Неотомизм -христианская философия, считающая своим предшественником Фому /Томазо/ Аквинского /1225-1274/. Первый Ватиканский собор /I864-I870/ объявил философию Фомы Аквинского единственно истинной.
Исходная идея неотомизма - принцип гармонического единства разума и веры. Этьен Жильсон /1884-1978/ образно говорил, что достижение гармонии между философией и верой - тайна томизма. Ведь вера основывается на окровении божества, разум Бог внедрил в человека, поэтому вера и разум имеют общий источник.
Но разум по своей природе ограничен, ему не все доступно. Как говорил Жак Маритен /1882-1975/, разум "останавливается" и "сохраняет молчание" перед такими вопросами, как вопросы о смысле жизни личности, о бессмертии души и т.п. Именно здесь возникает потребность в вере.
Соотношение теологии и философии в неотомизме сформулировано в догмате: "Философия - служанка богословия". Служебная обязанность философии - доказать, что Бог есть, вслед за Фомой неотомизм предлагает его апостериорные доказательства. Кроме пяти доказательств Маритен предложил еще одно: опыт человеческого мышления приводит к выводу, что оно бессмертно и «предсуществует» до времени в разуме Бога.
|
|
Чистое бытие - неизменная духовная субстанция, тождественная с Богом. Существование - мир сотворенных вещей. Неотомисты утверждают принцип творения мира Богом из ничего /креационизм/. Человек - единственный носитель божественного духа в материальном мире. Душа бессмертна.
У души есть две главные способности - познание и воля. Познание через ощущения, суждения и умозаключения стремится к истине, раскрывая в познаваемых объектах их духовные прообразы, формы. Бог дал человеку свободу воли, выбора между посюсторонним и потусторонним благом. Надо избежать ложного пути. Неотомизм отвергает индивидуализм и коллективизм в их обычном понимании, пропагандирует идею солидаризма, объединяющего людей принципом любви к ближнему, в основе которой - любовь к Богу. Подлинная цивилизация должна опираться не на "материальный принцип", а на «духовные факторы».