ­ствовать частной работе своих сотрудников с клиентами, и в этих условиях клиент должен быть полностью оповещен о всяких ме­рах воздействия на него.

Принцип 13. Неразглашение теста. Психологические тесты и дру­гие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от нео­сведомленности испытуемого, не воспроизводится и не описывается в популярных изданиях таким способом, который может сделать не­валидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограни­чен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гаран­тирует их использование.

А. Примеры задач, похожих на тестовые, могут при обсуждении вос­производиться в популярных статьях и иных местах, но сами тес­ты и реально используемые в них задачи не публикуются нигде, за исключением профессиональных изданий.

Б. Психолог отвечает за контроль над психологическими тестами и другими методами исследования, а также способами инструк­тажа, если их ценность может быть дискредитирована путем раз­глашения широким слоям общества их специфического содержа­ния или лежащих в основе принципов.

Принцип 14. Интерпретация тестов. Тестовые оценки, как и мате­риалы теста, передаются только тем лицам, которые способны их ин­терпретировать и использовать надлежащим образом.

A. Материалы, предназначенные для сообщения родителям или для оценивания индивидов в школах, общественных учреждениях и в промышленности, тщательно рассматриваются квалифициро­ванными психологами или консультантами для того, чтобы в случае необходимости снабдить их отзывом или проконсульти­ровать индивида.

Б. Результаты тестов и другие данные, используемые для оценки или квалификации, сообщают нанимателям на работу, родственни­кам и другим заинтересованным людям таким способом, который предохраняет от ложной интерпретации или неверного исполь­зования. Обычно сообщается интерпретация тестовых результа­тов, а не оценка.

B. Если родителям или учащимся сообщаются сами тестовые резуль­таты, их сопровождают соответствующими средствами и указа­ниями для интерпретации.

Принцип 15. Публикация теста. Психологические тесты предостав­ляются для коммерческой публикации только тем издателям, которые подают их профессионально и распределяют только среди тех, кто ква­лифицированно использует их.

А. Обеспечивается издание руководства по тестам, методических справочников и других необходимых книг о тестах, в которых описываются методы создания и стандартизации тестов, а также суммируются исследования по их валидности.

Б. В руководствах указываются группы, для которых создан данный тест, и цели, с которыми рекомендуют его использовать. Указыва­ются также ограничения его надежности и те стороны валидности, исследования по которым отсутствуют или являются недоста­точными. В частности, руководство содержит предупреждение относительно интерпретаций, которые могут быть сделаны, но не являются еще достаточно обоснованными.

В. Каталог и руководство указывают степень тренировки и профес­сиональную квалификацию, необходимые для правильной ин­терпретации теста.

Г. Руководство и сопровождающие документы принимают во вни­мание принципы, сформулированные в «Стандартах для учеб­ных и психологических тестов».

Д. Объявления о тестах являются скорее реалистическими и описа­тельными, а не эмоциональными и убеждающими.

Принцип 16. Меры предосторожности в исследованиях. Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих ис­пытуемых, как животных, так и людей.

Решение провести исследование должно опираться на продуманные представления конкретного психолога относительно того, как наилуч­шим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию. Ответственный психолог взвешивает альтернативные способы, которыми можно оценить энергию и ресурсы личности. При­нимая решение провести исследование, психологи должны выполнить эти исследования с уважением к тем людям, кто принимает в них уча­стие, и заботясь об их достоинстве и благополучии. Принципы, кото­рыми следует руководствоваться, точно определяют этическую ответ­ственность исследователя по отношению к участникам на протяжении всего хода исследования, от первоначального решения провести его до тех шагов, которые необходимы для обеспечения конфиденциаль­ности полученных результатов.

Эти принципы следует интерпретировать в контексте законченного документа «Этические принципы проведения исследований на людях», выдаваемого по запросу Американской психологической ассоциации.

А. При планировании работы исследователь несет личную ответ­ственность за тщательную оценку своей этической приемлемос­ти, исходя из этих принципов при исследовании на людях. В той мере, в которой эта оценка, рассмотренная с точки зрения научной и человеческой значимости, предлагает отклониться от прин­ципов, исследователь берет на себя серьезную обязанность полу­чить консультацию по этическим вопросам и соблюдать более строго меры предосторожности, обеспечивающие права участву­ющих в исследовании людей.

Б. Ответственность за установление и поддержание приемлемой эти­ческой практики в исследованиях всегда лежит на конкретном исследователе. Исследователь отвечает за этическое обращение с участниками исследования всех сотрудников, ассистентов, сту­дентов и технического персонала, всех, кто, впрочем, также имеет соответствующие обязанности.

В. Этическая практика требует, чтобы исследователь информиро­вал участников обо всех особенностях исследования, которые, как предполагается, могут влиять на готовность человека принять в нем участие, а также объяснял все прочие стороны исследования, о которых расспрашивает участник. Отказ дать полное объясне­ние испытуемому налагает еще большую ответственность на ис­следователя за обеспечение благополучия и достоинства участ­ника исследования.

