Развитие и закон. Принцип детерминизма и плюрализм

Развитие – система направленных изменений. Во всяком развитии можно выделить восходящую (прогрессивную) и нисходящую (регрессивную) фазы.

Прогресс и регресс связаны друг с другом по определенному для каждого конкретного процесса развития закону. Изучение закона позволяет раскрыть и понять сущность развития.

Закон – существенная и устойчивая (воспроизводящаяся), упорядоченная, гармоничная связь явлений и состояний. Существование и сущность любого процесса и явления неотделимо от законов. Незакономерное не существует (ибо существование есть устойчивая связь состояний) и не может быть познано (ибо познать можно только воспроизводящееся).

Однако в системах объективной и субъективной реальности есть элементы неустойчивости, неповторимости, неупорядоченности (хаотичности), дисгармоничности, выступающие диалектическим антиподом закона в процессах изменения и развития.

Проблему соотношения необходимого и случайного раскрывает принцип детерминизма.

Детерминизм— ведущий мировоззренческий и методо­логический принцип философии, означающий всеобщую взаи­мообусловленность, определенность моментов и процессов действительности.

С позиций диалектического детерминизма процесс реали­зации возможности определяется целым рядом факторов, центральным из которых выступает причина, раскрываю­щая внутреннее противоречие системы, порождающая процесс реализации возможности. Так как на действие причины на­кладываются воздействия условий, функциональных связей-взаимодействий с параллельно развивающимися системами и прочие детерминации, порожденная действительность пред­стает в случайной форме, за которой скрывается необходимое содержание.

Условие — тип детерминации, связанный с однонаправ­ленным действием внешних по отношению к причине факто­ров, способствующих раскрытию внутреннего противоречия системы и сопровождающих процесс перехода возможности в действительность от начала и до конца.

Однонаправленность действия условий определяется не­возможностью обратного воздействия на условия со стороны развивающейся действительности (например, на уровень осве­щенности).В тех случаях, когда осуществляется относительно сим­метричное взаимодействие сопряженно развивающихся систем, имеет место функциональная детерминация. Так, функцио­нально детерминируют друг друга хищники и их жертвы, оби­тающие в одной экологической нише.

Подводя итог сказанному, дадим определения необходи­мости и случайности.

Необходимость—момент развития, определяемый раскрывающимся противоречием и представляющий относи­тельную устойчивость, повторяемость, целостность и непре­рывность, направленность процесса развития.

Случайность—дополнение и форма проявления необ­ходимости, представляющая относительную неустойчивость, неповторимость, дискретность и отсутствие наперед задан­ного направления в процессе развития.

Плюрализм как философская доктрина предполагает абсолютное равенство всех начал в развитии мира, общества, человеческого мышления или познания. Плюрализм не приемлет системной соподчиненности, иерархизированности ни в чем. Диалектический монизм, напротив, утверждает, что многообразие начал, причин, ос­нований всякого развития представляет собой системный синтез, в котором системообразующим центром является одно такое основание, причина и т.п.

Простейшим случаем плюрализма, является философский дуализм, постули­рующий равенство материального и духовного в развитии мира и человека. В то время как идеализм и материализм являются монистическими, противостоя­щими друг другу концепциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: