Следовательно, с философской точки зрения, в мире нет ничего кроме объективной и субъективной реальности, материи и сознания.
Дальнейшая конкретизация и раскрытие содержания понятия "материя" требует обращения к атрибутам материи - всеобщим и универсальным характеристикам - свойствам, отношениям присущим любому состоянию, виду, конкретной форме объективной реальности.
Среди этих атрибутов: движение, пространство, время, необходимость и случайность, устойчивость и изменчивость, качественную и количественную определенность и множество других, быть может еще не открытых научным познанием.
Понятия, фиксирующие атрибуты материи в мышлении, называются категориями. Речь идет об онтологических категориях философии. Другие разделы философского знания используют категории, не отражающие атрибутов материи. Например, философия общества применяет такие категории, как "народ", "класс", "культура", "социальная мобильность" и т.п. Эти понятия отражают характеристики объективной реальности, но только ее ограниченного "среза" - социума, а не всего материальному миру, поэтому атрибутов материи они не представляют. Некоторые разделы философии связаны, в основном, с субъективной реальностью и потому понятия их категориального аппарата также не отражают атрибуты материи ("истина", "добро", "зло", "справедливость", "ценность" и т.п.).
|
|
Движение. Пространство и время.
Движение в философии понимается как любое, всякое изменение моментов объективной реальности. Такое понимание распространяется на любые уровни организации объективного мира и применимо к вещам, свойствам и отношениям вещества, энергии и отражения.
Ф. Энгельс (1820 - 1895), сформулировал пять форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Эта классификация учитывает эволюцию материи на макроуровне (кроме механической). Однако открытие микромира и мегамира внесло существенные коррективы в представления о структуре объективного мира. Сегодня естественная наука предлагает следующую классификацию типов движения по масштабам взаимодействия.
I. Микродвижение — квантово-механическое, слабое, сильное, электромагнитное.
II. Макродвижение — механическое, макрофизическое, химическое, биологическое и социальное.
III. Мегадвижение — образование и эволюция галактик, Метагалактики, «расширение»,«пульсация» Вселенной и т. п.
Метафизика (антидиалектика):
1. Пытается редуцировать источник и причину всякого изменения либо к внешнему воздействию (как эктогенез - учение, рассматривающее биологическую эволюцию как результат изменяющего организмы воздействия условий среды), либо к внутреннему (как автогенез, объясняющий эволюцию организмов действием только внутренних факторов).
|
|
2. Абсолютизирует либо изменчивость мира, что ведет релятивизму, с позиций которого все относительно, нет ничего устойчивого, последующее состояние ни в чем не повторяет предшествующее; либо его устойчивость, что воплощается в отрицании всякого изменения в мире, что упраздняет движение как атрибут бытия, а тем самым, и само бытие.
3. Редуцирует высшие формы движения к низшим (например, пытается отождествить общество с живым организмом, а человека – с биологическим существом)
Метафизический подход, впервые использованный для характеристики сущности пространства Демокритом (V – IV вв. до н.э.) трактует и пространство, и время как нечто самостоятельно существующее, абсолютное. Отсюда представления о "незанятом", пустом пространстве, "в" котором и даже благодаря которому происходят все изменения. Абсолютизируя пространственные характеристики метафизически мыслящие ученые всерьез рассуждают об "искривленных пространствах" и о воздействии искривления пространства на объективные процессы.
Абсолютизация времени, отрыв его от материальных процессов, изменения которых оно характеризует, приводит к выводу о детерминации объективных процессов "чистым временем", о возможности путешествия "во времени".
Диалектическая связь пространственно-временных характеристик объективной реальности с самой этой реальностью впервые была показана в неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевского /1792 -1856/, (для пространственной характеристики), а окончательно доказана теорией относительности А.Эйнштейна /1879 —1955/.
Резюмируя сказанное можно предложить следующие определения:
Пространство есть атрибут материи, представляющий совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов,— их расположение друг относительно друга, относительную величину и конфигурацию.
Время — атрибут материи, отражающий относительную последовательность изменений состояний материальных систем и длительность их существования.