Г. Откровенность и честность являются существенными характе­ристиками между исследователем и участником исследования. Если методические требования исследования делают необходи­мыми скрытность или обман, исследователю нужно обеспечить понимание участником причин этого и восстановить прежние вза­имоотношения между ними.

Д. Этическая практика требует, чтобы исследователь уважал право индивида отказаться от участия в исследовании или прервать это участие в любое время. Обязанность обеспечить осуществление этого права требует специальной бдительности, если положение исследователя выше, чем положение участника. Решение огра­ничить это налагает еще большую ответственность на исследова­теля за обеспечение достоинства и благополучия участников ис­следований.

Е. Допустимое с этической точки зрения исследование начинается с установления ясного и справедливого соглашения между ис­следователем и участником исследования, которое разъясняет ответственность каждого. Исследователь обязан уважать все обе­щания и обязательства, включенные в это соглашение.

Ж. Исследователь, выполняющий этические стандарты, предох­раняет участников исследования от физического и психиче­ского дискомфорта, вреда и опасности. Если существует риск таких последствий, исследователь должен проинформировать об этом участников, получить их согласие до начала работы и принять все возможные меры, чтобы уменьшить вредные по­следствия. Нельзя использовать те методы исследования, ко­торые могут причинить серьезный и длительный ущерб его участ­никам.

3. После того как данные собраны, этическая практика требует, чтобы исследователь дал участнику полное объяснение характе­ра исследования и устранил те неверные представления о нем, которые могут возникнуть. Если научная или человеческая цен­ность исследования оправдывает задержку объяснения или ута­ивание данных, на исследователя налагается особая ответствен­ность убедить испытуемых, что им никаких вредных последствий исследование не принесло.

И. Если методы исследования могут привести к нежелательным для участника последствиям, исследователь отвечает за то, чтобы об­наружить их и избежать или исправить; это же относится и к дли­тельным последствиям.

К. Информация, полученная об участниках в ходе исследования, является конфиденциальной. Если существует возможность того, что посторонние могут получить доступ к такой информации, эти­ческая практика требует, чтобы эта возможность вместе с мерами по обеспечению конфиденциальности была объяснена участни­ку; это объяснение представляет собой один из пунктов процеду­ры по получению согласия, даваемого в результате профинформированности.

Л. Психолог, использующий в исследованиях животных, строго придерживается выполнения правил отношения к животным, составленных комитетом по мерам предосторожности и стандар­там в исследованиях на животных и принятых Американской психологической ассоциацией.

М. Исследования на людях, в которых используются эксперимен­тальные медикаменты, следует проводить только в такой обста­новке, как клиники, госпитали, или в особо благоприятных усло­виях, обеспечивающих безопасность субъектов.

Принцип 17. Значимость публикаций. Значимость относится к тем лицам, кто участвовал в издании, и определяется пропорционально их участию и только в соответствии с ним.

A. Основные вклады профессионального характера, сделанные не­сколькими лицами в общий проект, рассматриваются как соав­торство. Экспериментатор или автор, который внес принципи­альный вклад в издание, ставится в списке на первое место.

Б. Второстепенные вклады профессионального характера, большая канцелярская и прочая профессиональная работа, а также другие второстепенные формы участия отмечаются в сносках или во всту­пительной части.

B. Путем специального цитирования отмечаются неопубликованные и опубликованные материалы, которые имели непосредственное влияние на исследование или публикацию.

Г. Психолог, который составляет сборник и редактирует для изда­ния работы других авторов, издает материалы симпозиума или сборника работ под заглавием симпозиума или комитета и со сво­им именем как председателя симпозиума или редактора среди имен других участников.

Принцип 18. Ответственность перед организацией. Психолог ува­жает права и репутацию института или организации, с которой он связан.

А. Материалы, подготовленные психологом как часть его постоян­ной работы под специальным руководством его организации, яв­ляются собственностью этой организации. Эти материалы пре­доставляют психологу для использования или публикации в соответствии с правилами выдачи разрешений, предоставления прав и прочими порядками, установленными его организацией.

Б. Другие материалы, имеющие второстепенное отношение к дея­тельности учреждения и за которые психолог несет индивиду­альную ответственность, публикуются с отказом учреждения от какой-либо ответственности за них.

Принцип 19. Деятельность по продвижению. Психолог, связанный с созданием или распространением психологических приборов, книг и других видов продукции, предназначенных для коммерческой про­дажи, отвечает за обеспечение того, чтобы эти приборы, книги и дру­гие виды продукции преподносились профессиональным и фактиче­ским путем.

A. Требования в отношении выполнения, пользы и результатов на­учно обосновываются.

Б. Психолог не использует профессиональные журналы для ком­мерческой эксплуатации психологической продукции, а психо­лог-редактор защищает их от такого неверного использования.

B. Психолог, имеющий финансовые интересы при продаже или ис­пользовании психологической продукции, чувствителен к воз­можному конфликту с интересами продвижения этой продукции и избегает компромисса со своей профессиональной ответствен­ностью и целями.

Приложение 4


Сейчас читают про: